Известно, что основной целью модернизации образования является повышение его качества, в достижении которого ключевая роль принадлежит педагогу. Профессионализм, социальное и материальное благополучие учителя определяют его возможность и готовность работать творчески, с полной отдачей.
Поэтому среди мер, направленных на модернизацию образования, особое место занимает переход на новую систему оплаты труда, принципиальным отличием которой является стимулирование качественной работы педагогов.Прогрессивные подходы к ликвидации уравниловки и взаимоувязке качества работы педагога и уровня материального вознаграждения вызвали большие сложности в их реализации.Несмотря на проведение экспериментального этапа, массовый переход на НСОТ в 2011 году выявил серьезные проблемы, характерные как для всей страны, так и для нашего региона. Их наличие привело в ряде территорий не только к увеличению, но и к снижению реальной заработной платы, что, естественно, создало напряженность в педагогических коллективах.С одной стороны, это объективные проблемы, характеризующие общее положение в отрасли:- низкая изначальная стоимость труда учителя, выраженная в размере базового оклада;- разброс (неоправданные перекосы) в базовом окладе не только по регионам, но и в пределах одного муниципалитета;- недостаточная разработанность механизмов перехода к новой системе оплаты труда.А с другой – это проблемы, существование которых объясняется степенью готовности администрации образовательных учреждений и первичных профсоюзных организаций к применению новой системы оплаты на практике. Среди них мы выделяем:- сложности, с которыми сталкиваются педагогические коллективы при разработке критериев оценки труда, являющихся основой стимулирующей части выплат;- недостаточную готовность ряда руководителей к коллегиальной работе, гласности и открытости в предпринимаемых действиях.Эффективное устранение указанных проблем без активного вмешательства профсоюзов не представляется возможным. В то же время решение новых задач с использованием старых подходов обречено на провал.Деятельность областного комитета профсоюза, всесторонне поддерживающего инициативу государства в изменении системы оплаты труда педагогов, была направлена на то, чтобы добиться выполнения решений, принятых органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.Были использованы разнообразные формы: от организации акций протеста в 2010 году до конструктивных взаимодействий с Законодательным собранием, губернатором, правительством и Министерством образования и науки Челябинской области. В 2011 году областная организация профсоюза и Министерство образования и науки подписали новое региональное соглашение об обеспечении социальных гарантий педагогическим работникам. Значимым достижением профсоюза является проявление инициативы губернатора и Законодательного собрания в создании рабочей комиссии для решения проблем бюджетных отраслей. В целях регулирования процесса внедрения НСОТ при областном Совете профессиональных союзов создан Совет по экономике и правовым вопросам, основными функциями которого являются получение информации о ходе реализации новой системы оплаты труда, определение проблем и разработка рекомендаций.Не менее важным направлением в деятельности обкома профсоюза является методическая помощь профсоюзным организациям.В течение 2011 года президиум областной организации профсоюза проводил семинары-совещания по введению НСОТ в различных территориях области. В их работе принимали участие не только руководители образовательных учреждений и профсоюзный актив, но и представители органов власти, управления образованием.По результатам проведенной учебы и полученной информации не только разрабатывались рекомендации и исправлялись выявленные ошибки, но в некоторых случаях и пересматривались муниципальные положения об оплате труда.Специалистами областной организации профсоюза осуществляется методическая помощь в формировании нормативно-правовой базы внедрения НСОТ. В результате комплексной просветительской работы: заключены и действуют соглашения с администрацией муниципальных и территориальных образований о социальной поддержке педагогов (в городах Аше, Магнитогорске, Карабаше, Копейске, Кыштыме, а также Сосновском, Красноармейском, Увельском районах); созданы коллективные договоры, разработаны положения об оплате труда, включающие условия определения размера стимулирующих надбавок за качество работы членов педагогического коллектива. Данные документы имеются в 100% учреждений области.Наряду с этим профсоюз выполняет функции контроля за реализацией принятых решений и заключенных соглашений.В целях своевременного реагирования на имеющиеся нарушения мы должны быть постоянно информированы о состоянии дел на местах. Одним из путей получения информации является мониторинг заработной платы работников образования, реализуемый в рамках проекта «Наша новая школа».К сожалению, формальные цифры отчетности расходятся с реальными данными о размере заработной платы педагогов, о чем свидетельствуют многочисленные высказывания на форумах в Глобальной сети. На сайте общественной приемной В.В. Путина, в комментариях к выступлениям работников Министерства образования и науки нашей области наряду с претензиями по поводу размера заработной платы выделены претензии, свидетельствующие о проблемах процедуры оценки труда в конкретном образовательном учреждении: распределение стимулирующей части зарплаты происходит кулуарно и не соотносится с качеством работы учителя; педагоги не ознакомлены с критериями расчета стимулирующих выплат; нагрузка работников образования несопоставима с зарплатой.Это те отрицательные факты, которые должны быть устранены в образовательном учреждении при принципиальной позиции профсоюзной организации.Гласность, коллегиальность, открытость, а при необходимости убеждение – те принципы, на которых администрация и профсоюзы должны выстраивать свою работу. Уход от уравниловки – процесс болезненный, и наша задача при низкой объективной оценке труда педагога – показать ему возможности роста.Прозрачность в распределении фонда заработной платы во многом зависит от уровня социального партнерства в образовательном учреждении, от мудрости руководителя и председателя профкома. Опыт показывает: там, где есть активная позиция профсоюзной организации, процессы внедрения новой системы оплаты труда идут менее конфликтно.Одним из аспектов этой работы является коллегиальность в создании критериев качества деятельности педагогов. Вместе с тем экспертиза документов и изучение обращений педагогов позволяют сделать вывод о том, что состав, содержание и формулировка показателей зачастую неконкретны и недостаточно объективны. Должны быть созданы унифицированные базовые критерии, которые могут быть дополнены в педагогическом коллективе с учетом особенностей целей и задач его развития.Сделано много. К каким конкретно изменениям привели совместные усилия?С 1 сентября 2011 года благодаря инициативе премьер-министра и губернатора области произошло ощутимое повышение фонда оплаты труда учителей и работников дошкольных образовательных учреждений (на 30%), других специалистов отрасли – на 13%.Вместе с тем негативным фактором, сдерживающим реализацию идеи достойного вознаграждения за качественный труд, является его зависимость от состояния местных бюджетов. Это ведет к большой дифференциации в базовых ставках и окладах работников образования в различных территориях. В качестве примера можно привести следующие данные: должностные оклады учителей по городским округам разнились от 3300 рублей в Карабаше до 3800 рублей в Копейске. По муниципальным районам наименьший средний оклад – 3020 рублей – в Аргаяшском районе, наибольший – в Саткинском – 3780 рублей.Помимо этого профсоюз обеспокоен значительным увеличением у учителей дополнительной работы, выполняемой с целью получения стимулирующих выплат в условиях неоправданно низкой оплаты за выполнение должностных обязанностей. Это приводит к излишней интенсификации труда в ущерб повышению его качества.Необходимы нормативно-правовые акты, регулирующие минимальные базовые ставки или оклады, созданные на уровне Федерации.Нам не нужно убеждать друг друга в том, что только не обремененный тревогами и заботами о хлебе насущном учитель способен трудиться качественно, творчески, с полной отдачей. Мы, профсоюзные организации областного и муниципального уровня, берем на себя обязательства добиваться унифицированной, не зависящей от территории базовой ставки или оклада.Руководители образовательных учреждений и первичных профсоюзных организаций должны обеспечить справедливое вознаграждение за качественный труд учителя при распределении надбавок стимулирующего характера и определить возможности его профессионального и личностного роста в целях достижения современного качества образования.А в нашей совместной деятельности мы должны работать над коррективами нормативно-правовой базы, касающимися: разработки стандарта педагогической деятельности, критериев и инструментария ее оценивания; своевременного внесения изменений в отраслевые территориальные соглашения и коллективные договоры, связанные с дополнительными льготами и гарантиями.И тогда материальное положение учителя не будет фактором, унижающим его профессиональное достоинство, и мы с полной уверенностью будем ожидать от него результаты, которые вернут нашей системе образования мировое лидерство.
Комментарии