search
main
0

Любимый спектакль Сталина. «Дни Турбиных» – историческая премьера МХАТа имени Чехова

Для Московского Художественного театра, МХАТа имени Чехова, пьеса Михаила Булгакова «Дни Турбиных» – не просто пьеса. Это сама история театра, непостижимым образом пересекающаяся с историей страны. За 80 лет «Дни Турбиных» пережили четыре постановки. Премьера последней, четвертой, прошла на днях.

Спектакль Сергея Женовача, ученика и соратника знаменитого Петра Фоменко, называется «Белая гвардия». Это оригинальное название пьесы: перед премьерой в 1926 году Булгаков, до последнего дня не знавший, разрешат ли вообще МХАТу эту премьеру сыграть, поддался на уговоры и изменил опасное название на более лояльное и политкорректное – «Дни Турбиных». Опасения труппы были напрасны: спектакль так понравился Сталину, что он смотрел его аж 15 раз.

«Белогвардейцы» XXI века молодые звезды первой величины. В роли Алексея Турбина, трагического полковника, умного и оттого несчастного, – Константин Хабенский, главный герой популярного сериала «Убойная сила». Бравого балагура Мышлаевского сыграл однокашник и земляк Хабенского, вместе с ним перекочевавший из Питера «агент национальной безопасности» Михаил Пореченков. Красавчик Шервинский, похититель дамских сердец – молодой актер Анатолий Белый, «засветившийся» в «Кухне» и «Горе от ума» Олега Меньшикова. В тонкого, душевного и хрупкого Лариосика превратили Александра Семчева, про которого вся страна знает, что он «пиво пил». Сам Женовач утверждает, что его Лариосик – это Пьер Безухов «сто лет спустя», сменивший бальный фрак на потертый пиджак, но не утративший своего детского, наивного, любовного взгляда на мир. Рыжеволосую красавицу Елену Тальберг сыграла рыжеволосая красавица Наталья Рогожкина, а юного Николку Турбина – студент школы-студии МХАТ Иван Жидков. Художник Александр Боровский превратил сцену в один большой холодный металлический скат, тут и там утыканный мачтами-фонарями. Это и взорванный гражданской войной быт, и Андреевский спуск, и тонущий корабль жизни, о котором постоянно говорят герои. Несмотря на разворачивающуюся перед ней трагедию, публика постоянно хохочет в голос – артисты из обычных, на первый взгляд совершенно не смешных реплик делают комедию. Да, за кремовыми шторами турбинской квартиры идет война, но бог даст, скоро все закончится, а значит, хочется шутить и веселиться, пить чай, водку и шампанское. В начале второго акта гибнет полковник Турбин. И зал рыдает. Но лишь для того, чтобы вскоре опять начать смеяться. Ведь жизнь-то все равно продолжается. А водку, шампанское, розы и даже рождественскую елку, если постараться, можно достать и в обледеневшем, насквозь прострелянном военном Киеве.

Спектакль Женовача не о войне, не о душегубе Петлюре и не о подлом гетмане, бежавшем и оставившем на произвол судьбы молодых неумелых голодных юнкеров. Спектакль о том, что так хорошо знакомо и сегодняшнему зрителю: как жить в момент исторического перелома, как обрести себя в этом хаосе, как поладить с новым миром, где тебе, на первый взгляд, и места-то нет? Спасти в такой момент могут только близкие люди, только родной дом. Дело в духе семьи. В вере друг в друга, в крепкой дружбе. А кремовых штор, кстати, в спектакле нет. Как утверждает сам режиссер, они должны быть у каждого в душе…

Анна ХРУСТАЛЕВА,

Екатерина ЦВЕТКОВА (фото)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте