Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Любовь к родному краю. Рабочая программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей, культурой и бытом марийского народа

Дата: 16 января 2012, 09:44
Автор:

Народ жив, пока живы его культура и язык. К ценностям национальной культуры в первую очередь необходимо приобщать детей дошкольного возраста. Детство – это время, когда возможно наиболее полное погружение в истоки национальной культуры, самый синзетивный этап в развитии личности. В республике Марий Эл важная роль в воспитании детей дошкольного возраста отводится художественно-эстетическому развитию средствами искусства, народной культуры и художественной деятельности как важному социально-педагогическому фактору. Возрождение национальной культуры возможно путем введения в педагогический процесс разных видов искусства марийского народа: фольклора, народно-прикладного искусства, одежды, интерьера и т.д.

Работа с дошкольниками по ознакомлению с родным краем, его природными и культурными особенностями должна иметь общий план работы, четко выстроенную методику, содержать познавательный региональный материал, конкретные разделы и последовательные этапы работы, включать в себя как специально организованные занятия, так и мероприятия совместной деятельности педагога и детей, свободную деятельность дошкольника в специально организованных условиях.

В связи с вышеперечисленным была разработана рабочая программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей, культурой и бытом марийского народа.

Цель программы – всестороннее ознакомление дошкольников с  историей, культурой и бытом марийского народа, накопление краеведческого материала.

Задачи

Образовательные:

– познакомить дошкольников с историей, культурой и бытом марийского народа,  его традициями;

– обогащать речь детей образными выражениями малых форм фольклора.

Развивающие:

– формировать у дошкольников знания, необходимые для краеведческой работы;

– формировать навыки работы с различными краеведческими источниками;

– развивать интерес, любознательность к предметам старины;

– формировать чувство патриотизма через изучение истории, географии своего края, в которой живет ребенок;

– формировать художественные и творческие способности на основе ознакомления дошкольников с национальной культурой.

Воспитывающие:

– воспитывать уважительное отношение к культуре марийского народа;

– воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки;

– воспитывать у детей любовь к родному краю, к его народу.

Сроки реализации программы: учебный год (сентябрь – май).

Возраст детей – подготовительная к школе группа.

Ожидаемые результаты: к концу года дети должны владеть информацией по истории, культуре и быту марийского народа в соответствии со своим возрастом, должны знать основных героев республики, содержание некоторых марийских сказок, легенд, перечислять основные виды декоративно-прикладного искусства, названия марийских музыкальных инструментов, основных блюд марийской кухни, основные элементы марийского танца,  различать русские и марийские костюмы, орнаменты, знать марийские национальные праздники, уметь использовать в речи пословицы, поговорки, загадки.

Основные принципы:

– принцип гуманизации и демократизации;

– принцип воспитывающего характера обучения;

– принцип научности;

– принцип наглядности обучения;

– принцип доступности;

– принцип систематичности, последовательности и постепенности;

– принцип связи обучения с жизнью;

– принцип активности и сознательности.

Формы организации работы с детьми: занятия, праздники, практические занятия, экскурсии, театрализованные занятия.

Список использованных источников

Акцорин В.А. Шорыкйол. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1991. – 82с.

Васеева Г.В. Использование марийских игр в детском саду. – Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 1997г.

В детском саду: Пособие для воспитателей детского сада/ Под редакцией В.Ф. Сапаева, В.Б. Исенекова, В.С. Захарова. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1993г.

Герасимов О. Игровые и плясовые песни мари. Йошкар-Ола, 1993

Дубровина А.И., Окишева С.С. Родной край. Йошкар-Ола, 1975

Жуковская Р.И. и др. Родной край. М.: Просвещение, 1990

Иван Осмин. Юмор мари. Йошкар-Ола, 1979

Иванова Ю.А. Йчасадыште икшыве- влакым марий калыкын илыш-йулаже да ойпогыжо негызеш ончен куштымаш: Воспитательлан полыш. – Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 1995. – 96с.

Ильина Л.С. Ознакомление дошкольников с природой марийского края. – Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 1997г.

