Девчонка увлеченно рисует. Под ее рукой оживает падающий с дерева лист. Вот к нему присоединяется второй, и оба вальсируют в прозрачном осеннем воздухе. Солнце протягивает к ним свои руки-лучики и безмятежно улыбается. Девчонка отодвигает бумагу и, полюбовавшись сотворенным миром, оглядывается. Класс записывает в дневнике домашнее задание. Значит, конец уроков, и сейчас она с мамой отправится домой…
Пройдет несколько лет, и эта девочка одержит победу в конкурсе «Учитель года Магадана-2004». На банальнейший вопрос, когда возникло желание стать учителем, искренне ответит: «Мечтала об этом всегда». Да, Оксана Юрьевна ВРОНСКАЯ не мыслила себя ни в какой другой роли, не представляла жизни иной. Восьмиклассницей в сочинении-откровении «Я через 20 лет» живо описывает талантливых второклашек, шустрых, энергичных, любящих ее, свою учительницу. И представьте себе, сейчас, спустя ровно 20 лет, она действительно каждое утро с улыбкой встречает свой неугомонный 2-й «Б», серьезно отвечает на бесчисленные вопросы детей и вместе с ними постигает законы бытия.
В жизни нет прописных истин, уверена Вронская. Важно не то, что дважды два – четыре, важно почувствовать, как прекрасно жить, творить, осознавать, какое богатство таит в себе язык. Любой – русский, английский, язык цифр, фигур, понятий. Она не требует от детей зазубривать правила грамматики. «Я поощряю ребят ставить вопросы, спорить, иметь собственное мнение, утверждать свою позицию», – говорит педагог. И доказывает, что лишь в условиях свободы рождаются творческие идеи и наиболее полно раскрываются заложенные в ребенке возможности и таланты.
Какая память сохранит сотни словарных страниц с многострочными столбцами? Зато историю про то, как прилетела как-то ворона на знакомую лесную полянку, а там вместо листьев на деревьях вдруг появились золотые монетки, забыть невозможно. К тому же каждый ребенок может придумать свою легенду-версию. У учеников Вронской даже заведены специальные, волшебные, словарики. Как вспоминает ее выпускница, шестиклассница Андриана Молчанова, Оксана Юрьевна объяснила, что восток пишется с «о», потому что там встает солнышко. Мы нарисовали, как поднимается над горизонтом огненный шар – наше светило.
Стоит ли удивляться, что словарные диктанты ученики Вронской пишут лучше всех и нисколечко их не боятся? И сочинения у них яркие, образные. Детям нравится делиться с кем-то радостью открытий. А каждый урок Оксаны Юрьевны – всегда открытие. «Посмотрите, какой восхитительный сегодня рассвет, – начинает Вронская очередной урок. – Как щедро матушка-природа раскрасила небосвод! Сколько оттенков на утреннем небе! Давайте посчитаем их!» Дети поворачиваются к окну, и придавливая носами стекло, кричат наперебой: «Бледно-розовый! Сиреневый! Золотой!..» А потом с восторгом и вдохновением читают стихи русских поэтов, подмечая яркие эпитеты, сравнения, метафоры, которые в них используются. Им легко говорить об образности языка, они привыкли создавать образы, чтобы выразить свое настроение или передать состояние природы.
– Мне кажется, обращать внимание на природу, на окружающий мир нужно всегда. Дети должны жить этим. Они должны любить природу. Может быть, это поможет разрушить стереотипы, к которым все мы так привыкли, – замечает Оксана Юрьевна. И тут же с горечью продолжает: – Но стереотипы так прочно вошли в нашу жизнь! Мы учим детей тому, что трава зеленая, небо голубое, а солнце желтое. Но ведь небо может быть и свинцовым, и багровым, и черным, и белым – любым! И трава от росы то сверкает бриллиантами, то подобна изумруду, она и синей может быть, как лазурь. А солнце?! Разве оно желтое, оранжевое или красное? Здесь такая насыщенная цветовая гамма! Нужно только увидеть. Обратить внимание детей на богатейшую палитру красок природы, научить их чувствовать и подмечать все, что происходит вокруг. Конечно, заниматься этим лучше с малолетства, но если упустить и в начальной школе, то трава навсегда останется только зеленой, а небо – голубым.
Те, кто попадает к Вронской на урок впервые, поражаются: ну и ученики ей достались – сплошь фантазеры и вундеркинды! Вон Алеша Ичетовкин за два первых года обучения освоил программу начальной школы по математике. В третьем классе изучал предмет сначала с пятиклассниками, а потом и с теми, кто учится в шестом. Когда стал шестиклассником, одержал победу в городской олимпиаде по математике среди учеников восьмых классов и занял шестое место в олимпиаде по физике среди девятиклассников. А Даша Слатова, которая сейчас учится в восьмом, – самый активный внештатный корреспондент сразу двух популярных магаданских газет – «Колымский тракт» и «Северная надбавка». Причем в редакциях девчонкой не нарадуются: необычный слог, удивительная искренность и редкий дар с радостью воспринимать мир вокруг, видеть радугу в пасмурном дне и верить в удачу, даже если сейчас не повезло. И только мама да Оксана Юрьевна помнят, какой неуверенной, зажатой девочка пришла в школу. Вера педагога в творческую натуру ученицы, в обязательный успех свершила чудо. Именно вера придает смелости для первого шага, который может стать началом великого пути, убеждена Вронская.
Конечно, она права, но секрет, мне кажется, кроется и в ней самой. Умница, красавица, потрясающая оптимистка. Она подобна солнцу: светится сама и излучает мощную энергию любви и счастья. Искрометна, блистательна. Любой в коллективе скажет: рядом с Оксаной Юрьевной всегда радостно и очень комфортно. Выдумщица, на все руки мастерица: она и шьет, и вяжет, и вышивает, прекрасно рисует, владеет искусством макраме, оригами.
– Как-то пришла к Оксане на урок, – вспоминает завуч, Наталья Кононенко. – Первый по расписанию, тема по программе. В общем, все обычно. Буквально со звонком в класс, точно тень, вошел мальчишка. Голова поникшая, плечи опущены, в глазах мировая скорбь – мама заболела. Оксане хватило доли секунды, чтобы все понять и полностью перестроить урок. И вот ее 1-й «Б» пишет письма поддержки чужой маме. Да какие! Тут же находятся цветная бумага, ножницы, и класс дружно готовит для больной женщины волшебный букет. Дети одухотворены и вдохновенны, а мальчик постепенно распрямляет плечики, на губах уже играет улыбка. В конце дня я видела, как он с горящими глазами и волшебным букетом для мамы мчался домой. А на следующий день влетел в класс счастливый – маме стало лучше! Она весь вечер читала письма поддержки, любовалась нашими цветами и почти выздоровела. Возможно, это была чисто детская фантазия, а может, так и случилось на самом деле. Я была потрясена тем, как тонко чувствует Оксана Юрьевна каждого ребенка. Умеет работать не с классом, а на конкретного ученика и способна запросто перестроить весь учебный процесс ради того, чтобы сделать счастливым одного малыша. Без подготовки она дала блестящий интегрированный урок русского языка и труда. Хотя было бы правильнее назвать его уроком духовности, нравственности, воспитания души.
«Мне хочется видеть мир глазами отдельного ребенка, любить именно его, им восхищаться и удивляться вместе с ним. Неужели окруженный любовью ребенок не будет чувствовать себя свободнее, а его способности не проявятся ярче? Но и я, педагог, должна расти вместе с ребенком. Никогда не останавливаться, воспринимать мир вокруг каждой клеточкой своего тела, каждой частичкой мозга. Моему воображению и фантазии нет предела. Творчество и поиск. Сотворчество с детьми и постоянное открытие нового в уже известном и постигнутом» – таково педагогическое кредо победителя магаданского городского конкурса «Учитель года-2004» Оксаны Вронской. Это не высокие и красивые слова – смысл жизни и сама жизнь удивительного учителя из обычной магаданской школы.
Знаете, каким был у Вронской программный урок знакомства с «Зимним вечером» А.С. Пушкина? Она со своими первоклашками изготовила… замороженное окно! Само по себе это было произведение искусства, но когда, сидя у оконца, Оксана Юрьевна вытащила настоящее веретено и заметила, что именно таким веретенцем пряла пряжу няня Пушкина Арина Родионовна, рассказывая маленькому Александру сказки, а за окном выла вьюга, неистовствовал ветер, «Зимний вечер» зазвучал по-особому. Каждое слово шло из души, проникало в самое сердце.
Открытый урок, который дала Оксана Юрьевна во время конкурса, одинаково потряс и учеников, и членов жюри.
Знакомство с «Колыбельной» – интегрированный урок труда и чтения. Было непривычным и даже странным, что у доски не учитель, а какая-то очень красивая женщина в расписной шали баюкает младенца в люльке. Доска вдруг стала окном в старинной русской избе, сквозь которое проглядывают звезды. Звездочки ребята вырезали из бумаги и оклеивали блестящей фольгой. Когда последнюю изготовленную учениками звездочку прикрепили к доске, классная комната исчезла. Ни стен, ни потолка – только небо, на котором ярко сияют звезды Млечного Пути. «А вон моя звезда», – едва слышно прошептал мальчуган за второй партой. И словно лавина прорвалась. «Вон моя! Моя!» – неслось со всех сторон. Дети были счастливы: они сопричастны чуду. Они гордились тем, что все звезды – плод их труда и старания.
Теперь Вронская взялась за разработку программы по интегрированному курсу логики и труда. Почему именно на труде акцентирует внимание педагог, спросите. Да потому, что он, как никакой другой предмет, раскрепощает детей, заставляет их фантазировать, рождает массу идей и вырабатывает практические навыки и умения. Здесь каждый творит. Вдохновение бьет через край, и рождается чудо. А может быть, дело еще и в том, что именно труд преподавала когда-то мама Оксаны Юрьевны. Пожалуй, именно она на всю жизнь стала для дочери идеалом педагога, идеалом неуспокоенной творческой личности.
– Современный учитель. Кто он, какой? – спрашиваю Вронскую.
– Человек, который всегда будет на стороне детей. Сможет защитить их от несправедливости и развить способности каждого. Он поможет своим ученикам раскрыться, вырасти искренними, добрыми людьми, много знающими и готовыми к взрослой жизни. Современный учитель должен непременно развивать личность ребенка и сам обязан быть яркой творческой личностью.
Думаю, феномен Оксаны Юрьевны Вронской в том и заключается, что она именно такой учитель. Учитель, который сродни волшебнику. Она творит сказку вокруг себя. И имя этой сказки – любовь.
Комментарии