Евгений Ямбург, директор Центра образования №109: – Нужен ли нам закон «О патриотическом воспитании»? Я очень осторожно отношусь к таким мерам, так как не убежден, что бюрократическими инструментами можно воспитать любовь к Родине.
Серьезной воспитательной работы на законах не построишь. Государственная система воспитания патриотов едва ли будет эффективной, она может привести к официозу, казенщине. Представляю себе, как после принятия закона сразу пойдут циркуляры (найдется немало людей в министерствах и ведомствах, которые здравую идею блистательно выхолостят, а доброе, полезное дело превратят в бюрократическую кампанейщину), как мы, добросовестные учителя, станем вести уроки патриотического воспитания. Я не думаю, что из этого что-то хорошее выйдет. Казенными декларациями патриота не воспитаешь. Нужно деятельное участие молодежи в чем-то очень конкретном. У нас в школе есть парикмахерская, где мы бесплатно стрижем ветеранов войны и труда. В этом больше любви, чем в митингах и лозунгах. В моей школе есть музей, наши ученики встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, с Героями России встречались. Когда мы воспитываем на примерах реальной жизни, когда высокие слова согреты живым чувством, дети сами проникаются и гордостью, и болью за свое Отечество.
Если патриотизм включат в учебную программу, то это будет очень опасный подход. Учебный план и так перегружен, так за счет чего введут уроки патриотизма? За счет литературы и истории, которые как раз дают широкое поле для патриотического воспитания? Я против введения специальных предметов как реакции на ту или иную возникающую проблему. Плохо с семьей – дадим курс «Этика и психология семейной жизни». Плохо с правосознанием – «Основы государства и права». При грамотном подходе можно дать все, что нужно, не прибегая к специальным урокам.
Я считаю, что любовь и вера должны быть зрячими. На мой взгляд, Россия развивалась наиболее успешно тогда, когда она училась. Когда Россия училась у Византии, она достигла большего, чем Византия. Когда Россия училась на образцах западной литературы, у нее были Достоевский и Толстой. Но как только она замыкалась, надувала щеки, начинались катастрофы типа Крымской войны. Деление мира на «своих» и «чужих», идеализация первых и демонизация вторых, сплочение по принципу «Против кого мы дружим» не может быть позитивным.
Я глубоко убежден, что нет более важного предмета в школе, чем литература. Вся нравственная проблематика, вся история страны в эмоциональном воплощении, вся великая русская культура – это прежде всего литература. Но если пятнадцать лет назад у нас на русскую литературу в старших классах было отведено 400 часов, то сейчас 200. Кстати, на Великую Отечественную войну в плане по истории – три часа. Сегодня торжествует технократический подход, мы постоянно слышим, что надо больше учебных часов тратить на информатику, математику, экономику, право. Все это вводится за счет сокращения гуманитарного поля. Если в России не будет людей с более высокой шкалой нравственных ценностей, никакие нанотехнологии нас на передовые позиции в мире не выведут.
Комментарии