search
Топ 10

Лучшие педагоги-дошкольники родом из педагогических колледжей

С этим утверждением никто не спорит, потому что оно подтверждено реальной практикой. Но сегодня педагогические колледжи должны интенсифицировать свою деятельность, так как существенно возрастает спрос на специалистов для дошкольного образования. Каждый год в Москве сдают по 100 новых детских садов, поэтому, естественно, нужны все новые и новые кадры для работы в этих детских садах. Как подготовить их таким образом, чтобы выпускники колледжа соответствовали все возрастающим требованиям к качеству работы дошкольного образования? Об этом шел разговор на городском «круглом столе», участниками которого стали директора и педагоги педагогических колледжей, заведующие детскими садами, управленцы окружных управлений образования.

Александр ПОТАПОВ, начальник Управления науки и профессионального образования Департамента образования:

– Наш сегодняшний разговор чрезвычайно важен, так как нам на фоне тех изменений, которые происходят в системе образования, нужно прежде всего понять собственную роль и место колледжей в процессе подготовки и воспроизводстве педагогических кадров, то куда мы будем двигаться. То, что педагогические колледжи нужны городу, несомненно, но все-таки мы должны твердо обозначить собственную позицию, заявить об основном векторе развития, о том, чего мы хотим, какие цели перед собой ставим и каким образом будем их достигать. Нам важно мнение тех, кто принимает наших выпускников, как наши ребята адаптируются в педагогических коллективах, с какими трудностями и проблемами они сталкиваются и каковы сильные стороны наших выпускников, что мы должны развивать и над чем еще работать, чтобы процесс адаптации и становления молодого педагога происходил как можно быстрей. Это общая задача, которая стоит перед профессиональным образованием в условиях тотального дефицита человеческих ресурсов, специалистов. Мы должны стремиться к тому, чтобы процесс включения наших выпускников происходил как можно быстрей. Об этом нам и нужно поговорить на «круглом столе».

Ольга ПРЕСНОВА, руководитель структурного подразделения Учебно-методического центра по профессиональному образованию:

– В области подготовки будущих педагогов приоритетным сегодня стало дошкольное образование. В дальнейшем оно может стать обязательным с тем, чтобы все дети приходили с равной подготовкой в первый класс. Поэтому требования к подготовке выпускников дошкольных отделений педколледжей постоянно повышаются и повышаются. Следовательно, становятся выше и требования к квалификации преподавателей колледжей, обучающих будущих воспитателей ДОУ. В педколледжах сегодня большое внимание уделяют созданию интеллектуальной среды и раскрытию исследовательского потенциала преподавателей, многие из них имеют ученые степени и звания. Нам есть чем гордиться: в колледжах работают 8 докторов наук, 24 профессора, 166 кандидатов наук, 48 доцентов. Преподаватели дошкольных отделений стараются подготовить студентов не только к работе в традиционных ДОУ. Широко используя классические методики, педагоги знакомят студентов в процессе педагогической практики с инновационными формами работы, чтобы в дальнейшем профессиональные навыки выпускников соответствовали требованиям работодателей. В 2007 году из 1755 1248 выпускников колледжей продолжили обучение на очном, заочном, очно-заочном отделениях вузов.

Наталья ВОРОБЬЕВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе (экспериментальной) работе педагогического колледжа №6:

– Система среднего педагогического образования переживает кризис, и нужно разрабатывать современные технологии, механизмы выхода из этой ситуации. Поэтому мы разрабатываем модель перестройки системы среднего педобразования таким образом, чтобы она логично вошла в структуру образовательного процесса в соответствии с положениями Болонской декларации и положениями современной модели образования. Наш педколледж работает в тесном сотрудничестве с НИИРПО и УМЦ. В прошлом году колледж принимал участие в конкурсе проектов «Разработка и внедрение модульно-компетентностной технологии подготовки специалистов дошкольного образования в педколледже». Основной принцип – принцип модульности образовательного процесса, так как модульная система предполагает отказ от предметного преподавания. Мы понимаем, что возникла необходимость создания такой системы, которая бы не только пополняла педагогическими кадрами систему образования Москвы, не только обеспечивала педагогическое просвещение всех слоев населения, но и была бы экономически оправдана и самоокупаема. Ошибочно мнение, что педколледж не может быть самоокупаемым. Он может быть таким. В результате реализации нашего проекта качественными изменениями, отличительными особенностями образовательной системы в колледже будет создание центра современных инновационных технологий в области дошкольного образования. Расширится контингент обучающихся (подростки, юноши, все категории взрослого населения), индивидуализация и вариативность обучения, специализация по выбору, широкая информатизация учебного процесса, повышение количества и качества разработанных материалов, переоснащение учебных кабинетов современным модельным оборудованием. В результате выпускники колледжа станут конкурентоспособными на рынке труда.

Людмила НИСКАНЕН, профессор кафедры дошкольной педагогики Института педагогики и психологии Московского городского педагогического университета:

– Проблемы двухуровневой подготовки будущих воспитателей мы рассматриваем каждый год и, естественно, принимаем большое количество выпускников колледжей, их у нас много. Поэтому совместное взаимодействие для нас очень и очень важно. Принимая выпускников, мы анализируем, что же получается из этого взаимодействия. Сделано очень много, чтобы подготовка наших студентов – выпускников колледжей значительно выросла. За 13 лет заметен качественный скачок в подготовке специалистов в колледжах. Но сегодня, когда МГПУ все больше ориентируется на подготовку бакалавров, наша надежда на колледжи возрастает с удвоенной силой, потому что они готовят специалистов-воспитателей, которые способны работать с детьми. Думаю, нам следует подумать о выпускных квалификационных работах, кардинально пересмотреть то положение, которым руководствуются при этом педколледжи. Анализируя работы, могу сказать, что две трети студенческих работ посвящены теории, но ведь студент колледжа должен главным образом учиться анализировать новое в практике и внедрять это в своих работах. Выпускные работы должны быть более практико-ориентированными. То, что предлагается студенту колледжа выстроить в научном аппарате, не только он, а порой и студент вуза сделать не может. Выполнить все те требования, которые предъявляются к научному аппарату этих работ, нереально. Поэтому не лучше ли нам дать в руки студенту задание, которое он бы выполнил, проявив свои исследовательские качества: провести анализ группы, конкретных детей и так далее, сделать то, что всегда будет востребовано педагогом.

Лидия БАРСУКОВА, заместитель директора по научно-методической работе педагогического колледжа №6:

– Каждый колледж видит свои пути подготовки специалистов для ДОУ. Мы понимаем, чтобы подготовить высококвалифицированного специалиста, педагога нового типа, нужны современные условия, в частности, повышение уровня профессионально-педагогической компетентности преподавателя колледжа. Конечно, нам помогает кафедра дошкольной педагогики МГПУ, УМЦ Департамента, НИИРПО. Сегодня каждый из нас может выбрать и траекторию своего профессионального роста, и образовательную программу, и форму повышения квалификации. Мы стимулируем сотрудничество нашей молодежи, занимающейся научно-исследовательской деятельностью, с нашими мастерами педагогического труда, понимая, что союз опытных и молодых педагогов значительно повышает уровень образовательной деятельности педагогического коллектива колледжа. Восемь аспирантов занимаются проблемами подготовки специалистов для ДОУ, тематика исследования связана с работой экспериментальной площадки колледжа.

Надежда ЗОЛОТАРЕВА, начальник отдела государственной службы и кадров Западного окружного управления образования:

– Мы работаем в теснейшем контакте практически со всеми педагогическими колледжами, которые готовят разных специалистов. Что греха таить? В Москве сегодня уже нет проблемы набора педагогических кадров в школы, мы имеем право выбора. За много лет впервые у нас нет вакансий учителей иностранного языка. Для нас самая дорогая аудитория – молодые специалисты, мы к ним относимся очень серьезно и внимательно. Но сегодня есть проблема набора педагогических кадров в ДОУ, нам их не хватает. Поэтому заведующая вынуждена брать на работу людей, которые иногда вообще не имеют образования. На протяжении пяти-шести лет мы обучили более 500 наших сотрудников ДОУ, дали им среднее специальное педагогическое образование, ну а дальше мы их направляем на учебу для получения высшего образования и считаем это своей обязанностью. Таким образом, проблема решается. Мы сегодня посмотрели на проблему немного глубже. В округе создана система работы с педагогическими классами (у нас 17 школ, в которых работают 45 педклассов), и мы считаем, что воспроизводством кадров мы должны заниматься сами: без нас этого никто не сделает, так как где взять детей, которых можно послать в педколледж или в педвуз. Наша задача – сориентировать детей на педагогическую профессию. В прошлом году мы разрешили ОУ открывать педклассы в 9-х классах. Мы делаем это для того, чтобы дать там детям некие основы педагогики и психологии. Давая теорию, мы, конечно, с ними играем в воспитателя, учителя, в классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, пытаясь поставить ребенка в ту ситуацию, которая поможет его смотивировать на профессию. Два года мы проводим в округе такую акцию: все педагогические классы идут в гости в детский сад. Школьник, которому сегодня 15-16 лет, не видел таких детских садов, какие есть сейчас, а они – сказка. То, чем занимаются люди, что они могут показать, – иное, чем просто накормить ребенка и уложить его спать. После первой акции кураторы педклассов сказали: на летнюю педпрактику в основном все захотели пойти в детский сад. Пока не все потом пошли учиться в педколледж, это будет на следующем этапе. Я уверена в том, что без директора школы, гимназии, мы никогда не решим проблему набора в колледжи, проблему кадров педагогов-дошкольников.

Лариса ГУРЬЯНОВА, заведующая детским садом №2098, заслуженный учитель РФ:

– У нас детский сад для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. С 1993 года мы сотрудничаем с колледжем №6, в основном взаимодействие идет по двум направлениям. Во-первых, это педагогическая практика студентов колледжа, которые имеют возможность ознакомиться в нашем ДОУ с современной развивающей средой, с современными здоровьесберегающими технологиями. Их внимание привлекает оснащение физкультурного, тренажерного залов, зала ЛФК, бассейна, физиотерапевтического и массажного кабинетов, использование оздоровительного комплекса «сауна-душ-фитобар». Но самое главное – это знакомство с работой по оздоровлении детского организма. В этом студентам помогают как наши специалисты, так и преподаватели педколледжа. Второе направление сотрудничества – подготовка молодых специалистов по дневной и очно-заочной форме обучения. В моем ДОУ нет вакансий педагогов вообще, так как няни и помощники воспитателей у нас поначалу без опыта работы и педагогического образования, но, спасибо педколледжу №6, мы их обучаем по очно-заочной форме, и помощники воспитателя позже переходят на должность воспитателя, имея соответствующее образование. Отрадно, что выпускники педколледжа №6 не стоят на месте, а продолжают свое обучение в вузах. С молодыми специалистами – выпускниками колледжа нам работать легче, чем с выпускниками вузов, так как они имеют более устойчивую мотивацию к работе, быстрее адаптируются и, самое главное, они знакомы со всеми методиками работы с дошкольниками.

Ирина ПОМАРАЕВА, заслуженный учитель, методист педагогического колледжа №15:

– Если вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться ваши студенты в будущем, учите их тому, что они могут применить в любой ситуации. Поэтому принципиальное значение приобретает описание тех компетенций, которые могут быть использованы всегда. Язык описания должен быть общим для всех учебных заведений и всех ступеней обучения. В государственном образовательном стандарте СПО уже зафиксирован перечень общеучебных умений, навыков и способов действия. Нам необходимо сформировать у студента умение анализировать свою собственную деятельность, поэтому после каждого дня педагогической практики мы проводим анализ, по которому судим о профессиональном росте нашего студента. В дневнике студент пишет свое мнение по следующим пунктам: «Мои успехи», «Мои затруднения» «Мои ошибки», «Работа над ошибками». Чаще всего рефлексивный выход имеет неудавшаяся деятельность студента, который получил тот результат, которого не ожидал, не нашел нужный материал, не может получить нужное действие и так далее. Нам нужно, чтобы студент в результате анализа смог найти нужный выход из сложившейся ситуации. Мы несколько лет используем запись занятий, это помогает студенту остановить кадр и провести вместе с методистом анализ того, что сделано неправильно.

Галина СЕМЕНОВА, заведующая педагогической практикой педагогического колледжа №4:

– Интересна практика студентов в ДОУ, работающих в режиме экспериментальной и инновационной образовательной деятельности. Мы заключили договора о социальном партнерстве с 20 такими ДОУ Юго-Западного и Южного округов. Третий учебный год все наши студенты выпускных групп совмещают учебу с работой в ДОУ, которые также стали экспериментальными площадками. Такая практика потребовала создания особых организационно-методических условий. Занимаясь подбором новых базовых ДОУ, мы получили от ДОУ материалы, в которых обозначены темы эксперимента, концепции работы и которые нужны прежде всего для изучения руководителям практики. Студенты активно включались в экспериментальную и инновационную деятельность ДОУ. Это помогало им подготовиться к реальной работе в ДОУ после окончания колледжа.

Лариса ЛЬВОВА, заместитель директора по воспитательной работе педагогического колледжа №18 «Митино»:

– В каждом колледже ведется внеклассная работа, которая по большому счету – условие развития профессиональных компетенций и творческого потенциала студентов. У нас работают различные секции и кружки: 4 культурологического направления, 14 – художественно-эстетического, 2 – спортивно-оздоровительного. Все эти секции и кружки работают на протяжении всех лет существования нашего колледжа, и я полагаю, что тот творческий, личностный опыт, который студенты приобретают в академическом и народном хоре, в студенческом театре, в альманахе «Дошкольник», в газете «Альма-матер», в музее истории «Митино» и многих других, наполняет портфолио личных достижений. Ведь человек на самом деле складывается из того, что он знает, хочет и может. А это как раз потенциально подпитывается той системой, которую мы должны обеспечивать и обеспечиваем. Выявлению личных интересов, склонностей, талантов способствует большое количество конкурсов. Та конкурсная система, которая сейчас очень активизирована, направлена не на то, чтобы заполонить нашу жизнь конкурсами, а на то, чтобы под каждый конкурс найти того участника, который может реализоваться и стать успешным. Наша задача не просто валом в этом участвовать, а найти потенциальных участников под каждый конкурс. Формированию коммуникативной компетенции и культуры общения, развитию лидерских качеств (а ведь любой педагог – лидер по своему внутреннему состоянию) способствуют такие формы работы в нашем колледже, как развитие студенческого самоуправления, конкурсы студенческих советов групп, но наиболее актуальной стала зимняя «Школа лидеров». В этом смысле мы осваиваем финансовые проекты Департамента образования, с одной стороны, организуя отдых студентов, а, с другой стороны, это время и наши возможности мы направляем на то, чтобы в тренинговой форме в течение пяти выездных дней обеспечить нашим студентам проявление этих лидерских способностей, возможностей развития. Самое главное, мы обеспечиваем такие важные вещи, как личное продвижение каждого и коллективное продвижение. На самом деле это очень активизирует, помогает и усиливает способности будущих педагогов.

Конечно, не все проблемы могли быть обсуждены на этом «круглом столе», поэтому их рассмотрение продолжится в этом учебном году. Одна из самых острых проблем – набор учащихся в педагогические колледжи, в связи с чем участники «круглого стола» попросили Департамент образования рекомендовать руководителям окружных управлений образования принять целевую программу, направленную на увеличение числа абитуриентов, поступающих в педагогические колледжи на обучение по специальности «Дошкольное образование» в соответствии с перспективными потребностями города и округов в воспитательских кадрах.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту