На излете сезона принято вспоминать о самых ярких спектаклях, которыми и запомнился прошедший театральный год. Разумеется, это наш субъективный выбор.
«Барабаны в ночи» в Театре им. Пушкина«Барабаны в ночи» – первая драма Бертольда Брехта, любимого автора Юрия Бутусова. На фоне неудавшейся германской революции 1918 года в семействе Балике разыгрывается личная драма: красавица Анна (Александра Урсуляк) вынуждена забыть пропавшего на войне жениха Андреаса Краглера (Тимофей Трибунцев) и выйти замуж за ловкого дельца Фридриха Мурка (Александр Матросов). В разгар подготовки к свадьбе после четырехлетнего отсутствия возвращается потрепанный в боях солдат, и трагедия женского предательства становится злом, порожденным социумом.Режиссер вновь прибегает к наработанным приемам, чему способствует сценография Александра Шишкина, верного соавтора питерского мастера. На просторной сцене на фоне обнаженного задника герои-мужчины переодеваются в женские платья, и наоборот, сползают с колосников жирные неоновые буквы ремарок, персонажи в экстатическом возбуждении танцуют под разнородный звукоряд, и все это безумие, сопровождающееся барабанным боем, властно затягивает зрителей, заставляя сопереживать и рефлексировать. Трио главных артистов играет безупречно: Матросов изображает работягу Мурка, кровью и потом заработавшего свои деньги. Александра Урсуляк и Тимофей Трибунцев создают проникновенный любовный дуэт. И «Барабаны», почти забыв о социальной подоплеке, отчаянно и страстно стучат о чувстве, посещающем людей во все времена.«Иванов» в Театре НацийМолодой режиссер Тимофей Кулябин недрогнувшей рукой помещает чеховских героев в современную квартиру со стеклопакетами (художник Олег Головко), а их самих выводит обывателями, коротающими унылые дни, разрываясь между офисом, дачей и домом с опостылевшим телевизором.Спектакль решен в сериальном мелодраматическом ключе. Евгений Миронов в заглавной роли играет не интеллектуала, ошалевшего от заедающей среды, а обыкновенного человека, не знающего, куда себя приткнуть в жизни, вызывающей отвращение. Сарра Чулпан Хаматовой – безоглядно влюбленная в мужа страдающая женщина, думающая не о страшной болезни, а лишь о том, чтобы Николай остался ужинать. В противовес безвольным измученным персонажам выступает полная сил и юных надежд энергичная Саша (Елизавета Боярская). В том, что не выдерживает сердце Иванова, есть и ее «заслуга».Тоска от жизни, неумение быть смелым и счастливым – вот определяющая тема постановки. Главный герой в ней вял и безынициативен, его умирающая жена – беспомощна, и только молодая невеста готова бороться за свою любовь. Но Саша – дитя безрадостной среды, поэтому ее победа внушала бы страх. Она и не случается.«Мастер и Маргарита» в Студии театрального искусстваО постановке великого романа Михаила Булгакова Сергей Женовач мечтал давно. Его не пугала «слава» «Мастера и Маргариты» как книги, не поддающейся сценической адаптации. Режиссер, прочитавший все редакции текста, черновики и дневниковые записи автора, представил свою неожиданную версию произведения. Действие спектакля происходит в психиатрической клинике, где в роли главврача выступает Воланд (Алексей Вертков), его свита становится медперсоналом, а остальные персонажи превращены в пациентов дома скорби, который художник Александр Боровский драпирует белым занавесом из больничных пододеяльников с прорезью для двери, ведущей на балкон – место появления Мастера (Игорь Лизенгевич).Главный герой предстает сломленным больным человеком, а его возлюбленная (Евгения Громова) – красивой мещанкой, не способной на жертву. Их любви недостает возвышающей трагедии, но разве может быть иначе в этом приюте для «психических»? Зато сеанс черной магии в варьете решен феерически: в фокусах участвуют зрители, а благодаря искусству иллюзионистов братьев Самойловых голова Жоржа Бенгальского эффектно отрывается от тела. Но этот всплеск веселья не отменяет общей грустной интонации постановки, еще раз утверждающей, что наш мир бесповоротно сошел с ума.
Комментарии