search
main
0

Люблю интеллигентные уроки

22 участника второго тура – очень достойные учителя. Я не специалист во многих областях, но видел, что люди знают хорошо свой предмет. Они либо хорошо владеют традиционными методиками, либо предлагают какие-то оригинальные ходы. Кроме того, все обладают очень высоким уровнем личного обаяния. Это очень важно.

Мы изучаем Толстого или Достоевского, но дети их не видят. Настрой учителя, то, как он себя ведет, становятся определяющими. У многих хочется отметить высокую культуру – поведенческую, научную, культуру речи. Хотя, естественно, есть и проблемы.

Расскажу о тех уроках, которые произвели на меня наибольшее впечатление.

У Игоря Карачевцева был очень глубокий урок по взаимодействию учителя и ученика. Этот педагог обладает высочайшей культурой. У него удивительная манера речи, тембр голоса. Как точно он выстраивает фразы! Игорь Альбертович не просто выдавал знания, он втягивал участников урока в реальный диалог. И в собственном диалоге ребята начали понимать, что есть диалог как философская категория.

Очень ярким был урок Валерия Гришина. У нас физкультуру не всегда считают школьным предметом. Валерий Владимирович один из тех, кто разрушает этот стереотип. Я увидел интеллигентного учителя физкультуры, умеющего говорить, деликатного. У него был вдумчивый, серьезный самоанализ. Валерий Гришин невероятно изобретательный учитель. Он показал, как каждая минута 20-минутного занятия может идти на пользу детям.

К категории интеллигентных уроков я бы отнес и занятие Виктора Добромыслова. Это учитель, который учит думать, работать. Он взялся доказать ученикам, что информатика это не только наука о компьютере, а компьютер – это не более чем инструмент. Как нельзя быть рабом плоскогубцев или топора, так и нельзя становиться рабом компьютера. С ним надо работать, его надо использовать. Ученики на уроке обращались к компьютеру именно тогда, когда он был нужен. Кстати, это был хороший пример для учителей, которые по-прежнему преподают информатику в неоснащенных классах.

Совершенно фантастическая фигура – Алим Хашукоев. Его урок был очень грамотный и методически очень простой. Так много раз до него делали большинство учителей. Это интерактивная методика, интенсив. Но это как раз тот пример, когда учитель, используя распространенную методику и подключив личностные качества, получает более высокие результаты, чем остальные. Алим Анатольевич – обаятельный человек. Причем он не заигрывает с учениками, остается самим собой.

Очень интеллигентный урок был у Татьяны Федоровой. Это человек огромной глубины, обаяния и удивительной деликатности. Конечно, Татьяна Викторовна – учитель литературы, которая нужна сегодня. Ребенок должен видеть перед собой интеллигента, интеллектуала. Она рисковала, когда брала для мастер-класса текст басни Л.Н. Толстого «Стрекоза и муравей», рассчитанной на безграмотного крестьянского ребенка. Это не лучшее произведение Толстого. Но она доказала, что даже строчка, написанная рукой мастера… это все-таки строчка мастера! Она лишний раз доказала, что не правы сегодняшние писатели, которые идут на заработки в детскую литературу и халтурят в ней со страшной силой.

Марианна Чуйкова давала совершенно другой тип урока. Она блестящий учитель. Можно очень глубоко изучить произведение, а можно после этой глубины сделать еще один шажок. Большинству учителей литературы достаточно дойти до точки. А ей этой точки мало.

Стандартное изучение сказки Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил» сводится к сатирическому изображению генералов – нахлебников и бездельников и сочувственно-ироническому изображению мужика. Она пошла дальше. Оказывается, есть еще третья позиция, позиция Щедрина, который в принципе не согласен ни с теми, ни с другими. Еще один шажок за пределы традиционного взгляда. А плюс к этому сочетание литературоведческой подкованности с режиссерским образованием, и в результате уроки получаются очень яркими, динамичными, эмоциональными. Я понимаю, что дети, которые увидели ее в первый раз, воспринимают ее импульсивность, эмоциональность как агрессию. Но дети к своему учителю привыкают очень быстро. Я абсолютно убежден, что, неделю проработав с ней, ее дети уже не воспринимают литературу в более медленном темпе. Знаю это по себе. Меня дети сначала все время ругают за скорость. Не успевают ни записывать, ни понять ничего. Потом привыкают.

Конечно, совершенно замечательный учитель Руслан Жабраилов. 32 года стажа, причем в Чеченской республике – в разные эпохи и в разные времена! Это человек, который выполняет сегодня социальную миссию в жесточайших условиях войны. Мы в эти условиях никогда не работали. Человек, который предан своему делу. Он давно мог уехать оттуда, спасая свою семью, но он продолжает учить детей. Как он учит? Может быть, московские учителя, учителя Центральной России скажут: для нас такая методика – вчерашний день. Да, в основном это репродуктивный метод. Но смотрите: он рассказывает, потом спрашивает – деточки все усвоили. А у него в классе наверняка сидят дети разных возрастов, с изломанным детством. Если они просто будут знать историю, из которой надо извлечь уроки, кто-то из них не пойдет в боевики. У него другие задачи. Он не к вузу готовит, а к мирной жизни. Он хочет, чтобы дети понимали, что от них что-то зависит на этой многострадальной земле. Я отношусь с огромным уважением к тому, что он делает. Кроме того, Руслан Наиппович очень деликатный, приветливый человек. Мне нравится его манера ведения урока: тихо говорит, не торопясь. Мне кажется, ребята отдыхают на его уроках. Там, за стенами школы, какой-то кошмар, а в классе все спокойно, тихо, доброжелательно. Это еще и нравственное оздоровление.

Валерий Саликов – достаточно молодой учитель. Семь лет стажа. Но это глубокий педагог. Он очень грамотно пользуется интерактивными методиками. Что мне у него понравилось? Мы сейчас любим давать детям высказываться. Он не просто дает им высказывать мнение, он очень здраво организует дискуссию. Отслеживает, оценивает мнения, не дает опуститься в демагогию. Он не уходит с урока, когда дети начинают дискутировать, он включен в эту работу. У Валерия Юрьевича сочетается серьезная научная глубина с очень грамотным использованием потенциала ребят. Я думаю, в его школе это дает очень хороший результат.

Мне немножко жаль двух участниц, которые не попали в число пятнадцати лауреатов, – Наталью Федоркову, биолога из Вологды, и Ларису Селюкову, математика из Пензы. Наталия Владимировна, мне кажется, очень хорошо знает свой предмет. Я не биолог, мне трудно судить, но даже по манере изложения материала уже чувствуется, уверен человек в том, что он говорит, или нет. Мне нравится ее манера ведения урока. Мне кажется, ребята очень комфортно себя чувствуют на ее занятиях. Потому что знания не насаждаются, а очень органично приходят к каждому. Она сама человек деликатный, спокойный, уравновешенный. Я люблю интеллигентные уроки.

Лариса Селюкова совершенно другого типа – очень яркая, эмоциональная. Предмет, конечно, знает, и детей, конечно, учит. На уроке ребята учились складывать числа с разными знаками. Безусловно, они научились. Может быть, Лариса Викторовна немного увлеклась игровыми формами. Детям было предложено сочинить сказку, героями которой стали положительные и отрицательные числа. Наверное, ученики бы все поняли и без сказки. Но, с другой стороны, надо на уроке поиграть, чтобы было весело, интересно. С Ларисой Селюковой весело, интересно, хочется пойти к ней на урок.

В очень тяжелом положении находятся учителя начальных классов, потому что превращать урок в игру не хочется, с другой стороны, найти какую-то золотую середину, чтобы показать методику работы с малышами, редко кому удается. В этом году, мне кажется, это не удалось ни той, ни другой участнице. Хотя учительницы неплохие.

И были два симпатичных физика. Елена Халиулина и Игорь Полищук. У Елены Владимировны был крепкий, хороший урок. Что касается Игоря Полищука, я его видел на защите концепций. Во-первых, он очаровательный человек, очень эмоциональный, яркий, веселый, остроумный. Во-вторых, несмотря на то, что он дает физику на хорошей теоретической базе, все задачи Игорь Иванович берет из того, что нас окружает. То же самое у Елены Халиулиной. Я гуманитарий. Язык науки для меня достаточно чужой. Но я понимал все, о чем говорилось на уроке. Они говорили понятным, доступным языком, и они заставляли мыслить. Привлечь гуманитария к физике через мотивацию деятельности и жизненную практику – это здорово.

Михаил НЯНКОВСКИЙ, учитель литературы «Провинциального колледжа» г. Ярославля, заслуженный учитель России, кавалер почетного знака «Общественное признание», победитель конкурса «Учитель года России-1994»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте