search
main
0

Любовь сильнее смерти. Урок литературного чтения в 3 классе на тему: «Произведение Л.Н.Толстого «Прыжок»

Главная цель урока литературного чтения в 3 классе – знакомство с творчеством Л.Н.Толстого через стимулирование активной и осознанной деятельности учащихся. Используется деятельностный метод, он активизирует и развивает внимание, память, словесно-логическое мышление и особенно речь. Для реализации воспитательных задач учитель не читает ребятами нравоучения, а пытается пробудить в учениках сочувствие, сопереживание. Сотрудничество и деловое партнёрство проявляется в коллективной работе, таким образом, у детей формируются коммуникативные, оценочные умения, появляется возможность утвердиться в коллективе. Создаётся тип продуктивного учебного взаимодействия в системе учитель – ученик, при котором максимально активизируется собственная, самостоятельная творческая деятельность учащегося.

Тип урока:

Цели: Знакомство с творчеством Л.Н.Толстого, стимулирование активной и осознанной деятельности учащихся.

Задачи:

– развитие умения анализировать текст, понимать замысел автора;

– формирование навыка беглого, осознанного, выразительного чтения;

– развитие речи,  внимания, памяти, словесно-логического мышления;

– формирование умения самоопределяться и действовать в соответствии с системой человеческих ценностей;

– воспитание чувств сопереживания, любви к близким.

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, карточки для групповой работы, цветовые модели для изображения позиции действующих лиц, учебник «Родная речь» для 3 класса (1 ч.), авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, М., 2007 год.

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель:           Прозвенел уже звонок

Начинаем мы урок!

Дети:                     Всё на свете мне по плечу.

Добьюсь на уроке, чего захочу.

Буду руку поднимать,

На вопросы отвечать!

Комментарий. Положительный настрой «Я могу» в начале урока позволяет создать атмосферу взаимопонимания и поддержки. Таким образом, проходит боязнь неудачи, появляется уверенность в своих возможностях. Ученики быстро успокаиваются и настраиваются на работу.

Мобилизующий

Учитель: Прочитайте фразу известного писателя И.С.Тургенева: «Любовь сильнее….».

Как вы думаете, какое слово надо вставить вместо точек? Какие у вас будут предположения?

Ответы детей.

Учитель: Я думаю, что более точно мы сможем сформулировать эту фразу, когда познакомимся с новым произведением. А кто автор и как оно называется, вы узнаете, если выполните задания в группах.

Работа в группах. На карточках даны задания разного уровня сложности (см. приложение 1).

Комментарий: На данном этапе происходит формирование интеллектуальных умений. Задания  составлены таким образом, что активизируют и развивают внимание, память, словесно-логическое мышление и особенно речь. Дети учатся обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своих суждений. С самого начала урока учащиеся  вовлечены в учебную деятельность, создаётся установка на их активное и заинтересованное участие в предстоящей учебной работе с новым произведением, расширяются и совершенствуются литературоведческие знания. Данные упражнения пробуждают положительные эмоции учеников, заставляют творчески и нестандартно мыслить, подготавливают к самостоятельному прогнозированию и формулированию темы и дидактической цели  урока. Развиваются организационные и коммуникативные умения.

Формулирование темы и целей урока.

Учитель: Учитывая содержание проделанной работы, определите, о творчестве какого автора мы будем говорить сегодня на уроке. Обоснуйте свой ответ.

Представители от каждой группы рассказывают, как они выполняли задание и делают вывод.

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Дети формулируют тему.

На доске открывается тема урока:  Л.Н.Толстой и его произведение «Прыжок»

Учитель: Зная тему урока, пользуясь опорными словами, определите цели:

Познакомимся…(с произведением «Прыжок»).

Научимся… (правильно и выразительно читать это произведение).

Проанализируем…(новое произведение).

Комментарий: Участие ученика в определении целей урока приводит к предопределению, пониманию, осознанию содержания и способов осуществления предстоящих действий, что обеспечивает «включённость» ребенка в учебную ситуацию, создаёт готовность к усвоению знаний, а активность учащихся становится внутренне мотивированной.

Учитель: Оцените работу в группе цветовым сигналом.

Подготовительный.

Учитель: В новом произведении вам встретятся трудные для чтения или малознакомые слова. Прочитайте их.

Атчам (мачта)- конструкция вертикальная, для крепления паруса;

[кайута] (каюта) –жилое помещение на корабле;

м.кушк. (макушка)- верхняя часть головы;

аnрwшsиvнr (аршин) – старая мера длины, примерно 70 см.

Рас-хо-ди-лась

Две-над-ца-ти-лет-ний

Раз-за-до-рил-ся

Ученики озвучивают слова, объясняют их лексическое значение, учитель при  необходимости уточняет, корректирует их.

Прочитывают по слогам, потом целыми словами.

Учитель: Исходя из названия произведения и слов, с которыми вы познакомились, попытайтесь определить, о чём пойдёт речь в этом произведении?

Ответы учеников.

Учитель: Давайте проверим, насколько правильно вы рассуждаете. Послушайте внимательно произведение «Прыжок» Л.Н. Толстого. Во время прослушивания определите жанр данного произведения.

Учитель читает текст.

Комментарий: Особого внимания заслуживает словарная работа. Процесс чтения слов затруднён, т.к. они написаны необычным образом. Это интригует учащихся, привлекает внимание, заставляет интенсивно думать и искать решение. Сопоставляя название произведения и  «трудные слова», учащиеся пытаются предугадать, о чём пойдёт речь в новом произведении, это развивает их воображение, настраивает на активное восприятие текста.

5. Первичное восприятие.

Учитель: Оправдались ли наши предположения?

Учитель: Понравилось ли вам произведение? Какие чувства вы испытали при прослушивании произведения?

Учитель: К какому жанру относится данное произведение? Докажите.

6.Анализ произведения.

Чтение произведения по цепочке. Проверка.

Вопросы учителя:

– С чего началась эта история? Как обезьяна развлекала матросов на палубе?

– Почему мальчик залез на мачту корабля? Как повёл себя мальчик в первые минуты? Что  сделал потом?

– Как вам кажется, что руководило его поступком: гордость, стыд, досада, смелость, глупость, неосторожность, страх?

– Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Подтвердите своё мнение ссылками на текст.

– Как находчивость капитана спасла мальчика? Прочитайте. Почему капитан поступил именно так? Прочитайте последний абзац. Почему капитан заплакал? Какие чувства он испытал?

– Расскажите, когда вы сильно переживали за мальчика? Что вызывает у вас его поступок:  сочувствие, одобрение, осуждение?

7. Обобщение по произведению.

Учитель: Перечитаем рассказ ещё раз и найдём завязку, кульминацию и развязку.

Прочитайте самый напряжённый момент.

Почему автор назвал своё произведение «Прыжок»?

Учитель: Давайте проследим, как менялись чувства мальчика на протяжении всего рассказа, и отразим эти чувства с помощью квадратиков разного цвета.  (См. приложение 2).

Работа в парах. У ребят получилась цепочка цветных квадратиков: жёлтый (растерянность), зелёный (самоуверенность), чёрный (страх), красный (смелость).

Учитель: Какой совет вы бы дали мальчику, если бы встретились с ним?

8. Итог.

Учитель: Какова идея этого произведения? Что хотел сказать автор?

Учитель: Теперь вы сможете закончить фразу, над которой мы размышляли в начале урока? Любовь сильнее…

Предположительный ответ детей: …смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь.

9. Рефлексия.

Учитель: Как вы думаете, мы выполнили задачи, которые поставили перед собой?

Надежда Ивонина, учитель начальных классов средней школы №15 города Глазова Удмуртской  Республики, победитель XIII конкурса «Сто друзей»

Иллюстрации с сайта http://artgallery.krasno.ru, http://fotki.yandex.ru

Во вложенных файлах – Приложение 1, 2.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте