Сегодня квалифицированного токаря, слесаря, фрезеровщика, плотника, сварщика-аргонщика днем с огнем не сыщешь, ощущается острая нехватка рабочих специальностей. Возраст токаря на производстве – от 45 до 70 лет, возраст слесаря – от 35 до 80 лет. Где взять кадры, способствующие укреплению обороны страны?
Из 13 колледжей САО только один политехнический колледж №8 имени Павлова выпускает станочников и слесарей. Кто будет ковать оборонный щит Родины? Менеджеры, юристы, парикмахеры, бухгалтеры, стилисты и маникюрщицы? Кто будет проводить индустриализацию страны и импортозамещение в промышленности, авиастроении, ракетостроении, судостроении? Раньше двоечники и троечники шли в ПТУ, получали рабочую специальность, кто хотел учиться дальше, оканчивали вечерние отделения техникумов и институтов. Надо заново поднять престиж рабочих специальностей, обновить материально-техническую базу колледжей, заменить морально устаревшее оборудование на новое современное, возродить систему наставничества. Количество людей с высшим техническим образованием (инженеров) нынче меньше, чем с высшим гуманитарным, опять мы видим явный перекос. Надо срочно исправлять существующее положение дел с высшим и профессионально-техническим образованием. Пора ввести в школах урок труда для мальчиков. В России число матерей-одиночек перевалило за 10 миллионов, число неполных семей растет в год на 30%. Кто научит мальчика, как правильно забить гвоздь, наточить нож, пользоваться отверткой? Кто научит мальчика слесарному и столярному делу? Если девочки занимаются домоводством, то мальчики в школе ничем не занимаются. Значение труда как школьного предмета огромно. Труд способствует развитию фантазии, памяти, абстрактного мышления, позволяет получить ценные в жизни навыки, учит, как сделать мелкий домашний ремонт своими руками. Надо вернуть в школу для урока труда квалифицированных специалистов и необходимое оборудование. Для старшеклассников – вернуть УПК, чтобы занимались, как раньше, один день в неделю, возродить для детей бесплатные кружки мягкой игрушки, моделирования и конструирования, которые раскрывают стремление сделать многие вещи своими руками. Не пора ли нам вернуть в школу урок черчения? Урок черчения дает первичные технические знания: что такое рамка, основное поле чертежа, формат, масштаб, какие бывают линии, правила нанесения размеров на чертежи, как правильно заполнять основные надписи, формирует у учащегося знание правил ГОСТ ЕСКД по оформлению конструкторских чертежей, наблюдательность, логическое мышление, представление пространства, помогает судить об устройстве предмета, о его размерах, о форме предмета в целом и его частей, учит работать чертежными инструментами и строить изображение от руки. Знания, полученные в школе на уроках черчения, научат ученика выполнять и понимать различные чертежи, это поможет ему в дальнейшей учебе в техническом вузе. Отмена НВП была большой ошибкой! Думаю, необходимо вернуть в школы, начиная с 9-го класса, НВП в полном объеме (основы устройства стрелкового оружия, умение ориентироваться на местности, умение пользоваться противогазом и оказывать первую медицинскую помощь), а также выезды на стрельбы в Таманскую и Кантемировскую дивизии. Нужно ежегодно проводить оборонно-спортивные лагерные сборы на базе воинских частей, обеспечить учебные заведения: преподавателями – отставными офицерами с боевым опытом, учебным оружием, военно-техническим имуществом, стрелковым тиром. Раньше ученики школ Войковского района посещали электронный тир Академии управления МВД, где проводили соревнования по стрельбе. Сейчас этого нет, а нужно возродить эту традицию, открыть при школах секции бокса, самбо, карате, чтобы ученики могли заниматься в спортзале после уроков. Надо готовить мальчиков к армии, через приобретение необходимых воинских знаний и практических навыков. Мудрость гласит: «Хочешь мира – готовься к войне!» Только слепой и глупый не видит, что творится на границах нашей Родины. Если кому-то что-то еще не ясно, советую съездить в турпоездку в Бабий