Сценарий интегрированного урока русской словесности построен на изучении стихотворения А.С.Пушкина «И.И.Пущину». Наряду с комплексным анализом данного текста предлагаются задания по русскому языку на закрепление изученного ранее материала по следующим темам: «Обращение», «Односоставные предложения», «Неоднородные определения», «Синтаксический разбор предложения», «Основные орфограммы».
Методические рекомендации коллегамВо-первых, внимательно прочитайте сценарий.Во-вторых, чтобы урок получился, необходимо заранее объединить учащихся в группы «Историки», «Литературоведы», «Языковеды» и «Буквоведы» и дать им задания: найти в Интернете интересную информацию по теме урока, подготовить устные выступления и презентации. В-третьих, уже непосредственно на уроке направляйте учащихся в нужное русло, задавая вопросы и предлагая задания эвристического и творческого характера.В-четвертых, проявите свое творчество и внесите изменения в сценарий, так как он писался мною для меня и моих учеников, а у вас – ваши ученики и ваш взгляд на урок и его тему. Желаю удачи в проведении урока! Цели: учить аргументированно отстаивать свою точку зрения, развивать языковую (лингвистическую) компетенцию, коммуникативные навыки, продолжать учить восьмиклассников работать в группе, воспитывать интерес к изучению поэзии А.С.Пушкина.Оборудование: медиадоска.Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.Ход урока1. Слово учителя – руководителя лаборатории К нам попал некий письменный источник из XIX века. Наша задача – изучить его со всех сторон. Кто его автор? При каких обстоятельствах он был создан? Каким языком написан? Чтобы ответить на эти вопросы, организуем исследовательские группы: 1-я – «Историки»;2-я – «Литературоведы»;3-я – «Языковеды»;4-я – «Буквоведы».Вот этот загадочный источник.И.И.Пущину Мой первый друг, мой друг бесценный!И я судьбу благословил,Когда мой двор уединенный,Печальным снегом занесенный,Твой колокольчик огласил.Молю святое Провиденье:Да голос мой душе твоейДарует то же утешенье,Да озарит он заточеньеЛучом лицейских ясных дней!2. Выступление группы «Историки» Начнем с названия текста – «И.И.Пущину». Известно, что Иван Иванович Пущин был самым близким другом А.С.Пушкина со времен учебы в лицее. Шесть лет юные дворяне были вместе. До самой смерти они хранили верность лицейской дружбе. Эта дружба не прерывалась ни ссылками, ни размолвками, ни временем. Пущин принял участие в работе «Северного общества», позже стал активным участником декабрьского восстания 1825 года. За вольнолюбивые стихи Пушкина сослали в село Михайловское. Он тяжело переживал свое заточение. И вот 11 января 1825 года Иван Пущин навестил своего опального друга в Михайловском. Это было последнее свидание двух друзей. После восстания декабристов Пущин был лишен всех званий и привилегий и приговорен к пожизненной каторге. Художник Николай Ге написал картину, в которой запечатлел последнее свидание Пушкина с Пущиным.И, читая строки: Мой первый друг, мой друг бесценный!…..Да озарит он заточеньеЛучом лицейских ясных дней!- делаем вывод, что автором исследуемого нами текста является А.С.Пушкин, посвятивший его своему другу Пущину. Написан текст 13 декабря 1826 года, накануне первой годовщины восстания на Сенатской площади.Впоследствии на каторге в Чите И.И.Пущин вспоминал: «Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог обнять его, как он меня обнимал, когда я первый посетил его в изгнанье».3. Выступление группы «Литературоведы» Этот текст – стихотворение. Об этом говорят следующие признаки:а) небольшой объем;б) рифмы в конце строк (а-в-г; б-д);в) проникновенный лиризм в обращении к человеку, который дорог автору, он называет его другом.Жанр стихотворения – дружеская лирика, так как речь идет о друге, и послание, так как само название дано в дательном падеже, т. е. имеет адресата речи.4. Беседа руководителя лаборатории, литературоведов, языковедов, историков и буквоведов Руководитель лаборатории: Вы уверены, что строки 1-3-4 (а-в-г) рифмуются? Я не очень уверена: бесценный – уединённый – занесённый…Литературоведы: Так надо читать не уединённый – занесЁнный, а уединЕнный – занесЕнный!Руководитель лаборатории: Но почему?Литературоведы: Потому что первые разночтения, связанные с «ё», самой молодой буквой в русском алфавите, начались более 220 лет тому назад. Буквоведы: История этой буквы началась в 1783 году. 29 ноября 1783 года состоялось одно из первых заседаний только что созданной Академии российской словесности с участием ее директора – княгини Екатерины Дашковой, а также известных на тот момент писателей Фонвизина и Державина. Екатерина Романовна предложила заменить двухбуквенное обозначение звука «io» в отечественной азбуке одной новой буквой «е» с двумя точками сверху. Доводы Дашковой показались академикам убедительными, и вскоре ее предложение было утверждено общим собранием академии. А широко известной новая буква «ё» стала благодаря историку Н.М.Карамзину. В 1797 году Николай Михайлович решил заменить при подготовке к печати одного из своих стихотворений две буквы в слове «слiозы» на одну букву «ё». Так, с легкой руки Карамзина буква «ё» заняла свое место под солнцем и закрепилась в русском алфавите. В связи с тем что Н.М.Карамзин был первым, кто использовал букву «ё» в печатном издании, вышедшем довольно большим тиражом, некоторые источники, в частности Большая советская энциклопедия, именно его ошибочно указывают как автора буквы «ё».Историки: Большевики, придя к власти, «прошерстили» алфавит, убрали ять, фиту и ижицу, но букву «ё» не тронули. Однако именно при советской власти точки над «ё» для упрощения набора пропали в большинстве слов. Хотя формально «ё» никто не запрещал и не упразднял. Ситуация резко изменилась в 1942 году. Верховному Главнокомандующему Сталину на стол попали германские карты, в которых немецкие картографы вписывали названия наших населенных пунктов с точностью до точек. Если деревня называлась Дёмино, то и на русском, и на немецком было написано именно Дёмино (а не Демино). Верховный оценил вражескую дотошность. В результате 24 декабря 1942 года вышел указ, предписывающий обязательное использование буквы «ё» везде, от школьных учебников до газеты «Правда». Ну и, разумеется, на картах. Языковеды: Приведем немного статистики.В 2013 году букве «ё» исполнилось 230 лет! Она стоит на 7-м (счастливом!) месте в алфавите. В русском языке около 12500 слов с буквой «ё», из них примерно 150 слов на эту букву начинаются и около 300 заканчиваются.На каждую сотню знаков текста в среднем приходится одна буква «ё». Есть в нашем языке слова с двумя буквами «ё»: «трёхзвёздный», «четырёхведёрный».В русском языке есть традиционные имена, в которых присутствует буква «ё»:Артём, Пармён, Пётр, Савёл, Селивёрст, Семён, Фёдор, Ярём; Алёна, Матрёна, Фёкла и другие. Буквоведы: Необязательность употребления буквы «ё» ведет к ошибочным прочтениям и невозможности восстановить смысл слова без дополнительных пояснений, например:заём-заем; совершённый-совершенный; слёз-слез; нёбо-небо; мёл-мел; осёл-осел; вёсел-весел…Вот классический пример из романа «Петр Первый» А.К.Толстого: «При этаком-то государе передОхнем!» Имелось в виду – «передохнём». Чувствуете разницу?А как вы прочитаете «Все поем»? Все поём? Всё поем?Фамилия французского актера – Депардьё, а не Депардье. И, кстати, у Александра Дюма имя кардинала вовсе не Ришелье, а Ришельё. И правильно произносить фамилию русского поэта нужно Фёт, а не Фет. Противники «ё» и до сих пор всеми правдами и неправдами пытаются избавиться от ненавистной им буквы. И к чему в итоге приводит нас «дезёфикация»? На компьютерной клавиатуре буква «сослана» в левый верхний угол, а в телефоне зачастую и вовсе отсутствует. Посылая телеграмму, мы настойчиво просим прислать «еще денег». А сколько юридических проблем возникает у людей из-за нерадивых паспортисток, медсестер, секретарш, игнорирующих букву «ё» в фамилии! Получается, что по паспорту это один человек, по водительским правам, например, другой… Правильно говорят литературоведы и мы, буквоведы: «Так и живем, словно в нашем алфавите 32,5 литеры». Кстати, в Ульяновске, родном городе закоренелого «ёфикатора» Николая Карамзина, стоит памятник букве «ё».Руководитель лаборатории: А Пушкин, очевидно, был противником буквы «ё» или просто по старинке писал без этой буквы, а может быть, для рифмы?Литературоведы: Скорее всего он так написал для рифмы, потому что в других произведениях использовал эту букву («вьётся вьюга, снег ложится на поля, вся белёшенька земля» – «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).Руководитель лаборатории: Продолжайте, пожалуйста, свой анализ.5. Выступление группы «Литературоведы» В стихотворении, как во всяком художественном произведении, есть выразительные средства литературы:эпитеты: бесценный друг, уединенный двор, печальный снег, ясные дни;метафоры: огласил колокольчик, голос дарует утешенье, голос озарит заточенье;метонимия: луч ясных дней.Стихотворение состоит из двух пятистиший.Чувства в стихотворении: сначала грусть (двор уединенный, Печальным снегом занесенный), потом радость (колокольчик огласил) и надежда (озарит он заточенье лучом лицейских ясных дней).