В 1995 году мы не задумывались о создании какого-то уникального столичного вуза. Но в этом году пять тысяч московских учителей ушли из школ в коммерцию или не приступили к работе после окончания педвуза, и возник вопрос: как быть, где взять кадры? Федеральные вузы, которые находятся на территории Москвы, не могли восполнить эту потерю педагогических кадров. Тогда и возникла стратегическая задача – создать столичный вуз, который бы наполнил московские школы педагогическими кадрами. Это решение поддержал тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков.
Тут возник еще один вопрос: кто возглавит новый вуз? Мы пригласили стать ректором Виктора Васильевича Рябова. Виктор Васильевич к тому моменту уже создал два вуза в Самаре (педагогический институт и классический университет), то есть у него за плечами был богатейший опыт. Ко всему прочему он человек очень умный, прекрасно умеет работать с кадрами, находить подход к людям. Виктор Васильевич согласился не сразу, но я настаивала, так как в тот момент знала – лучшего ректора для такого вуза мы в Москве не найдем, и не ошиблась: он сумел пригласить в МГПУ такие профессорско-преподавательские кадры, о которых мы и не мечтали. Вуз был быстро укомплектован остепененными педагогическими кадрами, люди приступили к своей работе. Тогда и появилась надежда на то, что это будет необычный, уникальный вуз, с собственным подходом к обучению будущих педагогов.Когда МГПУ еще только начал свою работу, признаюсь, я поняла, что он быстро войдет в число лидеров, на фоне других педагогических вузов России он очень быстро выделился прежде всего своим подходом к образовательному процессу. Более того, МГПУ во главе с Виктором Рябовым (уникальным человеком, который умеет талантливо работать с людьми) сумел объединить вокруг себя другие московские вузы, которые были созданы другими структурами Правительства Москвы. Я часто бывала в МГПУ и видела, что учебный процесс был организован так, что у студентов в процессе обучения появлялось желание стать педагогами. Встречи со студентами, которые проводил ректор и в которых я принимала участие, показывали, что тут отлично организована студенческая жизнь, что готовят не совсем обычных будущих педагогов. Сегодня все видят, что выпускников МГПУ отличают прежде всего профессиональная подготовка и практический опыт работы с детьми. Если другие вузы, в том числе и федеральные, в прошлые годы готовили студентов «усредненно», то МГПУ подходил к подготовке будущих педагогов дифференцированно, учитывая тип образовательных учреждений, в которых им предстоит работать. После обучения выпускника МГПУ можно было спокойно брать для работы как в гимназиях, лицеях (где дети учатся, как правило, с большой мотивацией), так и в обычных школах, питомцы МГПУ буквально с первого года работали на достойном уровне, справлялись со всеми трудностями. МГПУ стал лидером еще потому, что предложил проводить непрерывную педагогическую практику, в течение последнего года учебы студенты совмещали ее с практикой в школах Москвы, причем проходили они ее, как правило, успешно, директора школ с удовольствием приглашали на работу именно тех молодых педагогов, что стажировались у них в школе, так что к моменту защиты диплома выпускники уже знали: их ждут в школах дети, коллеги-учителя. Сейчас часто можно услышать, что родители учителями не очень довольны, что детям не всегда нравится ходить в школу – главная причина в том, что ребенок не любит своего учителя, так бывает. Но МГПУ готовит таких учителей, за которыми пойдут и дети, и родители, – новых, современных, грамотных педагогов, способных помочь ученикам ориентироваться в этом мире, отлично знающих свой предмет.Я думаю, что по большому счету двадцать лет не так много, для истории это лишь небольшая ступенька, поэтому желаю МГПУ ее перешагнуть и двигаться дальше, не останавливаясь на достигнутом. Я желаю университету продолжать готовить современных учителей и двигаться вперед, вперед и только вперед.
Комментарии