Яр или Освенцим, чтоб освежить память. Мнение по поводуИсаак КАЛИНА, министр образования Москвы: – Как человек, который учился в советской школе, я должен признаться: для многих из нас уроки труда происходили, что называется, постфактум, то есть мы многое умели, этому нас научили отцы (спасибо им!). Мы, правда, были послевоенным поколением, у многих из мальчишек отцов не было, но была такая общая обстановка, что их многому учили соседи. Откровенно говоря, мы приходили в школу, умея все то, чему нас пытались научить на уроках труда. Зачастую для многих из нас это были потерянные два часа в неделю не потому, что уроки были ненужными, а именно потому, что мы все всё это уже умели. Сегодня далеко не во всех школах для мальчишек есть чему учиться на наших уроках, которые по-старому называли уроками труда, а по-новому – уроками технологии. Я уверен, что и сегодня во многих семьях тому, чему учат на уроках труда, могут научить дома и учат отцы, навряд ли эти занятия необходимы всем. Но несмотря на то что я желаю каждой женщине иметь того мужчину, который научит ее сына работать и молотком, и напильником, школа может в этом здорово помочь. Другое дело, что нужны кружки, с этим я абсолютно согласен. Технических кружков пока, к сожалению, меньше, чем хотелось бы. Как человек, достаточно долго проработавший в системе профессионально-технического образования, не думаю, что делать это рационально на базе школы. Эти кружки сегодня нужно в первую очередь открывать на базе колледжей, вузов, например, в Северном округе вузы молодцы – идут навстречу школам. Такой базы, какая есть в технических вузах и колледжах, таких мастеров производственного обучения, которые там работают, поверьте, никогда не было ни в одной советской школе и нереально иметь каждой нынешней школе. Поэтому мне кажется, что задача трудового воспитания абсолютно правильная, а вот подбор механизмов для ее решения вряд ли нужно один к одному переносить из прошлого. Уверен, что нужно находить сегодняшнее решение. Я хорошо помню и знаю былые УПК, но то, что можно сделать, например, в Московском авиационном институте, ни один УПК обеспечить не может. Мы должны использовать для трудового воспитания и профессиональной ориентации ту великолепнейшую базу, которая была создана за последние пять лет в вузах страны. Что касается колледжей, то проблема не в том, что там нет мастеров производственного обучения, они там есть, у них приличная зарплата. В колледжах есть хорошее оборудование, причем это заслуга не нынешнего Департамента образования – была программа, которую мои предшественники реализовали в 2005-2010 годы, когда колледжи города получили великолепное и до сих пор очень современное оборудование. Проблема в другом. Если я попрошу поднять руки тех родителей, которые хотят, чтобы их дети, их внуки не получили высшее образование, а пришли учиться в колледжи, то боюсь, что леса рук не будет. Это мы все вместе как-то решили за последние тридцать лет сформировать абсолютно ошибочную мысль, что только высшее образование дает какое-то счастье в жизни и положение в обществе. Сегодня молодой здоровый мужик готов сидеть в офисе, получать 25-30 тысяч, а ребята – выпускники наших колледжей в первый год после окончания учебы получают 100-120, а то и 150 тысяч рублей. Но выпускники школ все же идут в вуз, получают там мало кому нужную специальность, садятся в офисах и ждут, когда им повысят зарплату. К сожалению, очень мало желающих учиться, вот в чем проблема. Нынче у Рособрнадзора есть проблема закрытия вузов, в которых действительно учатся одни двоечники и троечники. Какой же при этом поднимается крик! Мы, жители, начинаем заступаться за эти вузы, а жителям пора перестать защищать такие вузы. Московский авиационный институт, например, никто никогда не тронет. Вторая проблема – зарплаты, которые готовы платить работодатели. Будут нормальные зарплаты на производстве, ребята пойдут в рабочие. Но, повторю, мы почему-то сформировали мнение, что в колледж идут неудачники. А у нас в колледжах учатся и отличники, они