– Леонид Васильевич, как в республике организовано патриотическое воспитание? – В Бурятии принята и реализуется республиканская программа патриотического воспитания. Она определила пути создания и развития государственной системы патриотического воспитания граждан, в том числе и молодежи, а также роль и место органов исполнительной власти, общественных объединений в этой системе, содержание и основные направления их деятельности.
Комитет по молодежной политике нашего Министерства образования и науки проводит республиканский конкурс программ и проектов, нацеленных на воспитание патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения. Последние три года проходит республиканская военно-спортивная игра «Зарница». Во время таких игр организуются различные конкурсы, инструктивно-методические занятия с руководителями отрядов, показ боевой техники, оружия и специальной техники пожаротушения, состоящих на вооружении в армии и МЧС России, выпускаются методические сборники.
В прошлом году лауреатами и дипломантами финала Всероссийской военно-спортивной игры «Победа-60» в Смоленске стали команды средней школы № 8 Улан-Удэ и воспитанников военно-спортивного клуба «Десантник» Илькинской средней школы Заиграевского района.
Традиционными в нашей республике становятся автопробеги. Проведены 2 этапа Международного молодежного автопробега «Дорогами героев», автопробеги, посвященные 60-летию Курской битвы, 80-летию республики. Год назад представители Бурятии вместе с соседями-иркутянами участвовали в международной экспедиции по маршруту Иркутская область – Республика Бурятия – Халхин-Гол (Монголия). В мае 2005 г. проведен ряд мероприятий, посвященных 60-летию Великой Победы. Это республиканский автопробег по маршруту: Улан-Удэ – Тарбагатай – Мухоршибирь – Бичура – Кяхта – Гусиноозерск, конкурс «Вахта памяти», итогом которого стало участие победителей в параде 9 Мая на главной площади Бурятии. Изданы открытки «Золотые звезды Бурятии», рассказывающие о героях Советского Союза – выходцах из нашей республики.
Серьезной проблемой в российском обществе остается нежелание молодежи служить в армии. В республике ведется работа по формированию морально-политической и психологической готовности учащихся старших классов к защите Отечества. Прежде всего эти задачи решаются в ходе учебного процесса. Начальные знания в области обороны и подготовки к военной службе учащиеся школ Бурятии получают при изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», серьезное внимание преподаватели ОБЖ уделяют разделу «Основы военной службы». Военную историю Отечества школьники изучают в рамках учебных предметов естественно-научного цикла, в первую очередь, на уроках истории, географии, русского языка, литературы и т.д. В последнее время наши специалисты отмечают повышение интереса школьников к углубленному изучению военной истории Отечества, учебно-исследовательской работе.
Важно и включение в региональный компонент базового учебного плана третьего урока физкультуры. Эта мера будет содействовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья будущих защитников Отечества.
Созданы кадетские классы в школах №5 Улан-Удэ, №1 Северобайкальска и других. Они ведут целенаправленную военную подготовку. Есть первые результаты. На I Всероссийском военно-патриотическом слете кадетских классов общеобразовательных учреждений регионов РФ, проходившем в Санкт-Петербурге, Мурманске, Североморске, Видяево и Заозерске, кадеты средней школы № 5 Улан-Удэ заняли третье общекомандное место среди 44 кадетских команд страны.
Эффективные формы работы с допризывной молодежью – военно-спортивные игры, военизированные эстафеты, соревнования по военно-прикладным видам спорта, военно-полевые сборы, взаимодействие с воинскими частями, участие в объединениях военно-патриотической направленности, имитация боевых задач на уроках ОБЖ и физкультуры. В районах республики проводятся спартакиады, соревнования допризывной молодежи, состязания по военно-прикладным видам спорта, различные конкурсы, военно-полевые сборы. Традиционными в образовательных учреждениях стали мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества, смотры строя и песни.
Команда военно-спортивного клуба «Гюйс» Дворца детско-юношеского творчества Улан-Удэ успешно выступила на Всероссийской спартакиаде школьников по военно-прикладным и техническим видам спорта «Отчизны верные сыны» в Оренбурге, завоевав первое место в соревнованиях по рукопашному бою, два третьих места, а также 8 дипломов лауреатов и дипломантов конкурсов. В Тулдунской средней школе Еравнинского района работает военно-патриотический клуб «Юность», цель которого – знакомство с основами военной службы, пропаганда боевых традиций российского народа, изучение боевой истории родного края. В Харашибирской средней школе Мухоршибирского района успешно действует военно-патриотический клуб «Факел» для мальчиков 5-х – 11-х классов. Целенаправленно занимается подготовкой к службе в Военно-Морском Флоте клуб юных моряков при улан-удэнском городском Дворце детско-юношеского творчества.
Благородную миссию воспитания защитников Отечества в Кабанском районе республики взяли на себя подростковые военно-спортивные клубы «Патриот», «Застава», мотоклуб «Вираж». В числе проведенных ими мероприятий – День призывника, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками событий на острове Даманском, воинами-интернационалистами, курсантами военных училищ, показательные выступления по рукопашному бою в школах района. Военно-спортивный клуб «Патриот» поддерживает тесную связь с воинской частью гарнизона «Сосновый бор». Совместными усилиями офицеров, педагогов и учащихся проведены военно-полевые сборы. В течение года из числа учащихся подготовлены 15 парашютистов.
– Какие властные структуры участвуют в патриотическом воспитании молодежи в вашем регионе? Как они взаимодействуют?
– Механизм управления системой патриотического воспитания в республике представляет собой нормативно заданную систему взаимоотношений государственного заказчика программы – правительства с основными исполнителями мероприятий, органами поддержки и обеспечения – министерствами образования и науки, культуры и массовых коммуникаций, труда и социального развития, внутренних дел, Госкомитетом по делам молодежи, физической культуре и спорту (до 2005 г.), нынешним Комитетом по молодежной политике Минобрнауки, республиканским агентством по физической культуре и спорту, военным комиссариатом, республиканским советом ветеранов, местным отделением РОСТО и другими.
В каждом министерстве и ведомстве есть своя структура управления деятельностью по патриотическому воспитанию. К примеру, при Минобрнауки на базе Республиканского центра детско-юношеского туризма и краеведения создан отдел патриотического воспитания, координирующий работу образовательных учреждений республики. При Комитете по молодежной политике – Центр патриотического воспитания, эстетического и физического развития молодежи. В Министерстве культуры и массовых коммуникаций на базе Государственной юношеской библиотеки им. Даширабдана Батожабая работает Центр нравственно-патриотического воспитания. Бурятское региональное отделение РОСТО направляет свои усилия на подростковые клубы и объединения. Военкомат республики, в котором есть отделение морально-психологической и информационной работы, считает приоритетным направлением подготовку молодежи к службе в армии. Министерство внутренних дел проводит большую работу по социальной поддержке ветеранов органов внутренних дел, семей сотрудников, погибших при исполнении служебного долга, а также по увековечению имен героев. Для расширения форм и методов приобщения семей с детьми к общечеловеческим нормам морали, национальным традициям, формирования национального самосознания Министерство труда и социального развития Бурятии проводит республиканские акции «Эстафета памяти», «Тоонто нютаг» («Малая Родина»).
Четкой организации работы всех исполнителей программы служат межведомственные планы и программы патриотического воспитания разных групп населения. Чтобы обеспечить эффективное взаимодействие всех структур и ведомств в проведении основных мероприятий республиканской программы, создаются межведомственные оргкомитеты.
Опыт совместных усилий по патриотическому воспитанию был обобщен на республиканском семинаре-совещании с участием заместителя директора Росвоенцентра при Правительстве России Н.В. Зеленина. В Москве издан сборник материалов.
Два года назад мы провели Международную научно-практическую конференцию «Духовно-нравственное, патриотическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы», в которой участвовали и поделились опытом представители Китая, Монголии, США.
– Как в патриотическом воспитании молодежи участвуют солдаты Великой Победы?
– Республиканский совет ветеранов проводит целенаправленную работу в этом направлении. Представители старшего поколения регулярно встречаются с учащимися школ, студентами профессиональных училищ, колледжей и вузов, проводят уроки Мужества, Памяти. Неоценимую помощь ветераны оказывают и поисковым отрядам школ республики, делясь воспоминаниями о событиях Великой Отечественной войны. Совет ветеранов республики реализует свои решения на местах через свои районные подразделения. И в отдаленных деревнях, и в городах ветераны активно работают с молодежью. В Бурятии сильны традиции уважения к страшим, почитания их. По многим ключевым, жизненно важным вопросам принято идти за советом к старшим, считая, что у старости – мудрость.
У нас есть Совет старейшин – консультативный орган при президенте, который также много внимания уделяет воспитанию молодежи, формированию патриотизма и гражданственности. На своих заседаниях Совет старейшин обсуждает проблемные вопросы, выносит рекомендательные решения, которые мы используем в своей работе, заслушивает членов правительства, ответственных руководителей ведомств и организаций, отвечающих за работу с молодежью, ее воспитание. Наши аксакалы высказывают свое видение проблем, указывают на недостатки и просчеты в работе, если таковые имеются.
В целом и я, как президент республики, и органы власти ощущаем помощь ветеранов. Понимая их озабоченность состоянием дел в стране и регионе, положением молодежи, мы стараемся делать все, чтобы молодым жилось и работалось лучше. Подтверждением тому могут служить конкретные проекты, успешно реализуемые в Бурятии, в которых активно участвуют и ветераны.
– Как в патриотическом воспитании молодежи отражается история Великой Отечественной войны?
– События Великой Отечественной войны изучаются в рамках образовательных программ, предусмотренных базисным учебным планом, на уроках истории, литературы, обществознания…
Создан сайт www.ravnenie-na-pobedu.ru, основанный на исторических фактах и архивных материалах о боевых и трудовых подвигах военных лет. Разработан блок интернет-страниц, посвященный вкладу Бурятии в Великую Победу.
В рамках акции «Энциклопедия для школьников «Великая Отечественная война 1941-1945 годов» – каждому школьнику» для образовательных учреждений республики приобретено 500 экземпляров данного издания.
Во всех образовательных заведениях проводятся мероприятия к каждой годовщине Великой Победы. Созданы поисковые объединения, которые изучают судьбы земляков – участников Великой Отечественной войны. Стали традиционными республиканские программы «Вахта памяти», «Обелиск», «Дети Бурятии – граждане России». В районах республики реализуются разнообразные образовательные программы в рамках республиканского конкурса проектов на лучшую организацию работы педагогов по патриотическому воспитанию «Растим патриотов Бурятии».
Была проведена телевикторина «Чтобы знали и помнили…», в ходе которой школьники республики отвечали на вопросы об истории войны, заданные известными в Бурятии людьми, политиками, руководителями разных уровней, общественными организациями. Задал свой вопрос и я. Правильный и емкий ответ на него дал выпускник Иволгинской средней школы Иволгинского района республики Александр Баинов. Кстати, он, окончив школу, стал студентом Санкт-Петербургского госуниверситета. И таких молодых людей в Бурятии немало. А это означает, что воспитательная работа, проводимая в республике, дает хорошие результаты.
Комментарии