search
main
0

Любимчик Федя. Непридуманная история

Никогда не понимал установок некоторых дидактов, что учитель должен любить каждого ученика. Учить, воспитывать и развивать – да, должен. Но вот любить…

Моя педагогическая судьба более чем за четверть века сложилась так, что я имел возможность общаться и с первоклассниками, и с выпускниками. Помню мальчика, которого учил более двух лет в начальной школе. Его бабушка, бывший директор одной из городских школ, как-то после родительского собрания выговаривала мне: «Я вижу, вы не любите моего внука, мало его хвалите. А он очень ранимый мальчик и чувствует ваше отношение». – Претензий по учебе к вашему внуку почти нет, – пытаюсь объяснить я собеседнице, – но, понимаете, есть одна нехорошая черта. Ему нравится, как бы это сказать помягче, подставлять своих одноклассников. Он стремится рассказать мне о том, что в классе произошло без меня.- Видимо, он хочет помочь вам в работе с классом, – бывший директор говорила почти доброжелательно, хотя и с легким укором.Пришлось объяснить свою позицию опытной коллеге в других, более конкретных выражениях, что я не люблю доносчиков и лицемеров. Понят не был. Обиделась. После окончания начальной школы мальчика сначала перевели в другой класс, а позже в другую школу. Были ли у меня любимчики? Да, были! Только не те ученики, которым некоторые практичные педагоги все прощают за «ценную информацию» об одноклассниках….Федя привлек мое внимание с первых дней своего пребывания в классе. Белобрысый с искренней белозубой улыбкой на лице мальчишка показал себя находчивым, сообразительным, но весьма упрямым в отстаивании своей точки зрения, не всегда правильной. Неудивительно, что он стал эдаким движителем многих классных дел и начинаний, но при этом зачастую бывал небрежен в поступках. Однажды прямо на уроке стал распекать его за очередную шалость. Я нервничаю, волнуюсь, от этого говорю невпопад. Вдруг после очередной моей фразы Федор, улыбнувшись своей неподражаемой улыбкой, произносит сочувственно: «Да не переживайте так, Владимир Андреевич! Я все понял, исправлюсь! Правда!» И снова широкая улыбка от уха до уха. Класс замер. Первым моим порывом было взорваться и накричать. Но парень смотрел на меня по-доброму и улыбался. Тут у меня внутри будто выскочила какая-то заглушка и я… «сдулся». Федя вмиг снял с меня все отрицательное эмоциональное напряжение! Я улыбнулся. Потом рассмеялся. Через мгновение хохотал весь класс. В третьем классе у Феди обнаружилось очень серьезное заболевание кости ноги. Его направили на длительное лечение в Пятигорск в специализированную детскую больницу. Привлекаемые из городских школ учителя занимались лишь с учениками 5-го класса и старше. Стало ясно: Федя отстанет на год, а его ухода из класса не хотел никто, в том числе и я. Мудрый директор Галина Максимовна Рябых, разобравшись в ситуации, составила приказ в связи с заболеванием учебный процесс с мальчиком осуществлять по месту жительства. Думаю, это был как раз тот случай, когда строгую букву закона можно было обойти. Ну и что из того, что «местом жительства» для парня на несколько месяцев становилась не квартира, а больничная палата в 15 километрах от родного города?!Около трех месяцев я дважды в неделю ездил на электричке к Феде. Родители – мудрые люди – попросили не делать сыну никаких поблажек в учебе. Он получал и тройки, хотя нечасто. Прощался только испортившийся почерк: писать парню приходилось лежа. В конце зимы у мальчишки наметился явный прогресс в лечении. Родителям позволили перевезти его домой. В последнюю четверть все было приведено в соответствие с тем «крамольным» приказом директора: я учил Федора на дому. В мае он успешно был переведен в следующий класс. Это была наша общая победа! …Пройдет время, и когда мои «бывшие» будут в одиннадцатом классе, они пригласят меня в поход с ночевкой. Мы будем ночью сидеть кружком у костра. Будут громко выстреливать сухие ветки, а яркие искры со свистом взмывать в небо. И почти всю ночь напролет Федор, так и оставшийся на все школьные годы оптимистическим центром, объединяющим мальчишек и девчонок, будет петь под гитару любимые песни. Чужие и собственного сочинения… После школы он поступит в институт инженеров железнодорожного транспорта, по окончании которого будет работать по специальности на Севере. Где он сейчас и что с ним, я, к сожалению, не знаю.

Владимир ГАЛЬЦЕВ, учитель английского языка, Ессентуки, Ставропольский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте