Культура миролюбия людей разных национальностей – одна из ценностей будущего человечества. Развитие ее возможно только в процессе поликультурного воспитания. Формирование нравственной культуры личности – дело сложное и многоплановое. Поэтому и не приходится абсолютизировать какую-то одну, пусть даже очень эффективную, форму работы. Здесь требуется совокупное воздействие на личность всех средств, методов и форм воспитания. Среди факторов, способствующих обретению человеком «человеческого лица», особая роль отведена искусству, считает заместитель директора по экспериментальной работе школы №747 М.АБДУЛАЕВА.
Сложность и многогранность искусства в процессе формирования высокой духовности общеизвестна. Оно могущественно тем, что воздействует на человека незаметно, заново раскрывая перед ним окружающий мир. Подлинное искусство переводит голоса действительности на язык человеческих мыслей и чувств, и они беспрепятственно находят дорогу во внутренний мир людей.
Особое место в системе становления межэтнической толерантности посредством искусства принадлежит театру. Театр – искусство массовое. Во-первых, каждая новая постановка – результат творческих усилий целого коллектива (драматург, режиссер, актер, музыкант, бутафор). Во-вторых, театр воздействует не на отдельного человека, как, скажем, книга или картина, которую можно прочесть или просмотреть наедине с собой. Театр обращается одновременно ко множеству людей, собравшихся в зрительном зале, воздействует на всех сразу, формирует сознание целого коллектива. Складывающиеся при массовом восприятии коллективные настроения и чувства, особенно в юном возрасте, обладают большой импульсивной силой, захватывающей каждого. Эффект усиливается, если ребята не просто смотрят на действие, а становятся участниками постановочного процесса. В связи с этим включение театральной студии русско-дагестанского центра «Намус» в работу площадки по формированию поликультурного образовательного пространства более чем оправданно.
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством, музыкой. Театральная студия дает ребятам возможность творчески проявить себя в совершенно разных областях: от выразительной декламации текста до яркого исполнения песни, танца, пантомимы. Кроме того, учащиеся получают возможность в прямом смысле прикоснуться к искусству Мельпомены посредством участия в своеобразных театральных мастерских. Создание декораций расширяет знания об особенностях интерьера, экстерьера той или иной эпохи, тех или иных регионов, объединяет школьников в решении технологических задач.
Занятия театрального коллектива проводятся в двух группах: младшей (дети от 6 до 9 лет) и старшей (от 10 до 16 лет). Детям младшего возраста предлагается исполнение произведений, наиболее близких кругу их жизненных представлений: инсценировки стихов, рассказов, небольшие пьесы. Круг произведений, доступных для исполнения подросткам, тематически шире, разнообразнее по жанрам и форме. Для решения крупной творческой задачи, коей становится общий спектакль, группы могут объединяться. В активе студии немало подобных постановок, связанных с историей, культурой Дагестана («Эпос народов Дагестана» по мотивам легенд и преданий, «Нурутдин – золотые руки» по произведению А.Абубакара). Кроме того, студийцы работают над освоением фольклора других народов, к примеру, были поставлены сказка «Теремок» на языках народов Дагестана, «Волшебная лампа Аладдина» по мотивам восточных сказок. Все они стали яркими страницами в жизни учащихся, родителей и преподавателей центра. Особое место в свете направления работы экспериментальной площадки принадлежит постановке по пьесе А.Аджаматова «Белый голубь», представленной в рамках проектной работы центра «Миротворческое образование и формирование толерантности». Этот спектакль принес театральному коллективу центра диплом 1-го Московского городского фестиваля школьных театров «Такие разные и такие похожие».
Наряду с работой над пьесой юные студийцы посещают спектакли, обсуждают их после просмотра, беседуют о взаимовлиянии различных видов искусства. Педагоги центра проводят лекции, посвященные театральной жизни родного края, подчеркивая, что зрелищные элементы всегда присутствовали в быту горцев, в обрядовых и культовых ритуалах, религиозных действах, народных играх и праздниках, которые непременно сопровождались музыкой, танцами, поэтическими состязаниями. Драматические элементы обнаруживаются в сказках, народных анекдотах, баснях, притчах, пословицах и поговорках. Фольклорное творчество горцев подготовило возникновение народного драматического творчества. Часть из того, что бытовало в народных формах, перешло в профессиональный театр, это непременное пение, элементы пантомимы, танцы. Уникальность дагестанской действительности выражается в том, что на протяжении многих веков здесь мирно сосуществуют представители разных этносов и конфессий. Как отмечал основоположник этнопедагогики Г.Волков: «…в Дагестане на максимально возможном в современных условиях уровне достигнута межэтническая гармония». Одним из подтверждений справедливости этих слов стал многонациональный театр Дагестана. Республика Дагестан – единственный регион России, в котором успешно работают сразу одиннадцать государственных театров, представляющих разные народности и направления театральной деятельности. В перспективе работы нашего центра – приглашение ведущих актеров и режиссеров национальных театров, организация совместных творческих проектов.
Взаимопонимание наций требует проникновения в мир переживаний друг друга, предполагает высокую эмоциональную культуру общения, включающую в себя человеческую теплоту, понимание и сопереживание. Таким образом, занятия в театральной студии становятся мощным средством духовно-нравственного формирования личности. Помимо воспитания таких ценных качеств, как коллективизм, артистичность, творческое мышление, художественное восприятие, участие в работе студии формирует у школьников позитивное отношение к жизни, умения и навыки межэтнического взаимодействия, культуру межнационального общения.
Комментарии