Лирический герой – человек одинокий, тонко чувствующий и природу, и человеческую душу, верующий в Бога (молю святое провиденье), оптимист.Тема – обращение к другу, радость по поводу встречи с юностью.Главная мысль – прославление дружбы, которой не страшны ни время, ни расстояние, но которая способна быть «лучом света в тёмном царстве».6. Выступление группы «Языковеды» Мой первый друг, мой друг бесценный!(1)И я судьбу благословил,Когда мой двор уединенный,Печальным снегом занесенный,Твой колокольчик огласил.(2)Молю святое Провиденье: (3)Да голос мой душе твоейДарует то же утешенье,Да озарит он заточеньеЛучом лицейских ясных дней! (4).Начинается стихотворение с распространенного обращения (1): Мой первый друг, мой друг бесценный!Два раза повторяется слово «друг», что говорит о том, что человек, к которому обращается лирический герой, действительно настоящий друг.Следующее предложение (2) – сложноподчиненное с придаточным времени (Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил), осложненным еще и обособленным членом предложения, выраженным причастным оборотом (печальным снегом занесенный).Следующее предложение (4) – это сложное бессоюзное восклицательное предложение [ ] : [ ], [ ]! I простое предложение Молю святое Провиденье – односоставное определенно-личное, так как подлежащее отсутствует, а сказуемое выражено глаголом первого лица ед. числа настоящего времени.II и III предложения – простые двусоставные, побудительные с частицей да, что придает этому стихотворению торжественность, как в молитве Да святится имя Твое!7. Дискуссия группы «Буквоведы» с группой «Языковеды» Языковеды: Вы заметили, как произносим слова в этом тексте?[Мой п,эрвый друк, мой друк б,исцэный!И йа суд,бу благаслав,ил,Кагда мой двор уйэд,ин,эный,Пич,ал,ным сн,эгам зан,ис,эный,Твой калакол,ч,ик аглас,ил.Мал,у св,,итойэ Прав,ид,эн,йэ:Да голас мой душэ твайэйДаруйэт то жэ ут,эшэн,йэ,Да азар,ит он затач,эн,йэЛуч,ом л,ицэйск,их йасных дн,эй!]Буквоведы: Заметили, что в русском языке существует несоответствие между звуками и буквами? Например, почему говорим [друК], а пишем друГ?Языковеды: Потому что на конце слов происходит оглушение согласного, но писать нужно Г, так как можно проверить словом другу.Буквоведы: А в словах бесценный, уединенный, занесенный почему пишется не одна, а две буквы Н?Языковеды: Тут тоже нужно знать правила: бесценный (прилагательное) – от слова цена, плюс прибавляется суффикс Н, получается: цеННый. А два следующих слова – причастия с приставками – пишутся с удвоенными НН.Буквоведы: А слова благОслОвил, занЕсенный, кОлОкольчик, свЯтое, голОс, утЕшенЬе затОченЬе, лучОм почему нужно писать именно так, а не так, как мы их слышим и произносим?Языковеды: На каждый случай здесь свои правила. (См. таблицу.)Вывод: Необходимо знать правила, чтобы писать грамотно.8. Игра «Эврика» Учитель: А теперь выйдем за рамки своих групп и поищем особенности этого стихотворения, которые еще никем не были замечены. Ребята должны сказать о:- словах высокого стиля: благословил, дарует, Провиденье, уединенный, огласил, озарит, заточенье;- словах, имеющих приставку: бесценный, уединенный, занесенный, огласил, Провиденье, утешенье, озарит, заточенье;- инверсии: друг бесценный, двор уединенный;- неоднородных определениях: лицейских ясных.9. Написание эссе на тему «Друг бесценный» Учитель: Чтобы проверить грамотность всех присутствующих, предлагаю закончить нашу исследовательскую работу выполнением творческого задания – написанием эссе на тему «Друг бесценный».10. Рефлексия. Подведение итогов урока – Что вам показалось самым легким?- А что было самым трудным?- Что было самым интересным?11. Заключительное слово Учитель: Вот и закончила работу наша художественная лаборатория. Мы учились отстаивать свое мнение, интересно подавать подготовленный материал, дискутировать, не оскорбляя оппонента, замечать детали, грамотно писать, составлять тексты устно и письменно. Мы ознакомились с еще одним коротким, но таким глубоким по смыслу стихотворением Александра Сергеевича Пушкина, попытались понять эту глубину и отразить свое понимание в письменной работе. Надеюсь, сегодняшний урок стал для вас толчком к более детальному изучению творчества великого поэта, его жизненного пути и мировоззрения. Я желаю вам новых открытий и в литературе, и в родном языке! Будьте внимательными, вдумчивыми читателями – и станете интересными людьми и для окружающих, и для самих себя…Наталия КРИШТАЛЬ, учитель русского языка и литературы макеевской школы №49 Донецкой Народной Республики
Комментарии