search
main
0

Любить Родину – значит знать ее

Любовь к матери… Любовь к своей второй половинке… Любовь к детям… Казалось бы, это все, что нужно человеку. Но нет, есть еще одно большое чувство, которое мы особенно остро ощущаем накануне 9 Мая… Это любовь к Родине, к Отчизне, к нашей России. Назвали это чувство одним всеобъемлющим словом – патриотизм.

Хочется спросить всех нас: так ли глубоко чувство патриотизма сейчас в наших сердцах, как это было в прошлом столетии? Думаем, да! Оно живо, оно всегда с нами, в наших мыслях и наших сердцах! Но тогда почему мы, любящие свою Родину, порой ведем себя, словно забыв о том, что мы РОССИЯНЕ?! На наш взгляд, нить, связывающая наши сердца с бескрайними просторами России, с народами, ее населяющими, еще в 90-е годы XX века стала очень тонкой, почти невидимой. В вихрях экономических реформ, политических переворотов мы потеряли свою кровную связь с Россией, мы стали просто населением России, а не россиянами, не патриотами. Пора исправлять ошибки прошлых лет, иначе может быть уже поздно, и мы безвозвратно потеряем эту живительную связь. Пришло время открыть наши сердца своей Родине, как когда-то раскрыли их солдаты, отдавшие свою жизнь за наше светлое будущее; поэты и писатели, воспевшие Россию.Но как лучше донести до подрастающего поколения все то, что бережно храним в своих сердцах мы, люди среднего и старшего поколений? Конечно, любовь к Родине должна впитываться каждым из нас с молоком матери, в период беззаботного детства через книги, фильмы, знакомство с родной природой. Но все-таки основную роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения играет школа. Как никто другой, учитель понимает необходимость и важность того, что он должен научить ребенка любить свою Отчизну. Нужно постараться сделать это так умело, ненавязчиво и увлекательно, чтобы каждый школьник САМ захотел познать свою Родину, проникнуться ее историей, ощутить всем сердцем красоту ее бескрайних полей и березовых рощ.Прекрасные возможности для этого представляет совместная работа учителей географии и школьной библиотеки. Интегрированные библиотечные уроки, различные викторины, конкурсы, игры-путешествия, проектные работы не только способствуют расширению кругозора учащихся, развитию познавательной активности, речевой деятельности детей, но и, главное, воспитывают любовь к Родине, гордость за свою страну.Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям русского народа. Для того чтобы любить, нужно все это видеть и знать. Мы не можем беречь и ценить то, чего не знаем.Наиболее эффективной формой совместной работы учителей географии и школьной библиотеки по патриотическому воспитанию в нашей школе стали интегрированные библиотечные уроки, на которых дети с интересом усваивают обширный по объему материал, знакомятся с дополнительной литературой по предмету из фонда школьной библиотеки. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки школьники не только применяют в практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, интеллектуальных способностей. Например, на уроке «Золотое кольцо России» ученики 6-х классов сначала с помощью красочной презентации знакомятся с интереснейшими историческими и архитектурными памятниками Древней Руси, а затем в игровой форме проверяют себя, это «Анаграммы» (переставить буквы в словах так, чтобы получилось название города Золотого кольца), «Портрет города» (по пяти предложениям-характеристикам определить название города), «Веришь – не веришь» (вопросы с подвохом), кроссворд. Время пролетает совершенно незаметно, ребята не только структурируют свои знания по теме урока, но и узнают много нового и интересного для себя о своей Родине. Ученики 6-8-х классов в рамках предметной недели совершают увлекательное «Виртуальное путешествие по «Сказочной карте России». Придумал этот добрый проект, в котором собрал сведения о местах рождения или обитания сказочных и былинных героев народных сказок, один веселый журналист – А.Козловский, в этом ему помогали и помогают специалисты – историки, филологи, краеведы, а сейчас уже 25 регионов России зовут в гости к своим сказочным героям. Лидер среди них – Ярославская область, на ее просторах проживают Баба-яга, Алеша Попович, Емеля и Щука, Курочка Ряба, Мышка-норушка, Водяной и целое Тридевятое царство! Ребята вспоминают русские народные сказки; узнают, где живут сказочные герои и почему именно эти географические объекты признаны их родиной.Сочетание литературной викторины, географических подробностей и эмоционально окрашенного комментария зрительного ряда дает очень хороший результат. Растет поток читателей в библиотеку, на обобщающих уроках ребята отвечают значительно лучше. Тем русским путешественникам и исследователям, кто своим беспримерным мужеством, самоотверженностью и любовью к Родине заслужил память, увековеченную на карте, посвящен бинарный урок «Русские имена на карте мира». Ребята не только узнают много интересных сведений, но и испытывают особое чувство – чувство гордости за свою страну и свой народ. Продолжением этой темы стало более детальное изучение истории освоения Арктики учениками 4-11-х классов (проектная работа «Арктика – царство льда и снега»). Урок «Мастера Земли Русской» (для учеников 9-х классов) сопровождается книжной выставкой, оформленной изделиями народных умельцев (с помощью учителя изо). Ребята знакомятся с географией, историей, художественными особенностями народных промыслов Центральной России; осознают связь народного творчества с природой, с той местностью, где происходило развитие промысла. Разнообразные методы изложения материала (видеоклипы, музыкальное сопровождение слайдов, викторина, логические задания) помогают заинтересовать ребят, без назидательности и морализаторства приобщить учащихся к национальной культуре России. Познавательная викторина «Российская экономика» позволяет одиннадцатиклассникам в увлекательной, занимательной (а порой веселой) форме разносторонне узнать историю, географию и экономику своей страны, проверить на полноту и прочность уже полученные знания. Викторина – один из замечательных способов увлекательно донести до любознательных подростков интересные факты, объединенные одной темой. Запомнить интересную информацию о России, содержащуюся в вопросах и ответах, участвуя в викторине или конкурсе, гораздо проще и естественнее. Полученные знания хорошо усваиваются, надолго сохраняются в памяти учащихся, эффективно используются ими и в учебном процессе, и в различных жизненных ситуациях. К лучшим страницам отечественной художественной литературы обращаются ребята, отвечая на вопросы викторины «Литературная география» с помощью специально подобранной книжной выставки. Может быть, через географию наши ученики найдут путь и к прочтению этих произведений целиком… Надолго запомнилась ребятам игра-путешествие «Россия – Родина моя», завершающая предметную неделю истории и географии. Достаточно перечислить названия этапов: «Великой России достойные дети», «Географические рекорды России», «Веришь – не веришь?», «Игры народов России», «Русские народные сказки». Участие в замечательном познавательном мультимедийном проекте-конкурсе «Россия-10» Русского географического общества и телеканала «Россия 1» дает возможность показать нашим ребятам, насколько прекрасна и разнолика Россия – уникальная страна с богатейшим культурным и природным наследием. Задача проекта – выбор десяти новых визуальных символов России посредством общенародного голосования. Во время интегрированных библиотечных уроков + география + история ученики 4-11-х классов знакомились с представленными на голосование московскими объектами (собор Василия Блаженного, храм Христа Спасителя, Московский Кремль, Останкинская телебашня, Главное здание МГУ, Музей-заповедник «Царицыно», Новодевичий монастырь, Музей-заповедник «Коломенское», ЦПКИО имени Горького, Памятник в ознаменование 300-летия российского флота), делали свой выбор и голосовали в письменном и электронном виде. По результатам голосования учащихся лидирует храм Христа Спасителя, на 2-м месте – собор Василия Блаженного, на 3-м месте – ЦПКИО имени Горького. В сентябре мы обязательно примем участие в финале проекта. Участие в масштабном общероссийском проекте помогает социализации детей, ведь наши дети часто не соотносят себя с понятием «население России», у учащихся еще слабо выражена гражданская позиция. Компьютерные игры вытесняют из жизни детей интерес к чтению, познанию окружающего мира, экскурсиям и путешествиям по родному городу. Популяризация величайших памятников архитектуры и природы дает возможность подчеркнуть многогранность и самобытность России.Совместные мероприятия патриотической направленности посредством элементов игры, соревнования и проблемных вопросов получаются яркими, живыми, неформальными, увлекательными, запоминающимися, на них не бывает скучающих и непричастных, а значит, они помогают воспитанию любви и уважения к родной стране, к русскому языку, вызывают желание еще лучше узнать нашу великую Родину.В.ЛЕВЫКИНА, учитель географии школы №1975,И.СТЕПАНОВА, заведующая библиотекой школы №1975

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте