search
main
0

Любовь ДУХАНИНА, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки: Надеемся, что другие отрасли будут перенимать позитивный опыт системы образования

​Единственная в России отрасль, где сегодня складывается система общественно-государственного управления, где есть влияние институтов общественного контроля за качеством, результатом, – это система образования. В других отраслях мы пока не наблюдаем таких эффектов и очень надеемся, что они будут перенимать наш с вами позитивный опыт.

Прозрачность образования – одно из направлений деятельности Комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты РФ уже с 2007 года. Именно в 2007 году мы заявили о необходимости строить систему образования в России так, чтобы она была открыта, понятна, прозрачна для всей страны, для наших граждан. Тогда Общественная палата Российской Федерации предложила закрепить принцип открытости системы образования в наших нормативно-правовых документах, сегодня он уже закреплен в новом Законе «Об образовании в РФ». Есть документы, которые более точно описывают этот принцип, в том числе документы о структуре сайтов организаций, требованиях к сайтам, к другим элементам деятельности наших образовательных организаций. В 2010 году Общественная палата Российской Федерации совместно с Высшей школой экономики впервые в нашей стране провела мониторинг прозрачности вузов, базируясь на анализе той информации, которая размещена на сайтах высших учебных заведений. Сегодня наши граждане по-прежнему говорят о том, что для них принципиально важна возможность получать достоверную информацию о деятельности, результатах деятельности, жизни наших образовательных организаций. Образование как основа общественного прогресса (Из доклада Общественной палаты РФ за 2015 год)Вопросы образования традиционно занимают ведущее место в повестке дня гражданского общества. В 2015 году не стихали жаркие споры о состоянии и путях развития российской общеобразовательной и высшей школы, о роли и значении учителя в формировании и воспитании молодого поколения. При всем различии оценок проблем системы образования сохраняется гражданская солидарность в том, что эта система должна содействовать развитию человеческого капитала.Такой подход нашел отражение в определении тематики слушаний и круглых столов Общественной палаты Российской Федерации, в активизации ее работы с региональными общественными палатами, некоммерческими организациями, в проведении «горячих линий». При проведении мероприятий участники дискуссий в качестве ключевых выделяли такие вопросы, как соблюдение прав граждан в сфере образования и законодательно закрепленных государством гарантий в отношении педагогических работников; качество российского образования, способность образовательных институтов ответить на растущие запросы граждан, выступить социальным лифтом для детей и молодежи, драйвером экономического развития страны; сохранение и развитие единого образовательного пространства страны, обеспечение равенства образовательных возможностей для всех групп населения, независимо от места жительства. На сегодняшний день фиксируется общественный запрос на индивидуализацию образования, на раскрытие способностей и самореализацию детей и молодежи в школе и вузе, что стимулирует развитие дополнительного образования. Увеличивается число общественных (некоммерческих) инициатив в этом секторе, в том числе инициатив родительских (семейных) сообществ. Острую реакцию в обществе вызвала ситуация с кадетским образованием в России, которую обсуждали на пленарном заседании Общественной палаты Российской Федерации 23 июня 2015 года, по итогам которого были выпущены поручения президента. В Общественной палате был проведен круглый стол «Проблемы и перспективы кадетского образования в России» при участии представителей правления Ассоциации российского кадетства, по результатам обсуждения была создана рабочая группа для выработки рекомендаций и поиска конструктивных решений по внесению изменений в статус кадетских корпусов.Еще одна кризисная ситуация сложилась вокруг права на образование. У некоторых семей возникли проблемы из-за приказа Министерства образования и науки Российской Федерации, фактически предписывавшего предъявлять документы об обязательной регистрации ребенка или его пребывании на закрепленной за школой территории. Это коснулось в первую очередь детей мигрантов и беженцев. Позже Верховный суд Российской Федерации разрешил учиться в школах детям, у которых нет свидетельства о регистрации по месту пребывания. Таким образом, любой ребенок теперь может учиться в образовательных учреждениях при наличии там свободных мест.Общественная палата Российской Федерации отмечала, что признание права ребенка на получение образования в школах без наличия свидетельства о регистрации – это безусловная победа здравого смысла. Ведь страдали не только дети беженцев и мигрантов, но и дети из российских семей: в поисках работы граждане вынуждены переезжать в более благоприятные регионы, снимая жилье без оформления временной регистрации, в результате чего детям из таких семей часто отказывали в приеме в школу по месту фактического проживания либо зачисляли, но с обязательным условием последующего предоставления документов, подтверждающих регистрацию.В сфере образования немало неразрешенных проблем. Не первый год общественность беспокоит обеспечение школьников бесплатными учебниками. По данным опроса ВЦИОМ, расходы на учебники и тетради заняли в 2015 году второе место в рейтинге родительских трат при подготовке детей в школу (первое место, как всегда, по объему денежных средств заняли школьная форма, спортивная одежда и сменная обувь). Но и учебники и тетради – это в среднем 3077 руб. (в 2014 году – 1881 руб.). Сегодня вопрос о школьных учебниках остается не урегулированным в должной мере. Несмотря на то что статья 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что учитель обладает правом «на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании», практика свидетельствует об обратном. Результаты проведенного общественной организацией «Независимая ассоциация словесников» анкетирования показали, что только 30% учителей самостоятельно выбирают учебник, 20% – руководствуются выбором администрации школы, а 50% учителей выбирают тот учебник, который есть в школе. Общественная палата Российской Федерации совместно с региональными общественными палатами инициировала проект «Народная экспертиза учебников» – создание портала, на котором зарегистрированные пользователи могли бы оставлять мнения об учебниках и оценивать их. Важнейшее обязательство государства – обеспечение безопасности обучающихся в образовательных организациях. Социологические опросы показывают высокую значимость этого критерия в запросах семей к детским садам и школам. В 2014 году Общественная палата Российской Федерации впервые провела мониторинг безопасности школ, который включал в себя анализ работы охранных предприятий, их антитеррористической и противопожарной готовности (включая мониторинг организации дорожных знаков на прилегающих территориях, наличие кнопок вневедомственной охраны, скорости прибытия сотрудников полиции и их действий по прибытии). Мониторинг выявил существенные проблемы в безопасности, во многом обусловленные длительным сроком эксплуатации школьных зданий (многие здания строились 50-70 лет назад). Общественная палата Российской Федерации с региональными палатами выступили с инициативой разработать стандарт комплексной безопасности школ, чтобы структурировать и унифицировать правила безопасности, а также начать скорейшую реализацию программы по строительству школьных учреждений.Сегодня единственным инструментом оценки работы школ, учителей, ориентиром для семей в выборе образовательных организаций по-прежнему остается единый государственный экзамен. Общественная палата Российской Федерации в последние годы играет ведущую роль в мониторинге проведения ЕГЭ, инициирует и продвигает меры по его совершенствованию. Продвижение в технологических и содержательных аспектах проведения ЕГЭ позволило в 2015 году Общественной палате Российской Федерации выйти с инициативой по внесению изменений в ЕГЭ – от тотального контроля к повышению доверия школе, защите прав обучающихся. Кроме того, Общественная палата Российской Федерации неоднократно выступала с критикой использования ЕГЭ в системе оценивания работы школы и педагогов и с предложениями по развитию системы независимой оценки качества образования. Общественники обсуждали также тему расширения и поддержки родительской активности в общественном контроле и независимой оценке качества образования, этому была, в частности, посвящена конференция «Активные родители – форпост качественного образования», которая состоялась на площадке Общественной палаты Российской Федерации. Согласно статистике, представленной на мероприятии, успеваемость учащихся находится в прямой зависимости от участия родителей в жизни школы. С каждым годом количество троечников увеличивается, при этом снижается количество детей, которым помогают в учебном процессе родители. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» дал старт работе по формированию независимой системы оценки качества (НОК) деятельности организаций социальной сферы. Механизм НОК в образовании нашел отражение в изменениях в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Общественная палата Российской Федерации подготовила рекомендации Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2014 года №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», направленные на совершенствование нормативного регулирования участия общественности в общественном контроле и независимой оценке качества подготовки обучающихся, в том числе в части обеспечения учета мнения органов коллегиального управления образовательных организаций, активных представителей родительского сообщества и негосударственных некоммерческих организаций. Органам исполнительной власти и местного самоуправления необходимо включить проекты в сфере общественного контроля и независимой оценки качества в сфере образования в числе приоритетов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, обеспечить открытость и прозрачность процедур формирования общественных советов, их реальное участие в осуществлении законодательно закрепленных полномочий по проведению независимой оценки качества образования, в том числе в части оценки качества подготовки обучающихся.Наряду с этим важен общественный контроль за введением инструментов ведомственной системы контроля и надзора в образовании (национальные исследования качества образования, всероссийские контрольные) и обеспечение открытости их результатов. Это позволит избежать тех ошибок, которые были при введении ЕГЭ. В свою очередь в сфере высшего образования внимания и поддержки требует опыт участия студентов в оценке качества образования. Сохраняется высокий уровень непрозрачности процесса подготовки и принятия решений по ключевым вопросам сферы образования. Именно активность гражданского общества позволяет обнаруживать и выносить на свет риски таким образом разработанных документов, останавливать или существенно менять сценарии развития событий. Так, выход в свет приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 мая 2014 г. №594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» заставил профессиональную общественность вновь поднять вопрос о соотношении требований Федерального государственного образовательного стандарта и конституционных требований к обеспечению единого образовательного пространства на территории всей Российской Федерации. Участники обсуждений признали необходимость доработки Федеральных государственных образовательных стандартов в части, касающейся сохранения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации (принятие Концепции духовно-нравственного воспитания, фиксация фундаментального ядра содержания образования с учетом положений концепций, разработанных по каждой образовательной области). Комитету по образованию и науке Государственной Думы были направлены рекомендации проработать вопрос нормативно-правового статуса концепций преподавания отдельных предметов (образовательных областей) как методологической базы формирования фундаментального ядра предметного содержания. При этом особое внимание было уделено преподаванию русского языка и литературы в современных условиях.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте