С целью обеспечения решения задачи формирования эффективной национальной инновационной системы Минобрнауки России проводит конкурсный отбор высших учебных заведений в рамках программы «Приоритетные национальные проекты». Программа финансирования высших учебных заведений направлена на кадровое обеспечение инновационного развития предприятий, отраслей и регионов, решение задачи повышения качества естественно-научного и инженерного образования, обеспечения его соответствия современным запросам рынка труда и технологий, поддержку современных научных исследований. Отбор проводится среди высших учебных заведений в области естественно-научного и инженерно-технического образования, медицины и сельскохозяйственных наук как среди наиболее ресурсоемких.
Конкурсный отбор вузов-претендентов осуществляется на основании итогов деятельности вузов в 2000-2005 гг., текущих показателей и перспективных параметров, которые могут быть достигнуты в период 1-3 года.
1. Общие итоги деятельности вузов в 2000-2005 гг.:
– количество и результаты международных, федеральных и региональных проектов, выполненных вузом в период 2000-2005 гг.;
– количество научных публикаций, общее и приведенное на единицу численности научного и преподавательского состава;
– количество патентов, изобретений и ноу-хау, общее и приведенное на единицу численности научного и преподавательского состава;
– количество экспонатов, представленных на выставках (в том числе международных), общее и приведенное на единицу численности научного и преподавательского состава;
– количество полученных российских и международных наград, премий в области науки, культуры и образования, общее и приведенное на единицу численности научного и преподавательского состава.
2. Управление вузом:
– наличие стратегической программы развития вуза и среднесрочного плана действий на период 2006-2008 гг.;
– наличие общественных органов управления (например, наблюдательного совета) с значимым уровнем представительства общественно-профессиональных сообществ;
– ежегодная публикация отчетов о результатах деятельности, в том числе структуре доходов и расходов бюджетных и внебюджетных средств вуза;
– наличие системы управления качеством учебного процесса (например, ISO9000);
– наличие информационной системы управления учебным процессом.
3. Образовательные программы:
– численность обучающихся (в том числе бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов, соискателей, докторантов);
– доля студентов, обучающихся по двухуровневым программам высшего образования;
– доля выпускников программ магистратуры, аспирантуры, докторантуры, МБА в общей численности выпускников;
– доля в учебном плане вуза дисциплин по выбору студента;
– использование кредитной системы в управлении учебным процессом вуза;
– доля дисциплин учебного плана, преподаваемых с использованием активных методов обучения (case-study, тренажерные комплексы, имитационные системы, деловые игры, проектно-аналитические сессии и т.п.);
– доля поступивших на первый курс победителей олимпиад;
– средний балл ЕГЭ среди зачисленных на I курс (на бюджетные и внебюджетные места);
– доля ППС и научных сотрудников моложе 40 лет;
– доля студентов и аспирантов, привлеченных к реализации учебного процесса;
– приведенное на единицу численности студентов количество персональных компьютеров в учебном процессе вуза (процессор P2 и выше);
– наличие локальной информационно-вычислительной сети;
– приведенное на единицу численности студентов количество персональных компьютеров с возможностью доступа в Internet;
– наличие общедоступного сайта вуза;
– наличие по подписке доступа студентов и сотрудников вуза к электронным образовательным ресурсам (электронным библиотекам, базам статистической информации и т.п.);
– количество зарубежных периодических изданий, получаемых библиотекой вуза;
– отношение количества мест в общежитиях для проживания студентов к общей численности студентов;
– доля образовательных программ, прошедших общественно-профессиональную аккредитацию;
– доля выпускников, закончивших вуз в рамках целевых программ подготовки.
4. Научно-исследовательская, опытно-конструкторская и инновационная деятельность:
– объем НИОКР и проектно-аналитических работ, приведенный на единицу численности научного и преподавательского состава;
– объем внебюджетных НИОКР и проектно-аналитических работ, приведенный на единицу численности научного и преподавательского состава;
– численность преподавателей и научных сотрудников с учеными степенями по профильным профессиональным программам, общее и приведенное на единицу численности научного и преподавательского состава;
– количество ППС и научных сотрудников, участвующих в работе научно-внедренческих предприятий, совместных конструкторских бюро, бизнес-инкубаторов, технопарков, патентных агентств, центров технологического превосходства и иных элементов инновационной инфраструктуры, на базе или с участием вуза, общее и приведенное на единицу численности научного и преподавательского состава;
– доля преподавателей-практиков.
5. Международная деятельность:
– доля граждан иностранных государств в общем количестве студентов, в том числе из стран дальнего зарубежья;
– доля образовательных программ, получивших международную аккредитацию;
– членство в международных образовательных организациях;
– количество международных проектов в сфере образования и научных исследований, общее и приведенное на единицу численности научного и преподавательского состава;
– количество студентов и преподавателей, принявших за 2000-2005 гг. участие в программах международного обмена;
– количество проведенных международных конференций, симпозиумов, научных семинаров за 2000-2005 гг.;
– доля приглашенных зарубежных профессоров и преподавателей;
– доля выпускников программ с участием зарубежных партнеров в общей численности выпускников вуза.
Возможны также дополнительные критерии:
– качество выпускников согласно независимому рейтингу работодателей (в случае возможности получения объективных оценок);
– доля выпускников, прошедших общественно-профессиональную сертификацию;
– наличие признанных на мировом уровне научных школ;
– наличие проектно-аналитических и научно-исследовательских центров федерального значения.
Дополнительные условия участия:
– объем собственных внебюджетных средств, инвестируемых в программу развития вуза, должен составить не менее 50% от размера выделенных на реализацию программы бюджетных ассигнований;
– подготовленный бизнес-план реализации программы развития вуза по форме, установленной конкурсной комиссией.
Конкурсный отбор вузов-претендентов осуществляется в два этапа. На первом этапе на основании основных критериев отбирается не менее 20 вузов. На втором этапе вузы рассматриваются по всей совокупности показателей, в соответствии с установленными для показателей коэффициентами.
P.S.
Данные критерии отбора инновационных вузов в рамках президентских инициатив являются примерными и опубликованы для общественного обсуждения. В дальнейшем критерии будут доработаны с учетом поступивших предложений.
Комментарии