Сегодня в России действуют более 500 муниципальных кадетских корпусов и примерно столько же кадетских интернатов, гимназий и классов. Большинство из них живут сами по себе и без государственной поддержки. Серьезные трудности испытывают и региональные патриотические организации, на существование которых государственные власти смотрят сквозь пальцы. В России уже давно назрело время для создания общественной организации, которая бы объединяла все формы военно-патриотического воспитания и могла бы решать наболевшие проблемы и вырабатывать совместно с государством образовательную стратегию. В городе Туапсе (Краснодарский край) прошел межрегиональный семинар-совещание «Актуальные вопросы военно-патриотического воспитания в контексте приоритетных направлений развития российского образования», в котором приняли участие представители 30 городов из 11 регионов России. Организаторами семинара стали администрация города Туапсе и Санкт-Петербургская межрегиональная ассоциация дополнительного образования (МАДО).
– Мы поддерживаем деятельность этого центра, координирующего поисковую работу в школах, – отметил Андрей Жидикин. – Ставшая традиционной Всероссийская дает возможность определить перспективу поисковой работы, улучшать механизмы взаимодействия общественных организаций, силовых структур, органов исполнительной власти, осуществлять торжественное захоронение останков погибших воинов. Поисковые отряды и объединения сегодня действуют в 25 регионах, где велись боевые действия, и в 30 тыловых регионах России. Крупные патриотические организации созданы в Новгородской, Ленинградской, Вологодской и Смоленской областях. Большая научно-методическая работа по организации поисковой работы, установлению имен погибших проделана поисковиками Архангельской области, Татарстана и Удмуртии. Сегодня в 52 региональных поисковых объединениях занято около 15 тысяч детей и подростков. Во время поисковых работ в 2004 году было найдено 608 воинских жетонов и установлено 419 имен погибших солдат.
Черноморские рубежи
Уютный курортный город на берегу Черного моря был выбран не случайно. На протяжении пяти лет в Туапсе успешно действует программа патриотического воспитания детей и молодежи. В 2000 году постановлением главы города открыта первая на Черноморском побережье Кавказа Туапсинская морская кадетская школа-интернат для учащихся 5-11-х классов. В основу работы ТМКШ заложены отечественные традиции образования и современные педагогические технологии с ориентацией на военные профессии. Кадеты Туапсе отлично зарекомендовали себя на всероссийских слетах, в шлюпочных походах, соревнованиях по военно-прикладным видам спорта.
– Наш город мужественно сражался в годы Великой Отечественной войны, тысячи советских воинов погибли в горах, защищая Туапсе, – сказал после приветствия участников семинара глава города Геннадий Прилуцкий. – Я хотел бы отметить особый подъем и творческую активность молодых туапсинцев в период подготовки и празднования 60-летия Великой Победы. Выпущена вторая книга воспоминаний ветеранов войны и тружеников тыла, наших земляков, написанная школьниками под руководством своих педагогов.
По словам Прилуцкого, большое внимание военно-патриотическому воспитанию уделяется в городском центре внешкольной работы «Мужество». Недавно открыто новое объединение – «Морское дело», имеющее перспективы развития по программам: подводное плавание, вождение маломерных судов и развитие морских видов спорта. В мае 2005 года 12 воспитанников центра совместно с «Центроспасом» принимали участие в подготовке и проведении морской Вахты памяти по увековечению памяти погибших моряков транспорта «Азов». Выделяется активностью туапсинская общественная организация «Рубеж», приоритетным направлением деятельности которой является поисковая работа, приведение в порядок воинских захоронений и памятных знаков.
Чувство гражданственности воспитывается прежде всего через любовь к своей малой родине. В прошлом году были утверждены герб и флаг Туапсе, с поднятием которого первого сентября во всех школах города начались уроки. Каждой школе администрация города подарила Туапсинский класс, выполненный в едином стиле – с символикой города, его историей. Сегодня эти классы являют собой центры краеведения, где дети изучают традиции народов Кубани, ее историю и культуру.
Вахта памяти
Отрадно, что семинар на Черноморском побережье не остался без внимания со стороны Министерства образования и науки РФ. Главный специалист отдела региональной этнокультурной политики Департамента государственной политики в образовании Андрей Жидикин отметил, что необходимо дальнейшее развитие поискового движения и увековечение памяти погибших при защите Отечества. По официальным данным, в поисковых объединениях страны состоят молодые люди от 14 до 30 лет. Было отмечено, что ребята, прошедшие поисковую школу, по-иному оценивают события Великой Отечественной войны, нежели их сверстники. Для помощи поисковым отрядам, общественным объединениям, которые занимаются увековечением памяти погибших, при Минобрнауки РФ создан Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи.
– Мы поддерживаем деятельность этого центра, координирующего поисковую работу в школах, – отметил Андрей Жидикин. – Ставшая традиционной Всероссийская Вахта памяти дает возможность определить перспективу поисковой работы, улучшать механизмы взаимодействия общественных организаций, силовых структур, органов исполнительной власти, осуществлять торжественное захоронение останков погибших воинов. Поисковые отряды и объединения сегодня действуют в 25 регионах, где велись боевые действия, и в 30 тыловых регионах России. Крупные патриотические организации созданы в Новгородской, Ленинградской, Вологодской и Смоленской областях. Большая научно-методическая работа по организации поисковой работы, установлению имен погибших проделана поисковиками Архангельской области, Татарстана и Удмуртии. Сегодня в 52 региональных поисковых объединениях занято около 15 тысяч детей и подростков. Во время поисковых работ в 2004 году было найдено 608 воинских жетонов и установлено 419 имен погибших солдат.
Минобрнауки РФ совместно с объединением «Отечество» Республики Татарстан провели работу по поиску без вести пропавших воинов на фронтах Великой Отечественной войны. Всероссийским центром был разработан и создан интернет-портал с банком данных погибших и пропавших без вести.
Патриотической работой в настоящее время занимаются не только представители органов государственной власти, Минобрнауки и Минобороны России, но и всевозможные общественные организации и клубы. К сожалению, понятие «патриотическое воспитание» в них толкуют по-разному. Представитель Министерства образования и науки привел слова английского философа Френсиса Бэкона, который говорил, что любовь к Родине начинается с семьи. Когда и с чего начинается патриотическое воспитание? Прежде всего в кругу семьи, с рассказов о родственниках, которые воевали на полях сражений. Гражданское и патриотическое воспитание детей, конечно же, невозможно без участия школы. Но, безусловно, только на уроках истории и краеведения нельзя воспитать настоящего гражданина и патриота. Поэтому сегодня важное значение в воспитании детей играют школьные музеи, которых с каждым годом становится все больше и больше.
Нельзя не отметить и то, что в патриотическом воспитании детей и молодежи возрастает роль ветеранов, работающих в учебных заведениях различного ранга и школьных музеях. Ветераны войн участвуют в педсоветах, берут шефство над кадетскими классами и трудными подростками. Одним из важнейших звеньев воспитательного процесса и подготовки молодежи к военной службе являются патриотические детские и юношеские общественные объединения, клубы десантников, моряков, пограничников, летчиков. Клубы организуют свою работу в тесном взаимодействии с ветеранами, воинскими частями, военкоматами, органами внутренних дел.
Еще одним важным элементом патриотического воспитания подрастающего поколения является привитие уважения к государственной символике и ее популяризация. Ведь если наши дети не будут знать, что такое государственные флаг, герб и гимн, то о каком гражданском и патриотическом воспитании и уважении к Родине можно говорить? К сожалению, в свое время при проведении очередной школьной реформы государство упустило этот важный момент, вычеркнуло из учебного процесса. Что же в этой области сделано Министерством образования и науки? Оказывается, подготовлен приказ об организации ряда мероприятий по популяризации государственных символов России в период до 2010 года.
К приоритетным направлениям также относится международное молодежное сотрудничество по вопросам патриотического воспитания. С 2002 года Минобрнауки РФ совместно с национальным кадетским корпусом Индии систематически организует двухсторонние визиты кадетов, курсантов и членов военно-патриотических клубов с целью обмена опытом. Кроме этого, ведется планомерная работа с молодежными организациями Украины и Белоруссии. Ежегодно на территории Псковской и Витебской областей проходит фестиваль дружбы армейской молодежи России и Беларуси под названием «Братья по оружию».
К сожалению, несмотря на то, что в направлении вышесказанного разработано множество планов и программ и проводятся региональные и всероссийские мероприятия по патриотическому воспитанию молодежи, следует подчеркнуть, что отсутствует главный компонент этой деятельности, а именно – механизм координации. Зачастую патриотическое воспитание молодежи проводится несогласованно и неэффективно. В связи с этим сам собой напрашивается вывод: необходимо выработать общие требования между всеми заинтересованными структурами.
Туапсе, Краснодарский край
Комментарии