Так, например, однажды при приеме в среднее звено общеобразовательной школы логопед предложил учащемуся написать контрольное изложение. Проверка выявила большое количество характерных ошибок, что позволило сделать вывод о необходимости проводить специальные коррекционные логопедические занятия. Однако последующее изучение психологом рабочих тетрадей ребенка показало практически полное отсутствие в них подобных ошибок. Повторное тестирование подтвердило справедливость психологического заключения о том, что тревожный ребенок, волнуясь, совершил несвойственные для него ошибки. В данном случае ему действительно были нужны коррекционные занятия, но не логопедические, а психологические – для повышения уровня самооценки и развития уверенности в себе.
Интереснейшим примером для изучения внутреннего мира ребенка и подростка являются его сочинения на свободную (а иногда и на заданную) тему. Конечно, школьному психологу с его десятками, а иногда и сотнями “подопечных” очень трудно перечитать все те многие тома, в которые складываются сочинения ребят. Правда, бывает, что и у классного руководителя не доходят до этого руки: “текучка, знаете ли”.
Любопытное сочинение, а точнее целый рассказ, написала ученица одной из московских школ Ксения Ступницкая. В нем чисто детские вымыслы, напоминающие и “Золушку”, и “Алису в стране чудес”, переплетаются с хорошим, зрелым чувством юмора и видением себя взрослой (за героиней галантно ухаживает волшебный кот, они пьют “игрушечное шампанское”).
Проводя психологический (не литературный!) анализ, можно делать различные выводы. Обращает внимание, например, то, что в наше время компьютерных игр, видеобоевиков и телевизионных новостей типа “а вот еще одна катастрофа!” для девочки-подростка “самыми интересными” вещами являются подсвечники, сундучки, елочные игрушки, нарядное платье принцессы, Дед Мороз. Замечательно, что девочка знает и помнит сказки. Немногие современные подростки могут этим похвастаться (вспоминаются две подружки-семиклассницы из “нормальной” школы, приехавшие после каникул на Кипре, которые не могли объяснить разницу между словами “нарты”, “нарды” и “нары” и с трудом сумевшие объяснить, чем отличается “ветеран” от “ветеринара”).
Вместе с тем напрашивается вывод и о том, что для юного автора, склонного к фантазированию, вымышленный мир представляется намного более интересным, чем реальный. Сережки, подаренные во сне, остаются и наяву, иными словами, автору хочется, чтобы сон не кончался. Для подросткового возраста это достаточно распространенное проявление возможной гиперопеки со стороны родителей (чаще – матери). Следствием этого в дальнейшем может стать отсутствие необходимого уровня адаптации ребенка. Невыработанный иммунитет против сложностей “взрослой” жизни так же вреден, как и отсутствие иммунитета против опасных болезней.
Вадим РОДИОНОВ,
кандидат педагогических наук, директор психологического Центра при негосударственной школе “Премьер”
Комментарии