search
main
0

Любить – значит знать. Вводить надо только продуманные программы

Государственный стандарт общего образования призван обеспечить сохранение единого образовательного пространства. Но при этом он отнюдь не жесткий, напротив, он открывает возможность введения вариативных программ различного уровня, возможность применения различных педагогических технологий и учебно-методических комплексов. Поэтому и логично то, что региональный компонент становится столь важной его составляющей. Ведь это именно те программы, которые знакомят школьников со спецификой их родного края. В Подмосковье областной компонент государственного образовательного стандарта общего образования в практику введен. Этому предшествовала долгая кропотливая работа. Первый заместитель министра образования правительства Московской области Евгения СМИРНОВА с удовлетворением отмечает, что она проделана не зря.

– Евгения Сергеевна, насколько важно для области введение регионального компонента?

– Прежде всего это значительно расширяет и углубляет возможности государственного стандарта. Понятно, что жить в Московской области и не знать географию региона, особенностей его экономики, историю этих мест невозможно. Это значит не быть патриотом своей малой родины. А что представляет собой Московская область как субъект Российской Федерации? Ответы на данный вопрос очень важны для осознания подрастающих граждан. Они позволяют определиться со своей позицией перед выбором профессии, жизненного пути. И безусловно, мы стараемся сохранить чистоту русского языка, потому что это тоже наше богатство и гордость. Мы печемся о духовно-нравственном развитии молодого человека, и введение новых предметов призвано способствовать воспитанию цельной и многосторонней личности.

– Из ваших слов я поняла, что любовь – это чувство не неосознанное, а бережно привитое и взращенное?

– Человек чем больше узнает о чем-либо, тем большим уважением к этому проникается. Особенно если это касается мест, где он родился, живет. В государственном стандарте всегда были часы, и они прописывались в программах для использования краеведческого материала, сбора сведений о родном крае. Авторы учебников всегда оставляли право за учителем выбирать, как вести с учениками подобную работу. Но не секрет, что это право не всегда реализовывалось в полном объеме. А сейчас, когда у нас есть стабильные программы, учебники, учебно-методические комплексы в помощь учителю, то и интерес, конечно, разгорелся нешуточный.

– Насколько я знаю, путь к созданию курсов по региональному компоненту был весьма непрост и довольно-таки долог.

– Не то слово! Этот путь начался тогда, когда мы получили возможность применять различные вариативные программы, когда мы ушли от единой, которую должны были все дружно реализовывать в определенные сроки и в определенное время. У учителей и методистов появились условия расширять рамки, насыщать программу тем, чем считали необходимо. Сначала загорелись педагоги, а затем мы увидели, что запросов школьников и их родителей, говорящих о желании узнать как можно подробнее о родном крае, становится все больше и больше. И это были 90-е годы! Еще тогда началась активная работа по формированию регионального компонента. Было много споров, множество предложений, тут и там звучали различные концепции. Но ни у кого не вызывало сомнений, что география Московской области, ее история должны изучаться обязательно. Шла перестройка всего, что происходило в стране, учителям хотелось отражать в своей педагогической деятельности все события, которые касались изменений и в экономике, и в социальной и политической жизни окружающего мира. Концепции не просто остались на бумаге, выходили и первые пробные учебники. Где-то около восьми различных предметов претендовали на введение в школьную программу. Все казалось нужным, актуальным. Время многое расставило по местам, отсеяло одно, доказало значимость другого. К 2001 году сложился тот набор необходимых знаний, который удовлетворил всех. В 2002 году прошла коллегия, где авторы защищали разработку своих курсов. Эта коллегия была предварена большой научно-практической конференцией, и прошло немало «круглых столов», на которых обсуждалась каждая деталь предстоящей презентации. Каждый из авторов к тому времени обзавелся сторонниками своих идей, они проверяли справедливость замечаний и на практике отрабатывали механизмы. Коллегия утвердила четыре направления, и началась подготовка к созданию современных и обязательно увлекательных школьных программ.

– Наверное, им было нелегко угнаться за бурными изменениями последних лет в области?

– Это правда. Московская область в последние годы развивается весьма динамично, появляются все новые и новые задачи, связанные с ее инновационными передовыми позициями. Все это потребовало серьезного пересмотра концепций курсов. Было отобрано 50 школ, где педагоги вместе с разработчиками досконально разбирались с содержанием программ и вносили соответствующие коррективы. Учитель должен был получить готовую грамотную программу, сопровождаемую качественным учебно-методическим материалом. Это было настолько трудоемкое дело, что только сейчас мы вышли на окончательный этап принятия решения. После того, как мы увидели, как реально велась работа в школах по данным курсам, только тогда, когда стали очевидны ее результаты. И уже на коллегии 2007-го мы смогли сказать уверенно, да, мы предлагаем. Хотя еще на декабрьской конференции мы высказывали пожелания по улучшению учебно-методических комплексов. В адрес разработчиков «Русского речевого общения» поступили предложения разработать поурочное планирование, издать раздельно пособия для 10-го и 11-го классов, больше включить текстов о Подмосковье, предусмотреть систему домашних заданий; авторам «Родного Подмосковья» – подготовить контурные карты, издать материалы из опыта работы учителей, разработать рабочие тетради для учащихся; разработчикам «Истории Московской области» предусмотреть больше наглядности, создать хрестоматию и поурочные планы, издать сборники материалов с опытом работы учителей. Вот еще о какой любопытной детали хотелось бы сказать. На той первой коллегии 2002 года свои разработки защищали сами авторы, теперь же о вводимых курсах рассказывали педагоги-практики, испытавшие их эффективность самостоятельно.

– И все же прохождение разработок не вполне гладко?

– Особенно это касается курса «Московская область – субъект Российской Федерации». Это граждановедчекий курс, и здесь ситуация меняется с каждым днем. Административная реформа, 131-й закон о местном самоуправлении – то и дело появляются очень важные нормативные аспекты, с которыми нужно ознакомить школьников. Стремительно движется и экономика Подмосковья. В помощь учителям географии, которые будут реализовывать курс «Родное Подмосковье», мы вынуждены были выходить на областной грант и писать вместе с нашими учеными, вместе с нашими экономистами, вместе с нашими учителями географии очень интересную научно-исследовательскую работу – учебно-методическое пособие «Экономика Московской области». Это абсолютно новые атласы, которые позволят увидеть, какие предприятия, высокотехнологичные, наукоемкие, IT-парки появились в области. И все это должно быть учтено в пособии «Родное Подмосковье»! Также появились очень любопытные исследования наших ученых вместе с министерством, связанные с экологией. А это значит, все открытия в природном комплексе тоже должны найти отражение в курсе географии области.

– Какие еще шаги необходимо предпринять для того, чтобы обеспечить введение регионального компонента полностью?

– Московский государственный областной университет и Педагогическая академия последипломного образования уже начали вести подготовку учителей для преподавания учебных предметов, входящих в областной компонент. Но для решения проблемы с учетом масштабов введения компонента необходима будет мобилизация всех ресурсов – как университета и академии, так и других областных педагогических вузов. Ведь при введении только одного предмета во всех школах Московской области его будут изучать свыше 60 тысяч школьников, а в случае введения пяти предметов – около 300 тысяч. Необходимо, чтобы вузы Московской области рассмотрели на ученых советах вопросы введения в учебные планы обучения студентов предметов, входящих в областной компонент. Также, на наш взгляд, эффективной мерой была бы подготовка учителей-тьюторов, которые могли бы объединить вокруг себя учителей-предметников из других школ муниципального образования, оказывать консультативную помощь, проводить обучающие семинары.

– Мне показалось симпатичным то, что многие районы стараются собрать максимально полную информацию о своем крае.

– Краеведческая работа в области никогда не прекращалась. В ней участвуют учителя и истории, и географии. С появлением новых курсов у них открылось второе дыхание, задачи их расширились. Краеведение Дмитровского района, Каширского, экологическая работа в Лотошинском – все оказалось востребовано областной учебной программой. И стало понятно, что вся эта деятельность существовать отдельно не может, ей такая связка жизненно необходима. Для поддержания собственного энтузиазма нужно почувствовать себя единым целым – Подмосковьем. И здесь для краеведов появился новый инструмент, он более современный, более совершенный. Естественно, муниципальная составляющая за счет этого значительно укрепилась.

– Новые программы вводились до этих пор постепенно и не везде, но гордость за землю, на которой они живут, у жителей, и в том числе юных жителей Подмосковья, была всегда, откуда она все-таки?

– Вот вы видели дневники школьников? Там на каждой страничке рассказ о каком-нибудь подмосковном местечке: города, кремли, соборы. Особенность того или иного муниципального образования, его красота или же достижения в экономике. Здесь жил великий писатель, здесь писал музыку знаменитый композитор, эти пейзажи вдохновили художника с мировым именем. Такие знания воодушевляют и заставляют еще сильнее полюбить свое родное Подмосковье.

Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

Евгения СМИРНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте