search
main
0

Людмила МИТРЮК, начальник Юго-Восточного окружного управления образования: Каждый новый учебный год – всегда веха в жизни педагога

Мы, учителя, так устроены, потому что живем не календарными годами, а учебными. Педагоги – единственные на земле люди, которые в году встречают два Новых года. Попробуйте ответить каждый сам для себя, какой из них для вас более радостен. Думаю, ответ понятен.

Началу учебного года сопутствуют довольно противоречивые чувства:  и тревоги, и радости, и ожидания чего-то нового. И очень важно выделить те приоритеты в развитии каждого учреждения, которые позволили бы  правильно сориентировать  педагогические коллективы, нацелить их на решение  актуальных задач, стоящих перед городом, москвичами и каждым конкретным человеком.Мы не можем не видеть, что,  несмотря на серьезные трудности в экономике, государство поворачивается в сторону образования, определив его как приоритетную отрасль. Широкое участие педагогических коллективов в конкурсах приоритетного национального проекта «Образование» способствовало привлечению общественности к оценке деятельности  школ и учителей, что позволило сделать систему более открытой.33 школы  нашего округа стали победителями этого проекта и получили грант в 1 млн рублей на развитие и модернизацию своего учреждения. Свыше 300 учителей получили денежное вознаграждение, участвуя в конкурсе национального проекта «Лучший учитель». В этом году увеличился до 200 тысяч грант лучшим учителям России, из 41 учителя Москвы, ставших победителями, 13 учителей – педагоги нашего округа, а это 30%,  или каждый третий. Участие в конкурсах приоритетного национального проекта «Образование»  способствовало развитию инновационных процессов, внедрению их в массовую практику: около 300 мастер-классов, творческих мастерских в год проводят  наши лучшие учителя.Образование – не услуга, а главное дело страны, уникальная сфера всеобщности. Не инвестиции, не нефтедоллары создают величие и творят историю, а образование. Обновление системы образования невозможно без учета мнения родителей – основных заказчиков образовательных услуг и равноправных участников образовательного процесса. Среди личностных качеств, которые должны формироваться в школе,  родители ставят на первое место умение свободно общаться (74%),  трудолюбие и целеустремленность (72%), высокий уровень интеллекта (69%), ответственность (66%). Все перечисленные качества представляют собой, по сути, базовые, ключевые компетенции выпускника школы, определяющие качество содержания современного образования. Выявленные приоритеты родителей отражают стратегические тенденции модернизации российского образования, в частности, усиление его личностной направленности. Качество образования  определяется не просто правильностью ответов ученика, главное – его готовность искать и найти свое место  в жизни, стать успешным, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. В школе будущего должно измениться понимание основного образовательного результата и подход к его оценке.Опыт международных мониторинговых исследований показывает, что на массовом уровне российские школьники, имея сравнительно хорошие предметные знания, уступают своим сверстникам из других стран в способности спонтанно, но  осмысленно и эффективно  применять эти знания в нестандартной учебной ситуации, в своей социальной  жизненной практике. По мнению международных исследователей, для того чтобы сформировать новое качество образования в начальной школе, небольшому образовательному учреждению необходимо три года. Для школы средних размеров – 5 лет и  до 7-9 лет для более крупного сообщества. А это означает: если мы хотим получить некоторый результат в ближайшие годы, о том, за счет чего мы собираемся это сделать и каким он  должен быть, важно думать сегодня. Мы активно работали  над созданием в каждом учреждении, во всем округе  той образовательной среды,  которая способствует развитию интеллектуального и  творческого потенциала обучающихся и воспитанников. В апреле опыт нашей работы в этом направлении мы  представили на выездном семинаре начальников учебных округов города, руководителей Департамента образования,  показали несколько учреждений разного вида: Центр развития ребенка –  детский сад №183, Центр образования №1858 и его дошкольное подразделение, лицей №1547, кадетский казачий корпус №7. Наши гости стали участниками детской экономической игры, которая проводилась в лицее.   Мы  прекрасно видим, что меняются эпохи. И для настоящего лидера ключевая задача  – умение уловить тенденцию развития времени, понять, что будет актуально примерно через шесть лет. Сейчас многие родители поняли, что образование – это огромный капитал. Наметилась устойчивая тенденция к повышению престижа образования. На самом деле  повышение престижа образования –  результат усилий многих людей и различных структур. Это результат заботы московского правительства и городской Думы, Департамента образования Москвы. Это, конечно же, результат работы многих педагогических коллективов.  Время, которое мы переживаем, –  это время дифференциации образования, когда сильные школы становятся сильнее, а слабые останавливаются в своем развитии, набирают обороты те учреждения, которые работают в режиме развития. Об этом говорят и итоги прошедшей аккредитации образовательных учреждений: из  37 учреждений, прошедших аккредитацию, уровень обученности, соответствующий образовательным стандартам, показали  32.Исключительно востребованными у населения стали учреждения: кадетский казачий корпус №7 имени М.А.Шолохова (не только в округе, но и в городе, и в других регионах), московский пансион государственных воспитанниц №9, школы №№687, 1321 (Ресурсный центр по инклюзивному образованию), 846, 460, 1186, 1935, 1967, 1367, 1386, 1208, 1359, 1228, 1738, 328, (ныне – гимназия №1597), 1209, (сейчас – гимназия №1599), центры образования №№775, 1420, 1421, 1422, 1423, 1477, 1458, 1858, 1493, 1457,1439, гимназия №1562, лицей №1547 и другие учреждения, где создана необходимая образовательная среда для развития личности каждого ребенка, поэтому не стоит вопрос с комплектованием  классов, дошкольных подразделений, где творчески трудятся стабильные педагогические коллективы.В  таких ДОУ, как детские сады  №№2542 и  2712, детские сады комбинированного вида №№1365, 2468, 2495, детские сады компенсирующего вида №№1016, 1763, 1881, 2099, 2162, 2334, детские сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением направлений развития воспитанников №№2370 и 2436,  центры развития ребенка №№867, 2317, 2348, 2357, 2584, прогимназии №№1882 и  1893, дошкольное подразделение ЦО №1421, создана предметно-развивающая среда, отвечающая современным требованиям и подходам к развитию детей дошкольного возраста, позволяющая развивать новые формы дошкольного образования, это способствует и повышению  качества дошкольного образования, что подтверждается рейтингом родительской общественности. Человек – существо социальное, и его  с младенчества до зрелого возраста формирует среда. Велика роль дошкольных учреждений в деле воспитания. Ведь именно с детства закладываются привычки, навыки культуры общения, формируется личность. В последние годы интерес населения к дошкольному образованию значительно возрос, появился дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях. Это связано не только с демографической ситуацией, но и с повышением качества дошкольного образования, большей вариативностью предоставляемых услуг. В округе сформирована многофункциональная система воспитания детей в возрасте от рождения  до семи лет. В 254 учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, сегодня воспитываются около 42 тысяч детей.Развивая новые формы дошкольного образования (центры игровой поддержки,  группы кратковременного пребывания, семейные детские сады)  на базе дошкольных учреждений, мы создаем среду  для детей с 6 месяцев. Мамы и папы вместе с детьми приходят на занятия к педагогам, психологам, делятся опытом, учатся играть вместе с детьми. Это очень напоминает семейную школу. У ребенка формируется потребность в общении, потребность в познании.Дошкольное детство проходит очень быстро. Это драгоценное время, когда маленький человек готов впитать все, что  предлагают старшие, что он видит вокруг себя. Наша главная задача – не упустить это время, помочь ребенку правильно выстроить взаимоотношения с ровесниками, младшими детьми, взрослыми, родными, близкими, с окружающим миром.Одним из достижений в области повышения качества дошкольного образования в Москве можно считать реализацию совместного пилотного проекта в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы».Ресурсный центр «Знаю много языков», созданный в прогимназии №1882, реализует актуальное инновационное направление – современную стратегию раннего языкового образования. Центр обеспечивает сетевое взаимодействие не только с образовательными учреждениями города, но и округа (ДОУ №№867, 1881, 2117, 2093, 1421, 1777, 2336, 2374, 2494, 1204, 1468, 459, 1501, 2580, 791, 1544, 1844, 2561).Среди наиболее интересных практических результатов работы дошкольных учреждений я хочу отметить:разработку программы «Домашняя академия», рекомендации в помощь гувернерам Центра развития ребенка – детского сада №183, материалы по адаптации и социализации детей с особенностями развития детского сада №1892, рекомендации по элементарному музицированию прогимназии №1642, образовательно-игровую программу для родителей «Давайте играть», решающую задачу обучения родителей игровому взаимодействию с детьми, Центра развития ребенка №2317. Очень важным инструментом повышения качества образования стала продуманная  система предшкольной подготовки, потому что в системе непрерывного образования грамотно организованная предшкольная подготовка позволяет выровнять стартовые возможности детей, своевременно выявить серьезные проблемы в развитии ребенка, которые впоследствии, если им не уделить внимания, станут факторами школьной неуспешности, а в конечном итоге приведут к отсеву и правонарушениям. Формы организации такой подготовки могут быть как на базе дошкольных учреждений, так и на базе организованных временных групп дошкольников в школах. Интересно работают в этом направлении дошкольные учреждения №№1760, 1882, 1881, 1892, 1643, 1645 и другие.Мощная идея, заложенная в программе  «Столичное образование», – сферный, межведомственный подход к решению вопросов образования, когда происходит консолидация кадровых, финансовых ресурсов всех ведомств. Многие проблемы, определенные программой развития образования округа, не могли бы быть решены успешно  без помощи других служб, например, вопросы сохранения и укрепления здоровья детей, профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, проведения дней исторического и культурного наследия, подготовки и празднования 65-летия Победы и многое другое. Слова искренней благодарности – всем своим коллегам из окружных управлений и служб, всем главам управ и руководителям муниципальных образований за постоянное внимание к решению вопросов образования.Наверное, такого контакта со всеми не получилось, если бы  не было заинтересованного отношения префектуры и прежде всего префекта Владимира  Зотова, всех его заместителей и руководителей управлений к вопросам образования. Именно по инициативе и при активной помощи префекта в округе уверенно развивается кадетское движение, которое становится одним из лучших в городе, разработаны и реализуются такие основополагающие программы, как «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи», «Цифровой район Жулебино», «Одаренный ребенок» и другие.  Сегодня проходят замечательные спортивные праздники, в которых принимают участие свыше 9 тысяч школьников, создаются спортивные клубы, получили широкое развитие игровые виды спорта, организуются встречи учащихся со знаменитыми спортсменами, проходит сдача норм ГТО с вручением значков. По инициативе префекта только за прошлый год ученые прочитали более 60 лекций по нанотехнологиям старшеклассникам. А наши праздники улиц! Конкурс «Если бы я был главой управы»  стал городским, «Вифлеемская звезда»  вышел на международный уровень. Второй год в округе проходит конкурс на грант префекта «Лучшее образовательное учреждение округа», по итогам которого 3 школы-победители получают по 1 млн рублей, 3 ДОУ – по 500 тыс. рублей. Средства направляются на модернизацию материально-технических ресурсов и учебного оборудования. В Год учителя по инициативе префекта во всех районах будут вручаться  лучшим школам компьютеры, решается вопрос  с улучшением жилищных условий учителей. Школы и детские сады участвуют в конкурсе на грант префекта. И этот список  можно продолжить. На такую заботу о развитии системы образования округа можно ответить только лучшими результатами работы в наступившем учебном году.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте