search
main
0

Любопытство как прием. Что мы тут делаем и почему не нарушаем дисциплину

Каникулы – это всегда нечто особенное, всегда долгожданное: от первоклашек и до выпускников – все ждут возможности выспаться и отдохнуть от скучных уроков. Особенно все любят зимние каникулы, ведь это Новый год, а значит, елки, подарки… Но вот наступает 1 января, и в Москву отправляется первая, самая дальняя, делегация – из Ханты-Мансийска. Три дня в столицу добираются учителя и ученики из 28 регионов нашей страны.

«А что вы там будете делать?» – спрашивали меня и, наверное, всех остальных участников зимней школы, а потом очень удивлялись, когда слышали про уроки на каникулах. Почему мы рады этим занятиям? Я и сама удивилась, когда задумалась, ведь ожидались пусть углубленные, но привычные всем физика, химия, история и остальные уроки.Ответ нашелся сразу на первом занятии с Ириной Владиславовной Маркиной (учитель года Республики Адыгея), когда оказалось, что фантики изобрел Томас Эдисон, название «конфета» не значит что-то сладкое, а сами конфеты состоят из того же, что и фантики. На уроке Ольги Александровны Захаровой (Владимирская область) обычная биология вдруг превратилась в небольшой конкурс по рекламе видов тканей – соединительной, проводящей, основной, покровной и образовательной. «Только сегодня! Закажите такую нужную проводящую ткань и получите ценные минеральные вещества в подарок!» Каждый урок не только знакомил с новыми учителями, но и по-новому представлял предмет. Павел Юрьевич Курдаков (Челябинская область) на своем занятии по физике сделал то, что так редко делают в обычных школах, – не только провел урок по теме «Альтернативные источники энергии», но и показал, где мы можем это использовать и как. Совсем неожиданным оказался урок Валерии Владимировны Балтачевой (Удмуртская Республика), который не имел точного названия. На примере того, как макросъемка не дает полного суждения о предмете, Валерия Владимировна показала, как искажалось и изменялось со временем восприятие событий Октябрьской революции. Особенную группу занятий составили урок журналистики у Оксаны Александровны Родионовой («Учительская газета»), мастер-класс по медленному чтению у Кирилла Геннадиевича Демушова (учитель года Оренбургской области) и урок американского футбола от учителя из Тверской области Владислава Игоревича Иванова. На эти открытые уроки нужно было записываться заранее, проходили они параллельно с основным расписанием учебных групп, но находились ученики и даже учителя, которые уходили со своих занятий на эти, и не зря. Ведь повторить эти уроки в рамках обычных школьных занятий просто невозможно – либо из-за временных рамок, либо ввиду отсутствия таких предметов в школьной программе.В каждый из четырех учебных дней проводилось по одному мастер-классу, которые были обязательны для всех участников зимней школы. А метапредметная регата, которую провела Елена Павловна Давыдова (Челябинская область), заставила вспомнить все школьные уроки и совершенно отвлеченные, даже случайные факты. Например, о каком государстве пела Мэри Поппинс: «Это было прошлым летом в середине января, в тридесятом королевстве, там, где нет в помине короля»? Последний учебный день в зимней школе мне запомнился совершенно сбитым расписанием: многие уходили со своих занятий, чтобы попасть на уроки к уже знакомым по предыдущим зимним школам или межрегиональным летним экспедициям преподавателям. Так, особенно много гостей было у Геннадия Савватьевича Петрова (Удмуртская Республика), Надежды Константиновны Князевой (Красноярский край), Андрея Ивановича Сёмке (Краснодарский край). Но самыми популярными оказались уроки Максима Викторовича Иванова (Республика Карелия) о тоталитарном режиме и его проявлениях в антиутопиях и Дмитрия Сергеевича Горшенёва (лауреат конкурса «Учитель года Калининградской области») о мифотворчестве. На этих занятиях в кабинетах не было свободных мест, а обсуждение было особенно бурным.В моей гимназии некоторые учителя спрашивали, есть ли у учителей года какие-то особенные приемы ведения урока. Конечно, есть. Можно долго говорить о том, что многие учителя начинали занятие с небольшого теста или проблемного вопроса, или о том, что разделение учеников на рабочие группы помогало сэкономить время и включить в урок всех детей. Можно сказать, что на всех занятиях объяснение темы сопровождалось практической работой, или наглядным распечатанным материалом, или презентацией или что преподаватели стремились показать практическую, бытовую ценность полученных знаний. Но, думаю, наиболее правильным ответом на вопрос об особенностях будет то, что и учителям, и ученикам были интересны темы уроков. В школах мы часто сталкиваемся с тем, что учитель проводит урок только потому, что он стоит в программе, большинство преподавателей со временем теряют интерес к своему предмету. В зимней школе учителя не просто интересуются своей работой и своим предметом, порой прямо на уроках они открывают для себя что-то новое и тем будят любознательность и в нас, учениках! Поэтому за время зимней школы никто не поднимал вопрос о дисциплине – занятия полностью поглощали внимание всех, кто присутствовал на уроке.Такой была для меня моя первая зимняя школа – бесконечно познавательной, крайне интересной. К сожалению, я больше уже не смогу поучаствовать в ней как ученица, но, думаю, буду с тем же интересом бывать на уроках и участвовать в дискуссиях. А пока планирую делиться впечатлениями, рассказывать об уникальных уроках и вспоминать, вспоминать, вспоминать, и одновременно со мной так же вспоминать будут ученики и учителя в 27 регионах нашей огромной страны.

Виктория ТРЕТЬЯКОВА, ученица 11-го класса гимназии №6 Губкина Белгородской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте