Ребенок живет в огромном реальном мире, в котором многое для него в силу его возрастных особенностей пока еще недосягаемо. Со временем он примет его со всеми сложностями и противоречиями. А пока ему ближе мир радужного детства, игры, сказки, радости, добра, гармонии и красоты. Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребенка с окружающим миром и с удивительным миром искусства.
С большой теплотой и любовью мы создали нашу изостудию. Мы старались построить мир – добрый, уютный, где бы дети чувствовали себя в безопасности, где бы им было хорошо и спокойно. Здесь есть все: и материал для творческой работы (бумага, краски, кисти, пастель, уголь, сангина, мольберты), и мини-музей декоративно-прикладного искусства, и галерея детских работ. На одной из стен висит панно, на котором встретились четыре времени года, у другой – уголок, в котором сейчас поселилась добрая сказка. Можно сосчитать, сколько яблок созрело на яблоньке, подойти к сказочной избушке из расписных платков, заглянуть в окно, погладить кота-баюна и удивиться, что серединка цветка похожа на бусинки. Дети с большим желанием приходят в изостудию, где каждый раз можно открыть для себя что-то новое и интересное.
На занятиях изобразительного искусства мы создаем особую эмоциональную атмосферу увлеченности. Для достижения этой цели нашими помощниками становятся музыка и литература, диалоги с юными художниками, зрительные образы, игровые ситуации. Мы стремимся помочь детям развить их творческие способности, воображение и фантазию, знакомим с различным изобразительным материалом и помогаем овладевать разными техниками изобразительной деятельности.
Юных студийцев мы учим рисовать карандашами, углем и сангиной, пастелью, кистью и красками (гуашью и акварелью), пальцами, что вызывает особенный восторг и радость у детей, ориентироваться на листе бумаги, находить сходство образа и формы, образа и колорита, знакомим с композицией, перспективой, развиваем и укрепляем мелкую мускулатуру рук, делая пальчиковую гимнастику, лепим из соленого теста, конструируем из бумаги.
Мы знакомим детей с творчеством художников, рассказываем о том, какой это интересный и удивительный человек – художник, как он тонко чувствует красоту окружающей природы, потому что он сам творец красоты. На занятиях дети узнают, что мир вокруг нас полон цветового богатства, а три основных цвета (красный, синий и желтый) и три составных – только маленькая частичка огромной многоцветной палитры реального мира. Дети с большим интересом смешивают краски и делают для себя открытие – появление нового цвета. Юные художники с удивлением узнают, что цвета бывают теплыми и холодными, что одни вызывают в сознании большинства людей активность, радость, а другие – спокойствие и умиротворение. Дети используют эти знания в собственном творчестве, что повышает выразительные возможности детского рисунка, расширяет восприятие самим юным художником окружающей среды и различных явлений. А это в свою очередь влияет на развитие творческого потенциала ребенка.
В процессе занятий изобразительным искусством с детьми мы используем самые разные техники, и среди них есть такие, которые дают непредсказуемый результат. Вот, например, акварельная монотипия. На небольшой листок плотной бумаги дети нанесли крупной кистью акварель, и пока листок оставался влажным, краски не успевали слиться, прикрыли его сверху таким же листком бумаги и крепко прижали ладошкой. О, момент ожидания чуда! Теперь можно разъединить листочки. В результате получились два симметричных ярких цветовых пятна. Дошкольники с этой задачей прекрасно справились! А теперь самое главное – увидеть в этом цветовом пятне основу реального изображения и, доработав это пятно, превратить его в сюжетный рисунок. Эта задача похожа на сочинение рассказов и сказок, придумывание сюжетов рисунков, но значительно сложнее. Здесь требуются работа фантазии в разных направлениях и воображение. Без этого «фантастический шедевр» невозможно создать. К концу занятия появились и клоуны на арене, и банки с краской в разноцветном море, и космические пейзажи, и удивительные животные, и многое другое, на что только способна детская фантазия.
Доброй традицией стало у нас проведение тематических экскурсий во Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Дети с нетерпением ждут эту поездку и возвращаются под впечатлением от нового знакомства с культурой и искусством народов нашей страны, с новыми поделками, изготовленными своими руками в мастерской музея. Такие интерактивные занятия помогают сформировать зрительскую культуру у дошкольников, воспитывают эстетические чувства, художественные вкусы и идеалы. Родители очень благодарны нам за организацию и проведение подобных экскурсий.
Как может выразить любовь и заботу о своих близких ребенок-дошкольник? Конечно, сделав своими руками подарок. Перед праздниками у нас работает мастерская сюрпризов. Для любого родителя сделанный руками ребенка подарок – самый дорогой, самый любимый. В детских работах проявляются индивидуальность и искренность. Они подкупают своей наивностью, неповторимостью, свежестью восприятия. И совсем не удивительно, что работы юных художников не только радуют глаз, но и учат нас, взрослых, быть добрее и терпимее, раскрывают сердце автора и учат нас лучше понимать детей.
Неоднократно работы наших ребят награждались дипломами, призами и памятными подарками за участие в конкурсах, фестивалях. Работа педагогического коллектива отмечена грамотой Управления образования ЦАО.
Около сорока работ были отобраны профессиональным жюри и выставлены в галерее Ильи Глазунова в рамках конкурса «Краски Земли» района Хамовники. Детские работы были также представлены и на выставке в Красных Палатах. В 2009 году «Солнечный круг» выступил организатором конкурса художественных работ «Пусть всегда будет солнце!», в котором приняли участие юные художники из детских садов, школ, досуговых клубов района. Музыкальная школа имени Бетховена с удовольствием показала лучшие рисунки маленьким музыкантам и их родителям. Произведения детского искусства гармонично дополнили звуки музыки в помещениях школы и создали чудесный мир красоты, тепла и доброты; администрация школы обратилась к нам с просьбой оставить выставку, чтобы сохранить атмосферу, которая там воцарилась. Детские работы о русской природе мы отправили в Германию нашим немецким друзьям. Им так понравилась сказочная зима, что она надолго осталась на рабочих столах компьютеров и заставках телефонов.
Лариса РУНОВА, педагог по изобразительному искусству, НОУ «Детский центр обучения и воспитания «Солнечный круг»
Комментарии