Майские указы Президента России направлены на улучшение работы учреждений образования. Регионы отчитываются о выполнении, и на бумаге все хорошо. Но так ли оно на самом деле? О том, что происходит сегодня в школах, наш разговор с депутатом Омского горсовета Наталией ПОРШНЕВОЙ. Окончив в 1996 году с красным дипломом Омский государственный педагогический университет, она до последнего времени работала в лицее №145 учителем английского языка. И все-таки ушла, предпочтя «вольные хлеба».
– Наталия Викторовна, вы изнутри знаете о положении учителей. Средняя зарплата по Омской области, если верить официальной статистике, – 32,4 тысячи рублей в месяц. Средняя зарплата в сфере образования – чуть больше 29 тысяч рублей в месяц. Но тех, кто зарабатывает хотя бы приблизительно эту сумму, среди учителей не так много. Даже педагоги со стажем получают меньше. Какая, например, была зарплата у вас?
– Порядка 24‑26 тысяч в месяц при нагрузке в 37‑40 часов в неделю. Тут нужно понимать разницу между ставкой и зарплатой. Ставка учителя – это 18 часов в неделю. Причем эта цифра научно обоснованная. Учитель же работает не только в классе на занятиях. Один час занятий – это примерно столько же времени на подготовку к уроку, на проверку тетрадей, а если есть классное руководство, это еще неограниченное время, нужное на подготовку к мероприятиям, на сами мероприятия, на индивидуальную работу с детьми. Прибавьте к этому методическую работу, всевозможные отчеты, самообразование в конце концов… То есть учитель, работающий на одну ставку, фактически работает по 8 часов в день.
– Сколько же нужно работать, если вести в неделю 40 часов?
– Чуть ли не круглосуточно. Как вы думаете, почему среди женщин-педагогов так много незамужних? Потому что им не до обустройства полноценной личной жизни. Многие учителя именно так и работают, 35‑40 часов в неделю у многих. Учителя начальных классов с удовольствием берут две смены – один класс с утра, другой – с обеда. Потому что молодой педагог в начальных классах, если работает в одну смену, получает чуть больше 15 тысяч.
– Из чего складывается зарплата учителя?
– Есть надбавки за стаж, за категорию, есть премии, надбавки за награды, районный коэффициент и так далее. Кроме того, сейчас школам разрешили оказывать платные услуги. Это не репетиторство в прямом смысле, когда учитель индивидуально работает с каждым ребенком, это такие же занятия, только по другой, часто чуть более углубленной программе. Популярны, например, занятия для малышей по подготовке к школе. При этом из тех денег, что платят родители, 25% получает учитель, остальные – бухгалтер, завуч, директор, какая-то часть остается на развитие школы. Для учителя, который ведет такие занятия, это возможность заработать еще 8‑10 тысяч в месяц.
– Как распределяют премии?
– В нашей школе распределением премий занималась комиссия, в нее входили два завуча и руководители методических объединений. В каждое методическое объединение входят учителя одной «кафедры», по аналогии с вузовскими. Например, словесники или математики. Поэтому вопросов по премированию, как правило, было немного, они даются более или менее объективно, хотя, конечно, недовольные есть. Во многих других школах, как я знаю, таких комиссий нет, деньги распределяют лично директор и завучи. Там вопросы премирования вызывают очень сильные конфликты.
– Недавно в омских СМИ обсуждали очередной пример нехватки кадров: в одной из школ на окраине города нет историка, занятия никто не ведет, у детей будут в аттестатах прочерки по этому предмету.
– Во-первых, из-за низких зарплат и огромных бюрократических требований профессия учителя в глазах молодежи упала дальше некуда. Во-вторых, зачастую молодых учителей, которые все же приходят в школу, другие педагоги целенаправленно выдавливают, чтобы иметь возможность брать больше часов, совмещать зачастую преподавание даже не своего предмета.
– Но от всего этого наверняка страдает качество образования…
– Конечно. Причем тут тоже сложилась очень неприятная практика. И учителя, и школу оценивают по результатам сдачи школьниками тестов и ЕГЭ. Поэтому большинство педагогов предпочитают не возиться со слабыми учениками, не тянуть их, а просто намекнуть родителям, что нужно перевести ребенка в другую школу. Просто «выпихивают» слабых детей, чтобы они не портили статистику. Сложившаяся система, к сожалению, направлена не на то, чтобы учителя относились к детям по-человечески, она выносит вверх педагогов, не отличающихся высокими моральными качествами. Скорее тех, кто определяет детей как материал, и не более. Из-за сверхнагрузки на учителей страдает методическая работа. Педагоги просто перестают профессионально развиваться, у них нет на это ни времени, ни сил. Тем более что процесс повышения категории у нас в Омске предельно забюрократизирован и требует от учителя не только титанических усилий, но и вложения собственных средств. У меня, например, 1‑я категория. Могла бы сдать на высшую, но для этого кроме различных документов нужно предоставить видеозапись двух уроков. То есть я за свой счет должна была нанимать оператора. По отзывам, даже в Москве легче повысить категорию, чем у нас в Омске. Как я понимаю, это делается для того, чтобы меньше учителей претендовало на повышение зарплат. Поэтому большинство просто машут рукой и, чтобы хоть что-то заработать, продолжают набирать по 40 часов в неделю.
– И все равно что-то не сходится с арифметикой. Вы получали далеко не самую низкую зарплату среди учителей. Вели 35‑40 часов в неделю, есть награды. И все же ваша зарплата была ниже, чем средняя по отрасли. Большая часть учителей наверняка получают меньше. Так откуда в статистике взялась средняя цифра 29 тысяч в месяц? Как происходит оплата труда руководства школы?
– Это то, о чем в коллективах знают в наименьшей степени. Директоров премируют в Департаменте образования Омска. Их заработок зависит от количества учеников в школе, результатов, которые показывают ученики на ЕГЭ и других испытаниях, отсутствия нареканий со стороны пожарных и других проверяющих органов, отсутствия жалоб родителей и так далее. Хотя, если быть честными, играют роль и некие «отношения». Расскажу историю. Губернатор Александр Бурков, будучи еще врио, в ноябре 2011 года изыскал средства на замену окон в школах Омска. Руководителем Департамента образования тогда была Екатерина Спехова. Она отчитывалась о распределении этих средств в комитете горсовета. После заседания я подошла к ней и спросила, удовлетворена ли наша заявка. Решила немного полоббировать «свои» интересы, а то у меня за спиной уже начали шептаться, что, дескать, я пропускаю уроки из-за пленарных заседаний горсовета и заседаний комитетов, а школа вынуждена оплачивать мне эти часы как рабочее время. А тут возможность помочь своей школе. Дело в том, что в спортзалах из-за старых окон зимой было очень холодно, даже приходилось отменять занятия. Но Спехова сказала, что заявки от нашей школы… не было вообще. До последнего срока подачи заявок оставался один день. Я бросилась к нашему директору выяснять, в чем дело. Она ответила нечто невразумительное, дескать, если слишком много просить, начинают хуже относиться. Но я все-таки депутат, мне удалось за один день подать заявку, и окна в спортзале поменяли. Но вот эта позиция директора, который боится потерять какие-то «отношения», поэтому не добивается для школы того, что положено, меня покоробила. Хотя, думаю, все так и есть, и умение «экономить средства» оценивается в департаменте при начислении премий директорам.
– Действительно, учитель, даже без сверхнагрузки в 40 часов, должен получать не меньше среднего по региону. Этого требует президент, об этом отчитываются местные власти, но этого на самом деле нет. 32 тысячи – это та сумма, которую нужно платить даже молодому учителю, работающему на одну ставку. Тогда профессии учителя вернется прежний престиж, да и рвать жилы педагогам не нужно будет, они смогут больше уделять внимания детям, работать с ними индивидуально.
Комментарии