получают рабочие специальности, потом великолепно работают, хорошо зарабатывают. Есть колледжи, на поступление в которые есть достаточно неплохой конкурс, причем туда поступают ребята с хорошими оценками. Что касается того, что школы переводят ребят, имеющих плохие оценки, из класса в класс ради высоких показателей, то я не помню за четыре прошедших года, чтобы наказали хотя бы одного директора за то, что учителя ставят плохие отметки. Но десятки директоров пострадали за то, что, когда мы без них проводим независимую диагностику, когда проходят ЕГЭ и ОГЭ, оценки экзамена намного ниже, чем были выставлены учителями. Если оценки на ЕГЭ даже низкие, но совпадают с самооценкой школы, то мы говорим: давайте будем помогать, пошлем в школу методистов. Но если в школе все время ставят пятерки, а потом на ЕГЭ оказывается, что эти пятерки равны двойкам и тройкам, то тогда мы и правда наказываем. Сегодня у школы нет никакой отчетности по оценкам, которые сами учителя ставят детям. Какие ставят, такие и ставят, никто этих данных даже не собирает, завышать оценки никакой нужды нет. В обществе с помощью всех нас, с помощью СМИ надо формировать равное уважение и к тем, у кого умелые руки, и к тем, у кого умные головы, и к тем, кто вообще что-то умеет делать. Я все время говорю, что знание теперь разлито в свободном доступе, а умения не разлиты и становятся дороже. Люди стараются платить серьезные деньги тем, кто умеет что-то делать, на тех, кто знает, можно найти покупателей, но это случается реже. Нам надо формировать другое, уважительное отношение к труду, а то, что греха таить, иногда и мы, учителя, до сих пор, к стыду нашему, говорим: «Будешь плохо учиться – пойдешь работать!» От этого надо в первую очередь избавляться. Изменится отношение, изменится ситуация, уверен, что сегодня есть возможность в кружках на базе колледжей и вузов помочь мальчишкам научиться работать руками. Что касается отмены НВП, то это решение федерального уровня. Я не сказал бы, что НВП совсем отменена, есть очень важный и нужный предмет – ОБЖ, в его составе 30 или 40 часов отведены на военную подготовку, которая включает в себя даже пятидневные военные сборы. Наверное, повезло, что в каких-то школах есть замечательные преподаватели, там все делают по-серьезному, а другим школам с этим не повезло. Есть фраза: ничто так не отбивает охоту к чтению, как уроки литературы. Думаю, на меня не обидятся учителя литературы, надеюсь, не об их уроках это сказано, но, к сожалению, когда что-то делают плохо, насильно, вместо прививки любви к труду, к защите Родины, готовности ее защищать, зачастую получается обратный эффект. Нынче в Москве открыты 72 кадетских класса в школах, мы многое готовы сделать для этих классов. Не можем дать этим кадетам настоящее оружие, но пневматические винтовки закупить сумеем, если на то имеем право. Не проблема оборудовать в школе тир для пневматики, так как в кадетском классе есть воспитатель-офицер, мы можем доверить все это школам. Задачи, которые стоят перед школой, они вечны, не меняются. Но если мы в новое время будем пытаться решать задачи старыми методами, то, боюсь, мы все эти задачи не решим. Что такое сегодня готовность к обороне? Согласен – нужна физическая, строевая и огневая подготовка, но нынче грамотные компьютерщики для обороны страны (при всем уважении ко всем другим специалистам) делают кратно больше, чем все иные специалисты. Поэтому то, что изучают ребята, крайне важно для их участия в обороне страны, ведь армия теперь другая. То новое, что раньше не изучали, теперь они осваивают. Колледжи готовы учить, у нас есть возможность создавать и там стрелковые тиры. Что касается желания и готовности защищать Родину, то это могут быть многие компетентности, не обязательно умение только стрелять или подтягиваться. Еще раз скажу: компьютерщики важны нашей армии не меньше, чем кто-либо. Мы помним, что переживала армия в начале 90-х годов, иногда офицеры даже не ходили в городе в форме. Сегодня мы расхлебываем последствия этого отношения.
Комментарии