История и культура марийского народа. Хрестоматия для учителей начальных классов и воспитателей. – Йошкар-Ола, 1992

Йоча садыште. Сост. Егоров Н.П., Сапаев В.Ф. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1991

Йошкар-Ола. Путеводитель делового человека. – Финляндия: фирма «Бирюза», 1994

Калегина Н.Г. Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников. Казань, 2004

Китиков А.Е. Марийские народные игры. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1990. – 60с.

Китиков А.Е. Марийские народные приметы. Второе издание, исправленное и дополненное. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1989. – 288с.

Кече – Солнышко. Журнал для детей. – Йошкар-Ола: Дом печати журнала «Кече», 2008г.

Клепов А.М. Марий Эл – край марийский. – Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 1990

Костюмы для художественной самодеятельности. Йошкар-Ола, 1990

Леонтьева М.Г. Учимся любить книгу. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2007г.

Марий Эл. Край марийский. Фотоальбом. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1982. – 120с.

Марийские народные песни. Йошкар-Ола, 1976

Марийские народные сказки/ Сост. Макс Майн. М.: Детская литература,1985

Марийские народные сказки/ Сост. В.А. Акцорин. Йошкар-Ола, 1984

Марийский фольклор: сказки горных мари/ Сост. В.А. Акцорин. Йошкар-Ола, 1995

Марийские народные сказки. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2003. – 352с.

Марийские народные потешки. Йошкар-Ола, 1993

Марий калык ойпого. Марийский фольклор: Мифы, легенды, предания/ Сост. Г.А.Акцорин. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1991. – 288с.

Мичурин-Азмекей А. Поэзия природы. Йошкар-Ола, 1977

Молотова Т.Л. Марийский народный костюм. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1992. – 112с.

Национальная кухня народа мари. Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 1991

Николай Мухин. Фотоальбом и документ о жизни/ Под редакцией Александрова Н.А. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1994. – 68с.

Ончыко. Журнал на марийском языке. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2010. – 193с.

Охрана родной природы: Сборник статей и очерков. Йошкар-Ола, 1977

Пекпаев А. Мы изучаем природу. Йошкар-Ола, 1991

Петрухин С.Р. Ознакомление детей с марийской литературой. – Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 1997г.

Программа развития и воспитания детей в детском саду. Детство: С.-Петербург: Акцидент, 1995

Романов М.П. Этнографический музей под открытым небом в Козьмодемьянске: Альбом. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1994. – 60с.

Сапаева В.Ф.Программа по марийскому языку для детского сада. – Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2007

Сборник «Кечыйол». Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1990

Сидоркин А.Е. Фотоочерк. Йошкар-Ола. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1967г.

Стрижев А. Н. Календарь русской природы. М.: Колос, 1993

Технология воспитательной работы с детьми на основе марийского народного фольклора: Учебно-методическое пособие под редакцией И.А. Чурикова, Е.В. Улановой. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1998г.

Физическое воспитание дошкольников: Из опыта работы. Минск: Народная асвета, 1980

Фольклор и искусство в современной художественной культуре Марийской АССР. Йошкар-Ола, 1991

Фотоальбом. Деятели республики Марий Эл. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1994.

Чавайн С.Г. Фотоальбом и документ о жизни/ Под редакцией Чавайна Е.Г. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1994. – 68с.

Чеботкин Л.А. Марийские народные танцы. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, Йошкар-Ола, 1975

Ший онгыр. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1994

Этногенез и этническая история марийцев. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство, 1988

Этнография марийского народа: Учебное пособие для учителей начальных классов/ Сост. Сепеев Г.А. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2001 – 184с..

Этнокультурные традиции марийского народа. Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 1986

Эшмякова Ф. Марийские народные музыкальные инструменты. Йошкар-Ола, 1993

Юадаров К.Г. Вера предков: язычество. – Йошкар-Ола: ГУП «Газета Марий Эл», 2007г

Во вложенных файлах – тематический план, перспективный план.

Алина Иванова, воспитатель Марковского детского сада общеразвивающего вида «Теремок» Оршанского района Республики Марий Эл, победитель XIV конкурса «Сто друзей»

Фото с сайта http://mari-obereg.narod.ru/


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt