search
main
0

Лучшее украшение юности. Золотой запас народной культуры придется собирать по крупицам

По тому, что и как поют дети, как танцуют, что за стихи рассказывают, как шутят, всегда можно было судить об общем уровне культуры народа, о духовно-нравственном состоянии страны. «Осенины» – начальная школа провожает осень. Вспомнили народную традицию. Поразительно! Никакого (привычного уже) кривлянья, никаких стилизаций в духе «народных» лакированных ансамблей, никаких двусмысленностей. Все со вкусом, стилистически выдержано и соответствует возрасту маленьких серьезных артистов. И все – ново!..

Дожили мы до времен, когда самое что ни на есть обычное, нормальное, веками повторявшееся вдруг начинает восприниматься как нечто исключительное, оригинальное, свежее, ни на что не похожее… Простенькие, ясные стихи связывают действа в единую композицию. С каким удовольствием дети поют и танцуют. Спокойные, добрые, счастливые лица. Так не притворишься, не сыграешь… Ни заводных расхристанных прыжков, ни разухабистых чечеток, ни набивших оскомину претензий на остроумие. Все проще некуда: «Во поле береза стояла…» Но как нравится ребятам эта забытая уже «банальщина»!

И это не просто так. Скорее всего срабатывает самозащита против неуюта и агрессии внешнего мира – открывается генетическая духовная память. «Люли-люли стояла…». Сходятся, расходятся московские дети, идут в хороводе… «В огороде калина…» Отшлифованные за века поколениями предков сочетания звуков и слов, напевы и движения. Все это, вероятно, затрагивает какие-то сокровенные внутренние пласты. Пока душа раскрыта…

Понимаешь вдруг, как же надоели все эти «эмансипированные», «продвинутые», «по-взрослому все понимающие», «с большими наравне» пяти-семи-девятилетки! Неприятно. Ибо прав, как всегда, Пушкин: «Невинность – лучшее украшение юности». А уж детства-то и подавно! Достойно, когда воспитатели не стоят на коленях перед навязчивой «звездной современностью», но предлагают детям родное и вечное, прививают вкус, культуру, не подавляют нормальные – детские – начала. Нравственное здоровье – основа возрождения нации, народа.

Как же приятно смотреть на наивных и чистых детей! Глаза распахнуты и лучатся: входи во взгляд – мир распахнется. Бесконечность. Вечность. Обратная перспектива… С ними можно говорить о добре и зле, о долге и предательстве, о любви и ненависти, о суетном и вечном. У иных «современных», бывает, пытаешься войти во взгляд – и упираешься, как в тупик, в какую-то мертвую точку мозга. Логика и прямой расчет, чисто рациональное мышление. Тут лучше о бизнесе…

Молодым родителям, сидящим в зале, хоровод нравится. Лица добрые. Аплодируют, но как-то смущенно, неуверенно. Стесняются, что ли, народного. Не по моде, непривычно – не по-европейски… Опытные музработники, видимо, учли психологию юных мам, которые сами недавно из школы.

Переходная мелодия из Паулса про листья, которые кружатся. В детских интонациях слышна уже «Песня года». Хор второклашек раскачивается волной. Как они умеют перенимать!.. Молодые мамаши потихоньку заводятся – проснулись и сосредоточились. Грохнул Шевчук: «Что такое осень? Это небо, пасмурное небо под ногами…» Кордебалет второклашек с нарисованными улыбками, по-деловому подергиваясь, покручиваясь и покачиваясь, ритмично поводит плечиками и подпевает… По сцене заходило колесом танцевальное соло. Это уже цирк: прыжки, кульбиты, руки-ноги взлетают с рискованной амплитудой, падения, кувырки, силовые отжимания… Экспрессия, грохот, восторг!.. Несколько «самодельно», зато как у кумиров!.. Это вам не «люли-люли…». Это: «Опа! Америка-Европа!..»

Мамаши вздрогнули. Ноги, как по команде, уже отбивают такт. Ладошки кверху. Под дружную – плечом к плечу – раскачку идут овации. Номер в тему, номер принят. На лицах блаженство – наконец-то не скучно!

Концерт старшеклассников. Подростки, в отличие от малышей, менее внутренне свободны. (Именно ребенок, а не подросток сказал, что король-то голый). Для них более важен взгляд со стороны. А «сторона» – это уже не только учителя и родители. «Сторона», чьей оценки, чьего признания они жаждут, – это весь внешний мир. А с миром чаще всего они знакомятся через компании себе подобных и телевизор.

И вот они на сцене. Три девочки. Десятый класс. Как всем приятно смотреть на таких юных, красивых, талантливых. Одна, стройненькая, в брючках, чудесно поет под караоке: «I love you… I love you…» Старый американский шлягер звучит трогательно и щемяще. Потом две другие танцуют потрясающий спортивно-мистический танец. В синем мигающем свете видны только белые лица, белые перчатки и причудливые белые полосы на обтягивающих костюмах. Все это на фоне беспросветно-черного бархатного мрака под оглушающе-забойный «металл» выписывает немыслимые траектории. Эффектно и жутко. Десятому классу – родительские овации. И по-американски свист, рев…

Как хороши все трое при свете! Возраст Наташи Ростовой. Открытые лица. В осанке достоинство… Успехов им и разнообразного репертуара! Интересно, как бы смотрелись они в длинных платьях, поющие романс у рояля или летящие в вальсе среди сверкающего бала?

Одиннадцатый на сцене поражает своим полным составом. Еще бы, ведь им так не хочется расставаться со школой. Как было здесь хорошо! Поездки по городам-музеям, песни под гитару, посещения театров, вечера… Выходят они под «Школьный вальс» – дружные, красивые, одухотворенные. Идет классический школьно-студенческий капустник. Попурри из песен прошлого со словами на школьные темы. «Как молоды мы были…» Глаза родителей искрятся, на лицах умиление… На экране мелькают картины прожитой школьной жизни. Праздники, уроки, компании, встречи с ветеранами, турпоходы. «Ничего на свете лучше нету…»

После лирической части – юмор. Шутливые сценки из жизни учеников, учителей, ученых. Звучат имена Сократа, Цицерона, Архимеда. Все к месту, умно – в самый раз для лицея. Родители вытягиваются, ловят каждое слово, улыбаются, аплодируют, дружно хохочут. Теперь что-нибудь посовременнее. Ну-ка, насчет магии… Весело, хохот, свист и рев. Капустник раскрепощается – видимо, берут свое кавээнные ТВ-уроки. Проскакивает каламбур про какие-то три буквы. Сразу меняется тип улыбок. У родителей другие лица, смущенно переглядываются. Только два человека наконец-то захохотали от души: услышали что-то знакомое. Продолжение – «комсомольская» шутка на евангельский сюжет. Некоторые принимают и смеются, другие искренне не понимают, третьи напряжены: улыбки вежливости сохраняются (что поделать – дети есть дети!), но по глазам видно, что многим неприятно. И не спасут тут уже «лыцей» ни Архимеды, ни Цицероны… Но это случайность. Просто увлеклись, сыграли «в духе времени». Одиннадцатый класс дружно уходит под хорошую музыку. Аплодисменты!

…Выходить из духовного провала, который образовался в результате перманентных исторических сдвигов, – дело долгое и сложное. По крупицам придется вновь собирать во многом утерянный золотой запас национальной культуры. А для этого нужны стабильность, покой, тишина. И нужны не просто формальные, «деловые», а очень человечные отношения между собой всех, кто приходит в школу. И все это – покой без застоя, тишина без сонливости, свобода без анархии, порядок без принуждения и добрые отношения без лести и фамильярности – в школе-лицее №1926 есть. Еще есть труд, профессионализм, ответственность, верность слову. И умные, приветливые лица – от малышей до выпускников, от охранников до завучей и директора. В школу приятно приходить. Приятно работать. И наконец, есть критическое отношение учителей к себе, есть улыбка над собой. А самоирония – признак зрелости. Значит, будет рост, будет развитие. Будет Лицей…

Андрей БАЖЕНОВ, педагог дополнительного образования школы №1926, кандидат филологических наук, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте