Приобрести это солидное издание, сразу же начать его изучение побудили меня не только интригующее название и профессиональное желание больше узнать о современных детях, но и уже знакомое имя автора прочитанной мной раньше популярной книги «Дети нашего времени» Аллы Баркан. Педиатр, детский психолог, доктор медицинских наук, профессор теперь подарила заинтересованным читателям новую книгу «Ультрасовременный ребенок (современная психология)». Читатель, взявший в руки это издание, получит возможность провести несколько часов с замечательным собеседником.
Наши дети сегодня – поколение телеманов, геймеров, мобильных, увлеченных подростковой гламуроманией, детей-индиго, детей развода, «золотая» молодежь… Но как бы модно мы их ни называли, они остаются детьми, которым так нужны внимание, безусловная любовь и терпение взрослых. Трудно не согласиться с таким выводом автора.Неоспоримое достоинство книги – это мудрые советы автора. Как помогать детям, «любя и не воюя». Убедительны примеры последних научных исследований в области педагогики и психологии, анализ различных жизненных ситуаций и собственного практического опыта, ценные советы «как желательно» и «как не желательно» вести себя родителям и воспитателям.Это увлекательное и очень полезное чтение неожиданно было дополнено знакомством с еще одной подаренной мне книгой из серии «Звезды Рунета» «Я выбираю жизнь: 50 ддмс» Стейс Крамер, автора самой популярной, как указано в подзаголовке, рукописи Рунета. (Стейс Крамер – псевдоним Анастасии Холовой. Восемнадцатилетняя девушка из Астрахани стала известной благодаря своим интернет-творениям, в которых она рассказывала о своей непростой жизни и переживаниях. Настю воспитывала одна мама, отца она никогда не видела. Фамилию юная писательница позаимствовала у любимого персонажа Джона Крамера из серии фильмов «Пила».)Параллельное чтение сразу двух изданий как бы соединило теорию с практикой, предоставило возможность участия в педагогическом тренинге, позволило увидеть проблемы подростков в разных плоскостях, оказаться на своеобразном профессиональном полигоне.Алла Баркан утверждает, что если ребенок ощущает себя нелюбимым и лишним в семье, лишен родительской нежности и ласки, если имеют место холодность и отчужденность детей от родителей, то у него возникает неприятие действительности. Агрессивный, авторитарный стиль воспитания, бесконечные наказания и упреки, отсутствие взаимопонимания, гнев, досада и злость превращаются в спутников, вынуждающих «протестовать». Подросток становится жестким и агрессивным. Он явный кандидат в антисоциальные группировки, каждая из которых по-своему борется за свободу, равенство, братство. И в подтверждение этого история девочки из книги Стейс Крамер «Я выбираю жизнь: 50 ддмс». Перечисленные выше причины, дефицит внимания в семье чуть не привели главную героиню художественного произведения – подростка с типичными для ее возраста проблемами – к трагическому финалу (50 ддмс имеют мрачную окраску, расшифровываются как «50 дней до моего самоубийства»).У героини книги, как она сама себе обозначила, осталось 50 дней, для того чтобы решить, жить ей или умереть. Описание этих дней жизни и составляют главную канву романа.Милая, тихая и безобидная когда-то девочка конфликтует с родителями, поссорилась со своей лучшей подругой, ее исключили из школы, она сбегает из дома… «Мне начинает нравиться моя новая безбашенная жизнь, – пишет школьница в своем дневнике, – в ней все по-другому, другие люди, отношения».Свойственные подросткам тяга к необычному, желание рисковать, мечты о свободе, непонятно, что именно под этим они подразумевают, подчеркивает в своей книге А.Баркан, могут сделать кумирами молодежи криминальные авторитеты. Что и происходит с девочкой-подростком в романе.Школьная жизнь героини показана лишь отдельными эпизодами, учителя хорошие, стараются увлечь детей своими занятиями. Однако предложение преподавателя биологии организовать выход на природу особого энтузиазма и желания ни у кого из учеников в классе не вызывает. Тут невольно вспоминаются книга писателя Алексея Иванова «Географ глобус пропил» и тот опасный, трудный поход с детьми по горной реке.Описание пятидесяти дней жизни героини романа убедительно подтверждает еще одно высказывание Аллы Баркан: «Волнуют нас только разочарования, хоть они лишь вкрапления в драгоценных камнях других качеств детей». Всем, кто работает с детьми, очень важно вовремя заметить происходящие изменения в их поведении, суметь поддержать и помочь. А что думает героиня книги по этому поводу?«Я просто захотела вырваться. Найти людей, которые меня понимают», – признается девочка. Примечательно, что новые ее друзья постоянно говорят, что девочка не такая, как все, отмечают ее умение дружить, желание поддержать в трудную минуту. «Я не понимаю, – удивляется один из них, узнав про мрачные мысли подруги, – почему молодая, здоровая девушка, полная энергии, хочет расстаться с жизнью».В конце романа девочка и сама приходит к выводу, что многое делала неправильно: «Я хотела перемен в жизни, но иногда так хочется почувствовать себя обычным подростком. Я уже, если честно, и забыла, каково это». А вот еще одно запоздалое признание: «У всех нормальная, стандартная жизнь, планы, перспективы. А у меня из-за моей дурости ничего не осталось. Обидно, горько».К счастью, девушка в итоге все-таки выбирает жизнь, но эта новая жизнь, как ей кажется, долгая и счастливая, предполагается все в той же преступной группе.Грустные, тревожные чувства испытывает, уверен, каждый, кто ознакомится с этой историей. К огромному сожалению, неблагополучие во многих семьях, снижение авторитета родителей, разрушение базовых семейных ценностей стали сегодня серьезной проблемой. Вот студент-первокурсник, поступивший в техникум после 9-го класса, приносит мне заявление на отчисление. В откровенном разговоре выясняется, что родители развелись, мать снова вышла замуж, а отец ищет себе спутницу жизни по всему поселку. Люди вокруг, как кажется парню, постоянно врут, обманывают друг друга. Все построено на лжи. К примеру, его отчим за деньги помог другу «откосить» от армии. Мой же собеседник признается, что не хочет так поступать. Сейчас он увлекся рэпом, появились новые друзья. Они собираются часто вместе, организуют концерты, выезжают в другие города. Парень решил бросить учебу. Куда приведет его это новое увлечение?…Сегодня, на мой взгляд, особая ответственность ложится на школу, профессиональные учебные заведения, которые должны быть заинтересованы в усилении внимания к семье как важному социальному институту, повышению ее роли в обществе, воспитанию уважения, доверия, любви к своему семейному очагу.Понимая всю актуальность и насущную необходимость такой работы, в нашем техникуме вот уже на протяжении нескольких лет совместно с региональным отделением союза «Женщины России» мы реализуем социальный проект «Формирование семейных ценностей у студентов». Прошел областной слет представителей трудовых династий. На этом и на других различных мероприятиях студенты получают возможность ознакомиться с традициями и укладом семейной жизни людей старшего поколения.
Валерий НАПЁРОВ, директор Брянского кооперативного техникума, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук
Комментарии