search
main
0

Лучшие лидеры образования работают в Москве

На Всероссийском конкурсе «Лидеры в образовании» московские управленцы победили в четырех номинациях из семи. Но даже те, кто по вполне объективным причинам не смог выбиться в победители (участников-москвичей было много, а первых мест меньше), выглядели как победители.

Счастливые малыши живут в Центре

В число победителей в номинации «Лидеры дошкольного образования» вошла начальник отдела дошкольного воспитания Центрального округа Анна ОБРАЗЦОВА:

– В нашем округе принята и согласована с префектурой Центрального округа и управами районов комплексная целевая программа обеспечения жителей ЦАО качественными дошкольными образовательными услугами в 2006-2007 году и на период до 2010 года «Малыши центра столицы». Эта программа разработана при моем непосредственном участии, и реализация ее требует успешной работы всех структур, в том числе и дошкольных образовательных учреждений. Программа предусматривает два этапа.

Программа имеет шесть подпрограмм, каждая из которых, как правило, подразделяется на проблемно-ориентированные подпрограммы:

«Анализ и прогнозирование потребности населения округа в дошкольных образовательных услугах»;

«Проведение информационно-разъяснительной работы с населением»;

«Содержание и качество дошкольного образования – населению округа»;

«Обеспечение качества и эффективности управленческого потенциала дошкольных образовательных учреждений округа и социальных гарантий педагогам»;

«Ликвидация дефицита мест в детских садах, обеспечение потребности населения округа в дошкольных образовательных услугах»;

«Обеспечение населения округа качественными местами и учебно-материальной базой в детских садах округа в соответствии с действующими санитарными нормами и типовыми положениями о дошкольных образовательных учреждениях различных видов».

Комплекс мероприятий первой подпрограммы предусматривает мониторинг потребностей населения в образовательных услугах для детей дошкольного возраста, развитие разнообразия ДОУ, реализацию социальных гарантий населению. В единой связке с первой во второй подпрограмме спланированы мероприятия по информационно-разъяснительной работе с населением, главная цель которой – сформировать управляемую систему воздействия на поведение родителей в части потребления услуг детского сада, оказание адресной информационной поддержки в позиционировании возможностей учреждений различного профиля и вида, информационное освещение альтернативных форм воспитания и образования дошкольников, используя возможности СМИ, печатных изданий, телевидения, интернета.

Третья подпрограмма определяет задачи и мероприятия, затрагивающие качественную и содержательную сторону образовательного процесса. Это направление нацелено на решение задач развития новых форм дошкольного образования с учетом социальных потребностей московских семей и запросов родителей, на разнообразие режима работы ДОУ и образовательных услуг, модернизацию взаимодействия семейного и общественного воспитания в современных условиях.

Практика показывает, что родители подчас плохо информированы о том, какие разнообразные виды и формы дошкольного образования имеются в округе, порой они не знают о существовании детского сада, который находится рядом, о том, какой спектр услуг он может предложить детям. Перед родителями встает выбор: отдавать ребенка в детский сад, оставить дома под присмотром бабушки, поручить воспитание няне, гувернеру, заниматься с ребенком самостоятельно. В этих условиях для меня возникает острая необходимость создания информационного поля через СМИ. Уже сегодня создан окружной информационный портал «Родительский клуб «Центральный», где представлены информация обо всех дошкольных образовательных учреждениях округа, интересные окружные методические мероприятия, рекомендации для родителей. Мы издаем буклеты, флаеры, делаем видеоролики, стенды, фотоальбомы, визитки, памятки. На кабельном телевидении создан пилотный проект «Телеклуб».

Доступность и качество дошкольного образования обеспечиваются несколькими путями:

– разнообразием типов и видов дошкольных учреждений от детских садов до центров развития ребенка, прогимназий, центров образования,

– увеличением числа групп для самых маленьких, для детей младенческого и раннего возраста, начиная с 6 месяцев (причем эти группы по-прежнему самые востребованные у населения округа, у молодых мам, студенческих и неполных семей),

– увеличением групп с альтернативным режимом работы,

– увеличением числа групп кратковременного пребывания (сегодня 103 такие группы есть в 50 ДОУ). Приоритетное направление – создание адаптационных групп для самых маленьких и групп «Особый ребенок» для детей-инвалидов, что повышает эффективность реабилитационной работы с детьми-инвалидами и их семьями,

– созданием таких новых форм дошкольного образования, как «Домашний детский сад», консультативный пункт для родителей и детей, для семей, центры игровой поддержки.

Укрепление здоровья детей, внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий в практику работы ДОУ стало приоритетным направлением в деятельности детских садов. В большинстве детских садов разработана система по физическому развитию и оздоровлению, которая включает спектр оздоровительных, профилактических услуг и дополнительного образования (плавание, гимнастика, школа мяча). Важно, что сегодня в округе сформировалась гибкая модель единой образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и развития, 140 детей-инвалидов посещают образовательные учреждения округа (синдром Дауна, ранний аутизм, ДЦП). Ежегодное увеличение числа детей-инвалидов с разными изменениями и интеллектуальными нарушениями требует кардинального изменения отношения к этой проблеме. Будущее видится за инклюзивным образованием, построением вертикальных образовательных цепочек: детский сад – школа – центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции, созданием «Лекотек», «Служб ранней помощи» для детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать детские сады, реализацией инновационного проекта «Стрижи».

Значительным достижением округа стал показатель охвата детей в возрасте от 5 до 7 лет разными формами дошкольного образования, только за один учебный год он вырос с 91% до 98%, и показательно, что приоритет в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе закреплен за государственными дошкольными образовательными учреждениями.

2006-2007 учебный год можно смело считать Годом педагогического просвещения детей, педагогов и родителей, словом, Годом ребенка.

Программа «Московская семья – компетентные родители» направлена на грамотное просвещение родителей, которое становится таким же необходимым, как медицинское сопровождение ребенка, особенно для молодых родителей.

В округе разработаны такие замечательные проекты, как:

Школа будущих матерей,

Школа для пап и мам,

Родительские клубы,

Адаптационные группы совместного пребывания детей и родителей «Я и моя мама».

Нельзя обойти вниманием опыт работы центра ранней социализации детей от 0 до 4 лет «Зеленая дверца» (детский сад №1948). Уникальный центр, единственный в городе, предлагает свою программу социальной адаптации ребенка как к условиям детских учреждений, так и к жизни в обществе в целом.

В программе разработан целый раздел, посвященный работе по повышению качества и эффективности управленческого потенциала дошкольных учреждений и социальных гарантий педагогам. Положительных факторов тут несколько. Это постепенное омоложение руководителей образовательных учреждений, активность в получении высшего образования (98% руководителей детских садов имеют высшее образование, а в 2002 году их было всего 67%), закрепление молодых специалистов в дошкольных образовательных учреждениях, профориентация учащихся 9-10-х классов на получение профессии «воспитатель».

Одним из основополагающих разделов программы стала подпрограмма ликвидации дефицита мест в ДОУ. Востребованность дошкольного образования у населения после 2000 года возросла по ряду причин, в том числе вследствие подъема экономики и стремления родителей как можно раньше возвратиться на работу, из-за начала массового жилищного строительства на территории округа, увеличения рождаемости и, безусловно, повышения качества и разнообразия предоставляемых услуг в дошкольных образовательных учреждениях округа. Детские сады перестали быть местом временного, пока родители на работе, пребывания ребенка, а становятся местом оздоровления, коррекционного развития, обучения ребенка с использованием современных образовательных технологий.

Если в 1995-2000 годах охват детей разными формами дошкольного образования составлял около 40-45%, то в настоящее время он составляет 61%.

В ходе работы над программой мы предположили, что перспективным и кардинально меняющим ситуацию по обеспечению населения округа в дошкольных образовательных учреждениях в лучшую сторону может стать комплекс мер, учтенный при формировании перечня программных мероприятий:

– расширение сети за счет строительства новых детских садов, пристроек к действующим садам;

– увеличение количества мест за счет рационального использования имеющихся площадей и рационализации сети;

– недопущение перепрофилирования детских садов, использование по целевому назначению бывших ведомственных дошкольных учреждений;

– строительство домашних детских садов в коммерческих жилых домах.

Оценивая социально-экономическую эффективность спланированных мероприятий, можно отметить, что их реализация позволит в 2010 году дополнительно ввести около 6,5 тысячи мест в детских садах: 6399 мест в государственной сети, а с учетом объемов строительства коммерческих дошкольных учреждений – 6604, и тем самым обеспечить нормативную потребность населения, которая сегодня составляет 5673 места.

Шестая подпрограмма завершает программу «Малыши центра столицы». Главная задача этого блока программы – привлечение детей в детские сады, имеющие свободные места, но не пользующиеся популярностью из-за неудовлетворительного состояния здания или территории.

На мой взгляд, программа выгодно отличается от некоторых других программ, принимаемых по развитию системы образования, комплексным подходом к решению вопросов удовлетворения потребностей населения. Важнейшей ее особенностью стала глубокая проработка возможностей и ресурсов с оценкой проблем группы риска, то есть дан оптимистический и реальный прогнозы.

В подготовке программы участвовали практически все комплексы префектуры, районных управ, актив руководителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений, партнеры образования по научному сопровождению.

Безусловно, для системы образования программа важна не столько как инструмент снижения очередности, сколько как ресурс повышения общего качества среднего образования, так как необеспеченность условий для полноценного развития детей в раннем возрасте значительно затрудняет их движение по школьной жизни в условиях интенсивного роста объемов образовательных программ в школе.

Из ресурсов самой системы, заложенных в программе, я вижу стратегические направления работы на ближайшие годы:

– усиление общественной составляющей в управлении дошкольными учреждениями, работа с родительским активом, выход на цивилизованные формы сотрудничества с родителями через попечительские советы;

– выход на сотрудничество с негосударственными образовательными учреждениями, способными развивать сеть таких услуг, выбор и поддержка негосударственных служб (гувернантки, няни), так как определенное число родителей могли бы воспользоваться такими услугами, но нуждаются в оценке наших специалистов как гарантов качественных услуг;

– поиск гуманитарных, спонсорских программ поддержки прежде всего воспитателей, работающих в группах с детьми до года, это тяжелейший физический труд, и он должен оплачиваться другой зарплатой, воспитатели должны иметь социальную поддержку.

Я считаю, что программа «Малыши центра столицы» фактически уже работает и полностью соответствует подготовке к объявленному в Москве Году ребенка.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте