Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Любой проект – конструирование

УГ - Москва, №30 от 26 июля 2011. Читать номер
Автор:

Конструирование стало важнейшим типом деятельности, в которой материал – это предмет. Исследование свойств материала и создание конструктов и конструкций деятельности лежит в основе любого проекта.

Выдающийся психолог современности и инженер по первому образованию Г.Щедровицкий обращал внимание на важность конструктивной работы в становлении организационной деятельности: «Организация, по сути дела, конструктивная работа, материалом которой становятся люди. Давайте посмотрим на конструирование. У нас должны быть какие-то конструктивные элементы, конструктор с набором элементов, и мы должны, с одной стороны, определенным образом собрать эти элементы, и с другой – установить между ними те или иные связи и отношения. Когда мы проделываем такую работу, то мы накладываем определенную организационную форму, оргформу, на эти элементы. Мы можем производить организацию за счет состыковки их друг с другом, а можем еще задавать специально связи, скреплять их тем или иным способом». То есть даже с точки зрения психологии конструирование – важнейший момент в развитии личности учащегося, в дальнейших производственных отношений и социализации учащегося.Развивая эту мысль, Ю.Громыко показывает, что «способность владеть конструкциями, осуществлять конструирование предполагает наличие нескольких важных моментов. Возможность конструировать осмысляемое поле задачи. Для человека, у которого нет соответствующей подготовки, некоторая ситуация выступает в виде такого разлитого смыслового белого молока. Для него все заканчивается как бы проблемой понимания и смысла. Он понимает ситуацию как такую многомерную, сложную. А человек, у которого есть, сформирован тип деятельности как конструирование, начинает определенного типа смысловые сгустки переводить в устойчивый набор конструктивов, из которых и может собираться затем определенная устойчивая конструкция».Выдающиеся психологи обращают наше внимание на то, что умение конструировать важно для всех типов деятельности. На уроках технологии учащиеся всегда традиционно занимались конструированием. Современному учителю технологии необходимо выстраивать новую среду развития творческих способностей учащихся, но, что особенно важно, это развитие конструктивного мышления, которое становится залогом успешности во всех областях деятельности, так как при этом вырабатывается тип деятельности, который позволяет успешно работать с информационными объемами, находить оптимальные решения.Системно-деятельностный подход в образовании предполагает системную деятельность учащихся. А.Асмолов отмечает: «Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Говоря об образовании как ведущей социальной деятельности общества, мы тем самым предполагаем нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности». Однако результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь, в учебной деятельности это рефлексия.Какая деятельность позволяет достичь ощутимого результата в целостном, не разорванном, а системно-деятельностном подходе на этапе школьного обучения? На уроках технологии это проектирование. Основная особенность проектирования как типа деятельности – это всегда нацеленность на будущее. По определению у проекта есть цель – внесение в жизненный мир объектов или систем, никогда ранее не существовавших. Для проекта также важен критерий реализуемости. Поэтому предмет «Технология» – идеальная среда для обучения проектированию.В качестве основных точек развития проектирования можно выделить такие: возникновение замысла – проектирование средств его реализации – формирование организационной структуры проекта – оценка его реализуемости – взятие ответственности за проект или его части – реализация замысла – его рефлексия – переосмысление замысла. Все эти этапы – естественное и необходимое условие при проектировании объектов на уроках технологии. Компетентности, формируемые на этих уроках технологии, выходят за рамки предмета, так как в практической работе ученик применяет знания, полученные на других предметах.Системно-деятельностный подход в образовании – это еще и новый профессионализм учителя технологии, который заключается в умении развить творческий потенциал ученика, научить приемам и методам проектирования, планирования своей деятельности, конструирования в материальных средах. В дальнейшем этот опыт для учащихся становится образовательным фундаментом как в гуманитарных, так и в технических областях деятельностях, так как в процессе проектирования и конструирования учащиеся научатся решать все возникающие проблемы, вырабатывая необходимые компетенции.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту