search
main
0

Любви к природе все возрасты покорны. Экологическое образование имеет несколько ступеней и бесконечное разнообразие видов

На первой ступеньке…В детском саду «Журавушка» проводилось исследование уровня экологической культуры воспитанников. 5 деток из ста показали высокий уровень, то есть обладали знанием разных животных и деревьев, с интересом наблюдали за ними, понимали, как нужно ухаживать за собачками, любовались цветами. 65% продемонстрировали среднее понимание, а 30% проявили экологическую безграмотность. Ничего страшного, у малышей все впереди, решили в дошкольном образовательном учреждении и составили программу экологического воспитания. «Окружающая среда – источник развития не только ума, но и нравственности ребенка» – такой постулат лег в основу концепции. А конкретикой стали многочисленные игры, подвижные, ролевые, сюжетные, ориентированные на познание мира. «Что сажают в огороде», «Найди на дереве такой же листочек, как на картинке» – много чего интересного придумали воспитатели. Через год работы – вновь диагностика, результаты улучшились кардинально.

Сеть детских садов «Согласие» тоже уделяет большое внимание экологической работе – оборудовали специальную комнату, где проводятся занятия кружка юных, очень юных экологов «Волшебный круг». Детское учреждение №225 только начинает функционировать, но тема общения с природой здесь не будет забыта, утверждает заведующая садом, по образованию биолог. В отделе образования Чкаловского района поясняют: место, которое занимает экологическое воспитание, теперь определяется не пристрастиями администрации детсадов, а тем, что его важность и необходимость прописаны в государственных требованиях и к дошкольным, и к школьным учреждениям.Ловись, рыбка…В начале июня, уже по традиции, разношерстное, говорливое детское общество собирается на большую рыбалку. Она проводится под патронатом правительства Свердловской области, Свердловского областного отделения Российского детского фонда, при поддержке трех областных министерств: общего и профессионального образования, социальной политики, природных ресурсов. В живописной лесной зоне на границе Екатеринбурга на берегу водоема наводятся специальные мостки, на которых устраиваются участники состязания с удочками в руках. Ежегодные областные соревнования по рыбной ловле «Экопарк» среди детских домов, интернатов и кадетских училищ Свердловской области проводятся в седьмой раз, в этом году – на водоеме Калиновский разрез, расположенном на территории культурного рыбного хозяйства. В рыбалке на Калиновке приняло участие более 30 команд, около четырехсот человек.- 2013 год объявлен Годом экологии в России! – разносятся над водоемом приветственные слова. – Да здравствует открытие «Экопарка» на красивейшем водном берегу нашей области! Ура!В программе праздника – смотр экоагитбригад (команда привозит с собой помимо участников состязания также группу поддержки, «арт-силу» и командных спонсоров); зеленый десант (каждая команда высаживает деревья в лесопарке, ребята лично принимают участие в посадке кедров). Действует экофабрика, представляющая собой мастер-классы по различным направлениям: цех по ландшафтному дизайну, цех по изготовлению кормушек для птиц, изготовлению декоративных поделок из глины, домашней утвари из бересты, цех по плетению лозы и так далее.Прогулка студентов – это не прогулЕжегодная городская акция, придуманная студентами Уральского политехнического института 30 лет назад и организуемая теперь студентами Уральского федерального университета, – «Майская прогулка» – прошла в нынешнем году с небывалым размахом, побив рекорды. Всего за два дня выходных пешие и велосипедные маршруты посетили 11,5 тысячи участников. Студенты, бабушки и дедушки, родители с детьми на руках – возраст туристов, как всегда, был не ограничен. Правда, на велосипеды село меньше людей, чем обычно; наверное, это было связано с неблагосклонными к велотранспорту погодными условиями. Да и обновленные правила предписывали обязательное наличие шлема, раздобыть который смог не каждый желающий.Когда «Майская прогулка» создавалась, никто и предположить не мог, вспоминают ее инициаторы, что акция станет такой востребованной. «Оказалось, она необходима всем», – подвел итоги юбилейной акции один из ее организаторов доцент физико-технологического института Виктор Гроховский.Философия нравственности…Раньше екатеринбургский лицей №3 так и назывался – «экологический лицей». Экологическое направление стало здесь одним из основных с приходом на должность директора Валентины Александровны Ипполитовой, когда-то окончившей географо-биологический факультет местного вуза. Позднее определение «экологический» было убрано для приведения названия учебного заведения в соответствие с нормами, но суть сохранилась.Сергей Анатольевич Иванов работает заместителем директора по научно-методической деятельности лишь первый год. Но с лицеем сотрудничает давно. Около десяти лет он занимался вопросами экологического образования в Уральском научно-образовательном центре РАО, защитил кандидатскую диссертацию по теме экологического образования, сейчас готовит монографию. Лицей всегда являлся экспериментальной площадкой для экологов от науки и образования. Здесь сложилась собственная экошкола.У системы экологического образования в лицее две составляющие. Первая – учебная. Предмет «Экология» преподается не по выбору и по желанию, а для всех учащихся в обязательном порядке, с пятого по одиннадцатый класс. Вторая составляющая – внеучебная. Лицеисты активно участвуют во всех олимпиадах, викторинах, конкурсах, семинарах и конференциях экологической направленности, которые проводятся в районе, городе, области, есть среди них и победители, в том числе международного уровня.Больше 15 лет лицей ведет самую разнообразную экологическую работу, и сейчас наступил момент, когда время требует изменений в методах и подходах. Об этом наш разговор с Сергеем Анатольевичем Ивановым.- Какими качествами в идеале должны обладать выпускники экологического лицея?- Лицей дает углубленные знания по естественно-научным дисциплинам. Но информированность не равна экологической культуре, которая предполагает некие убеждения и стиль поведения. У философа и гуманиста Альберта Швейцера есть понятие «благоговение перед жизнью» в любом ее проявлении. Если ребенок нравственно относится к людям, он и к другим существам будет относиться нравственно, и наоборот. Все взаимосвязано.- Будет ли меняться учебный курс и в каком направлении?- В экологическом образовании необходимо развивать глобальное мышление. Куда идет человечество? Какова моя роль в будущем мира? Люди не должны думать, что они ничего не в состоянии изменить, повлиять на планету. Я и мои коллеги по научному цеху опираемся на идеи русского космизма. Многие отечественные философы выступали в этом направлении: Чижевский, Вернадский, Циолковский, Бердяев, они признавали, что человек непосредственно связан с космосом и сам является микрокосмосом.- В лицее для самых маленьких учеников реализуется проект «Философия для детей», в чем его суть?- Этот проект «кочует» со мной по разным учебным заведениям. Он основан на учебнике Андрианова, где приводятся различные ситуации, истории, иногда что-то типа сказки, иногда вполне реальные случаи, и ставятся вопросы: как бы вы поступили, что сделали? Ситуации разбираются, идет поиск таких вариантов поведения, чтобы и человек, и окружающая среда были удовлетворены.- Ведут ли дети проектную, исследовательскую деятельность по экологическому направлению?- Конечно. Темы самые разные. Ученица шестого класса, например, подготовила реферат с философским названием «Все связано со всем». Десятиклассница исследовала практические возможности нового ультразвукового прибора, который недавно был создан в Уральской лесотехнической академии. Он улавливает, рубят ли лес в определенном радиусе, что позволяет отслеживать незаконную вырубку. Есть и более массовые проекты, такие как «Экология и культура Урала в сказах Бажова» для учеников с третьего по пятый класс.- Как власти города относятся к активной экологической деятельности школьников?- Естественно, поощряют. В лицее с 2012 до 2016 года реализуется научно-образовательный проект «Экогуманистическая поливариантная образовательная среда как средство самоактуализации и творческого развития личности». Он логично вписывается в городской целевой проект, тоже рассчитанный на несколько лет, – «Программа экологического просвещения и образования жителей Екатеринбурга».Екатеринбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте