Главная цель урока литературного чтения в 3 классе – знакомство с творчеством Л.Н.Толстого через стимулирование активной и осознанной деятельности учащихся. Используется деятельностный метод, он активизирует и развивает внимание, память, словесно-логическое мышление и особенно речь. Для реализации воспитательных задач учитель не читает ребятами нравоучения, а пытается пробудить в учениках сочувствие, сопереживание. Сотрудничество и деловое партнёрство проявляется в коллективной работе, таким образом, у детей формируются коммуникативные, оценочные умения, появляется возможность утвердиться в коллективе. Создаётся тип продуктивного учебного взаимодействия в системе учитель – ученик, при котором максимально активизируется собственная, самостоятельная творческая деятельность учащегося.
Тип урока:
Цели: Знакомство с творчеством Л.Н.Толстого, стимулирование активной и осознанной деятельности учащихся.
Задачи:
– развитие умения анализировать текст, понимать замысел автора;
– формирование навыка беглого, осознанного, выразительного чтения;
– развитие речи, внимания, памяти, словесно-логического мышления;
– формирование умения самоопределяться и действовать в соответствии с системой человеческих ценностей;
– воспитание чувств сопереживания, любви к близким.
Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, карточки для групповой работы, цветовые модели для изображения позиции действующих лиц, учебник «Родная речь» для 3 класса (1 ч.), авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, М., 2007 год.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Прозвенел уже звонок
Начинаем мы урок!
Дети: Всё на свете мне по плечу.
Добьюсь на уроке, чего захочу.
Буду руку поднимать,
На вопросы отвечать!
Комментарий. Положительный настрой «Я могу» в начале урока позволяет создать атмосферу взаимопонимания и поддержки. Таким образом, проходит боязнь неудачи, появляется уверенность в своих возможностях. Ученики быстро успокаиваются и настраиваются на работу.
Мобилизующий
Учитель: Прочитайте фразу известного писателя И.С.Тургенева: «Любовь сильнее….».
Как вы думаете, какое слово надо вставить вместо точек? Какие у вас будут предположения?
Ответы детей.
Учитель: Я думаю, что более точно мы сможем сформулировать эту фразу, когда познакомимся с новым произведением. А кто автор и как оно называется, вы узнаете, если выполните задания в группах.
Работа в группах. На карточках даны задания разного уровня сложности (см. приложение 1).
Комментарий: На данном этапе происходит формирование интеллектуальных умений. Задания составлены таким образом, что активизируют и развивают внимание, память, словесно-логическое мышление и особенно речь. Дети учатся обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своих суждений. С самого начала урока учащиеся вовлечены в учебную деятельность, создаётся установка на их активное и заинтересованное участие в предстоящей учебной работе с новым произведением, расширяются и совершенствуются литературоведческие знания. Данные упражнения пробуждают положительные эмоции учеников, заставляют творчески и нестандартно мыслить, подготавливают к самостоятельному прогнозированию и формулированию темы и дидактической цели урока. Развиваются организационные и коммуникативные умения.
Формулирование темы и целей урока.
Учитель: Учитывая содержание проделанной работы, определите, о творчестве какого автора мы будем говорить сегодня на уроке. Обоснуйте свой ответ.
Представители от каждой группы рассказывают, как они выполняли задание и делают вывод.
Учитель: Сформулируйте тему урока.
Дети формулируют тему.
На доске открывается тема урока: Л.Н.Толстой и его произведение «Прыжок»
Учитель: Зная тему урока, пользуясь опорными словами, определите цели:
Познакомимся…(с произведением «Прыжок»).
Научимся… (правильно и выразительно читать это произведение).
Проанализируем…(новое произведение).
Комментарий: Участие ученика в определении целей урока приводит к предопределению, пониманию, осознанию содержания и способов осуществления предстоящих действий, что обеспечивает «включённость» ребенка в учебную ситуацию, создаёт готовность к усвоению знаний, а активность учащихся становится внутренне мотивированной.
Учитель: Оцените работу в группе цветовым сигналом.
Подготовительный.
Учитель: В новом произведении вам встретятся трудные для чтения или малознакомые слова. Прочитайте их.
Атчам (мачта)- конструкция вертикальная, для крепления паруса;
[кайута] (каюта) –жилое помещение на корабле;
м.кушк. (макушка)- верхняя часть головы;
аnрwшsиvнr (аршин) – старая мера длины, примерно 70 см.
Рас-хо-ди-лась
Две-над-ца-ти-лет-ний
Раз-за-до-рил-ся
Ученики озвучивают слова, объясняют их лексическое значение, учитель при необходимости уточняет, корректирует их.
Прочитывают по слогам, потом целыми словами.
Учитель: Исходя из названия произведения и слов, с которыми вы познакомились, попытайтесь определить, о чём пойдёт речь в этом произведении?
Ответы учеников.
Учитель: Давайте проверим, насколько правильно вы рассуждаете. Послушайте внимательно произведение «Прыжок» Л.Н. Толстого. Во время прослушивания определите жанр данного произведения.
Учитель читает текст.
Комментарий: Особого внимания заслуживает словарная работа. Процесс чтения слов затруднён, т.к. они написаны необычным образом. Это интригует учащихся, привлекает внимание, заставляет интенсивно думать и искать решение. Сопоставляя название произведения и «трудные слова», учащиеся пытаются предугадать, о чём пойдёт речь в новом произведении, это развивает их воображение, настраивает на активное восприятие текста.
5. Первичное восприятие.
Учитель: Оправдались ли наши предположения?
Учитель: Понравилось ли вам произведение? Какие чувства вы испытали при прослушивании произведения?
Учитель: К какому жанру относится данное произведение? Докажите.
6.Анализ произведения.
Чтение произведения по цепочке. Проверка.
Вопросы учителя:
– С чего началась эта история? Как обезьяна развлекала матросов на палубе?
– Почему мальчик залез на мачту корабля? Как повёл себя мальчик в первые минуты? Что сделал потом?
– Как вам кажется, что руководило его поступком: гордость, стыд, досада, смелость, глупость, неосторожность, страх?
– Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Подтвердите своё мнение ссылками на текст.
– Как находчивость капитана спасла мальчика? Прочитайте. Почему капитан поступил именно так? Прочитайте последний абзац. Почему капитан заплакал? Какие чувства он испытал?
– Расскажите, когда вы сильно переживали за мальчика? Что вызывает у вас его поступок: сочувствие, одобрение, осуждение?
7. Обобщение по произведению.
Учитель: Перечитаем рассказ ещё раз и найдём завязку, кульминацию и развязку.
Прочитайте самый напряжённый момент.
Почему автор назвал своё произведение «Прыжок»?
Учитель: Давайте проследим, как менялись чувства мальчика на протяжении всего рассказа, и отразим эти чувства с помощью квадратиков разного цвета. (См. приложение 2).
Работа в парах. У ребят получилась цепочка цветных квадратиков: жёлтый (растерянность), зелёный (самоуверенность), чёрный (страх), красный (смелость).
Учитель: Какой совет вы бы дали мальчику, если бы встретились с ним?
8. Итог.
Учитель: Какова идея этого произведения? Что хотел сказать автор?
Учитель: Теперь вы сможете закончить фразу, над которой мы размышляли в начале урока? Любовь сильнее…
Предположительный ответ детей: …смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь.
9. Рефлексия.
Учитель: Как вы думаете, мы выполнили задачи, которые поставили перед собой?
Надежда Ивонина, учитель начальных классов средней школы №15 города Глазова Удмуртской Республики, победитель XIII конкурса «Сто друзей»
Иллюстрации с сайта http://artgallery.krasno.ru, http://fotki.yandex.ru
Во вложенных файлах – Приложение 1, 2.
Комментарии