search
main
0

Лучше найти себя, чем деньги В Москве, возможно, скоро появится “школа Верглинского”

“Ты хоть оденься поприличнее. И не улыбайся, когда придешь в школу”. Так отреагировала мама Андрея Верглинского, когда узнала, что ее сын назначен директором одной из московских школ.
В самом деле, несмотря на то, что педагогический стаж Андрея более 12 лет, язык не поворачивается называть его на вы и по имени-отчеству. Ему 33 года, а выглядит новоиспеченный директор еще моложе.

Андрей Юрьевич пришел в школу сразу после армии, на втором курсе Московского педагогического государственного университета им.Ленина. Последние девять лет преподавал русский язык и литературу в 1260-й школе Москвы. Два года по совместительству работал завучем по воспитательной работе, председателем методобъединения классных руководителей. В 1999 году стал победителем конкурса “Учитель года Москвы” в номинации “Сердце отдаю детям”. Последний учебный год для Андрея был особенно сложным: нынешним летом ребята, у которых он в течение 7 лет был классным руководителем, закончили школу. Кстати, вместе с ними собирался “выпуститься” и сам Верглинский.
– На самом деле я вообще хотел уйти из школы, из образования, – говорит Андрей Юрьевич. – Когда достигаешь определенной планки и физически ощущаешь, что выше головы не прыгнешь, становится скучно. Надо что-то менять. Совсем уйти в сторону и начать все заново.
Именно так я и решил поступить. Как человек воспитанный, со всеми попрощался, в том числе зашел в управление образования Юго-Западного округа – после конкурса у меня там появилось много знакомых. Начальник управления Михаил Юрьевич Тихонов поймал меня за руку: заходи – побеседуем. Первый вопрос, который он задал: уходишь из-за денег? Выяснив, что нет, предложил мне стать директором школы.
Причем нужно отдать должное Михаилу Юрьевичу, он не только уговорил меня остаться в столичном образовании, но и предоставил возможность выбора. Я на самом деле жутко капризный тип: смотрел на школу, говорил – нет, не подходит.
Кстати, теперь могу дать совет начальникам, инспекторам и журналистам. Чтобы узнать о школе всю правду, стоит поговорить с родителями будущих первоклашек. Подходя к школе, я отлавливал даму с ребенком и начинал расспрашивать. И она все рассказывала: какой контингент, какие учителя. Одним словом, мамы все достоинства и недостатки школы сразу выкладывали.
Проведя разведку таким образом, Андрей Верглинский остановил свой выбор на 18-й школе в Ясеневе. Почему именно на ней? Школа обычная, общеобразовательная. Но, как говорит Андрей, есть у нее свои изюминки: музей боевой славы, музей Пушкина – одновременно салон, где периодически проводятся уроки, кукольный театр, хор.
– На первый взгляд здесь делают совершенно элементарные вещи, но очень интересные. Например, в глаза бросается большое количество цветов. Моя предшественница Эльвира Константиновна Октябрева рассказала, что, придя работать в школу, она увидела, как дети сидят на подоконниках. И живо представила себе картинку: ребенок падает с третьего этажа вниз. Как только появилась возможность, она сразу заставила все подоконники цветами. А для детей поставила в коридорах стулья. Гениальное решение: красиво, и никто не падает.
Вообще Эльвира Константиновна – человек, который безумно любит свое дело, свою школу. Но, к сожалению, она вынуждена уйти по личным обстоятельствам.
Первое, что сделал Андрей Верглинский после своего назначения, – “затарился литературой”.
– Штудирую Закон “Об образовании”, “Настольную книгу директора”. Столько нового для себя узнал! Если бы все учителя были такими грамотными, как директора школ, у нас бы никаких конфликтов в жизни не было.
Но больше всего в книге мне понравилась одна фраза. Сначала автор рассказывает, когда можно уволить работника, когда нельзя, какую бумажку выпустить во вторник, какой приказ издать в среду. А потом говорит: что, если вы всего этого делать не станете? И даже совсем в школу не придете? Как ни странно, она будет работать, и неплохо. Это меня успокоило.
Еще Андрей съездил к своему научному руководителю Ирине Демаковой, зав.кафедрой педагогики и психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ. Узнав о новом назначении своего подопечного, она сказала: “Наконец-то мы будем делать корчаковскую школу”.
Дело в том, что Андрей Юрьевич – член правления, а Ирина Дмитриевна – вице-президент Российского общества Януша Корчака.
С 1993 года эта организация проводит летний лагерь “Наш дом”, собирая вместе здоровых ребят и инвалидов, сирот и детей из благополучных семей.
– Многое из этого лагеря я взял для работы в классе. Мы с ребятами выпускали газеты и литературные альманахи, придумали свою классную форму, эмблему.
– А какие-то задумки для новой школы у тебя есть?
– Что-то мне хотелось бы позаимствовать у моего бывшего директора. Тамара Ивановна Майорова – административный гений. Она превратила 1260-ю школу в “игрушку”. Например, там работает клуб интересных встреч, где перебывали весь Союз писателей, все сборные Советского Союза. Дети встречались с известными деятелями культуры, спортсменами.
У меня самого были идеи, которые я не успел воплотить в жизнь на старом месте. Мне, например, безумно хотелось, чтобы все мои дети хотя бы год отзанимались бальными танцами. Во-первых, это красиво, а во-вторых, может пригодиться в жизни. Хотелось, чтобы в какой-то момент все они прошли через гитару. Не через рояль, не через скрипку, а именно через этот инструмент, который создает компанию, атмосферу. Рояль с собой в поход не возьмешь, а гитару – запросто.
– Задумок много, – резюмирует Андрей. – Но я пока не знаю, какие из них удастся реализовать. Легко ломать, трудно строить. Сначала нужно поближе познакомиться с коллективом, с его традициями. Бесспорно одно – у школы должно быть свое лицо. Она не должна быть 18-й, она должна быть единственной. Говорят, например, школа Ямбурга…
– То есть тебе бы хотелось, чтобы о 18-й говорили “школа Верглинского”…
– Я бы так далеко не заглядывал. Конечно, хотелось бы, чтобы ее знали за пределами микрорайона. Быть интересной школой в Ясеневе – хорошее начало, но только начало.
Что значит известная школа? Это значит, что у директора есть возможность выбрать себе учителя. К нему не приходят полторы калеки, и он вынужден выбрать из них ту половину, которая менее вредна для детей и школы, а приходят 10 человек, каждый из которых – учитель года.
Преподавательскую работу Андрей бросать не собирается:
– Обязательно буду вести уроки, иначе потеряю квалификацию. Кому я тогда буду нужен? Все-таки в первую очередь я филолог, директорского образования у нас в стране нет.
– Андрей, а как на твое назначение отреагировали друзья и знакомые?
– По-разному. Самые любящие жалеют: бедный-бедный, во что ты вляпался? Другие говорят – правильно, надо расти. Одна очень умная дама сказала: “Андрюша, готовьтесь к тому, что все будут обещать вам помощь, поддержку и участие, но, как в плавании, бросят, выкарабкиваться самостоятельно”.
– Ну а твои личные ощущения?
– С одной стороны, интересно, а с другой – страшно. На самом деле я боюсь, поскольку искушение властью – одно из самых сильных искушений.
Мне предлагали стать директором еще пять лет назад. Тогда я четко понимал, что не выдержу. Я чувствовал себя абсолютно не готовым. Как сказала Эльвира Константиновна Октябрева, уходить надо на взлете и вовремя. В этом году ребята, у которых я был классным руководителем, закончили школу. Из 22 выпускников – семеро медалистов, практически треть класса. Так что я ухожу на взлете и вовремя.
– Если не секрет: куда бы ты ушел, если бы Михаил Тихонов не “поймал тебя за руку”?
– Мог бы уйти в театр – весь последний год я работал литературным редактором в Российском академическом молодежном театре. Или в журналистику. С газетами в моей жизни связана куча интересных историй. Поступив в институт, я в первый же день по ошибке забежал в комнату, где располагалась редакция вузовской газеты. Мне сказали: новенький? Первокурсник? Пиши! Уходил я из МПГУ уже матерым корреспондентом.
На втором курсе я начал работать учителем. Накануне Дня знаний с улицы заходит толпа журналистов. Хотим, говорят, видеть мужиков в школе. Директор отыскал четверых – преподавателя физкультуры, математика, пионервожатого и меня. Журналисты нас сфотографировали и убежали. В результате 1 сентября мое лицо появляется на первой полосе главной газеты страны – “Правды”.
В общем, можно было бы найти другую работу, причем более денежную. Один из моих выпускников поступил в институт и сейчас подрабатывает грузчиком в универмаге “Москва”, получает 6 тысяч – больше, чем директор школы. Но лучше найти себя, чем деньги.

Наталья БУНЯКИНА
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте