search
main
0

Лучше мамы друга нет

Никакие жизненные трагедии не сломят нас, если мы вместе

Воспитывать детей в одиночку трудно, но вдвойне труднее, если у вас ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Подтверждение тому – сложная судьба преподавателя общественных дисциплин, педагога-психолога высшей квалификационной категории Брянского строительного колледжа имени профессора Н.Е.Жуковского Лилии МАНТУЛЫ.

Эта хрупкая, но мужественная женщина не растерялась перед выпавшими на ее долю испытаниями и сделала все возможное, чтобы ее сын Максим стал не только достойным и полноценным членом нашего общества, но и талантливым педагогом.
Родилась Лилия в Дятьковском районе, а когда отучилась в первом классе, переехала вместе с родителями в Крым. С самого детства мечтала быть только учителем. Хорошо училась, много читала. В семье она была единственным ребенком. Свое детство называет самым лучшим, так как родители в ней души не чаяли. Девочка любила рукоделие, музыку, принимала участие во всех мероприятиях в школе. Вспоминает, как близкие дарили ей разные куклы, для которых она шила одежки из разно­цветных лоскутков.
В Крыму хорошо, но дома лучше, и через девять лет семья вернулась на родину, где родителям предложили хорошую работу. Лилия окончила школу №4 в Дятькове, куда впоследствии, после окончания истфака БГУ имени И.Г.Петровского, вернулась преподавателем и отработала десять лет. Здесь же встретила будущего мужа, но вместе они прожили мало и вскоре расстались. На руках у молодой и одинокой женщины остался четырехлетний сын Максим с врожденной патологией опорно-двигательного аппарата. Мальчик был инвалидом детства, и основной груз по уходу за ним лег на хрупкие плечи матери.
В Брянск Лилия Мантула с сыном переехали в 2003 году. Сначала устроилась на работу в Медколледж имени Н.А.Амосова, а через 2,5 года перешла в строительный колледж, где успешно трудится вот уже более 14 лет. Чтобы поднять на ноги сына с ограниченными возможностями здоровья, женщине приходилось работать на трех работах. Родители всегда были с ней рядом, хотя жили в городе Дятькове. Когда Максим учился в седьмом классе, Лилия Васильевна отвезла его в один из питерских медицинских институтов, где по квоте ему сделали спасительную операцию. После этого мальчик два года находился на домашнем обучении. И хотя передвигался на костылях, инвалидом себя не считал. Он старался во всем, в чем мог, помогать маме, много читал и по возможности занимался спортом. Со временем стал лучше ходить, а после 18 лет ему дали бессрочную третью группу инвалидности. После девяти классов Максим поступил в Брянский политехнический колледж имени Н.А.Кубяка, который окончил с красным дипломом. Сегодня 21‑летний Максим работает техником-программистом в компьютерном центре строительного колледжа и по совместительству преподает информатику. Попутно заочно обучается в Брянском филиале Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова по специальности «экономика». Планы у него большие, но, чтобы все исполнилось, решил вслух о них не рассказывать.
На вопрос, кто для тебя мама, Максим ответил:
– Самый близкий друг, самый главный человек в моей жизни! Мама очень сильная, она научила меня быть ответственным, что самое главное для молодого человека. Я и сейчас помогаю ей, мы дружно живем. Работа же со студентами помогает мне воспитывать в себе лидерские качества. Ребята разные бывают. Есть те, кто хорошо усваивает материал и внимательно слушает, а встречаются и такие ребята, которым обучение дается сложно. Но, думаю, к любому человеку можно найти подход и объяснить, что так не принято делать.
Инвалидность, как убежден Максим, не самое страшное в жизни. Он много работал над собой, чтобы стать таким, какой сейчас есть, чтобы работать и развиваться. А еще ему нравится читать литературу по саморазвитию. Любимый автор – Джим Рон, американский оратор, бизнес-тренер, проповедник, автор многочисленных книг по психологии, посвященных личностному развитию и достижению успеха в бизнесе и в жизни.
Понятно: чтобы вырастить и воспитать сына, который бы никогда не чувствовал, что он чем-то отличается от обычных людей, нужно было много стараться и вкладывать в это душу. Лилия Мантула делала все возможное и невозможное. У нее самой, несмотря на занятость, всегда был и есть с сыном негласный родительский час.
– Я разговаривала с ребенком всегда, не было ни одного дня, чтобы мы не общались, что-то не обсуждали, – подчеркивает она в беседе. – А секретов и не было особых. У каждого человека должно быть личное пространство, и, если ты видишь, что все хорошо, не нужно в него вторгаться. Излишние внимание и назойливость отворачивают ребенка, порой формируют недоверие. Ребенок – это особая личность со своими сознанием и мировоззрением, он не может жить под нашу диктовку. И не надо его ни в чем упрекать. Чтобы сын или дочка не выросли замкнутыми, считаю, что с ними нужно быть друзьями.
– Самый большой недостаток родителей в том, что они пытаются жить жизнью детей, – поддерживает беседу коллега Лилии Мантулы, преподаватель Брянского института повышения квалификации работников образования кандидат наук Татьяна Хохлова. – А наша задача – дать им возможность совершать свои ошибки и при этом смотреть, как и что с ними происходит.
Придя на работу в колледж, Лилия Мантула начала преподавать дисциплину «Этика и психология профессиональной деятельности». А чтобы делать это грамотно, попутно получила второе высшее образование в Брянском институте управления и бизнеса на факультете психологии. Лилия Васильевна глубоко убеждена, что там, где есть люди, психология необходима. Одни лишь профессиональные навыки не сделают специалиста конкурентоспособным, потому что общение и взаимодействие превыше всего, а психологические и философские дисциплины как раз учат быть терпимыми и эффективно общаться с коллегами.
– Мы забываем о духовных ценностях, ставя материальные превыше всех прочих, – говорит Лилия Васильевна. – Но с точки зрения ценности человек без духовных позиций не человек. Чтобы выжить в современном обществе и в дальнейшем достойно воспитать своих детей, о человеческих качествах нужно всегда говорить, что мы и делаем не только в рамках предмета, но и в рамках кружковой деятельности.
Лилию Васильевну любят студенты. Студенты просят у психолога совета, как выжить и не сломаться в сложной ситуации, как преодолеть страх и комплексы, как стать успешным. С ними она проводит просветительскую, развивающую и коррекционную работу. За время работы в колледже Лилия Васильевна выпустила не одно поколение студентов различных специальностей. В этом году она классный руководитель на архитектурном отделении. Студентки первого курса Ангелина Лодыгина и Анастасия Чуркова называют ее отзывчивым и добрым наставником, который не жалеет для своих подопечных ни времени, ни знаний, ни сил. Вместе после занятий они могут за чашкой чая обсудить различные проблемы, подготовиться к мероприятиям. Да и просто после занятий всегда можно прийти к любимому педагогу, рассказать, как прошел день, услышать много добрых слов. Всем становится хорошо, и, уходя домой, студенты не чувствуют, что за спиной четыре сложные пары.
Помимо преподавательской деятельности Лилия Мантула руководит областным методическим объединением преподавателей социально-гуманитарных дисциплин. Вместе с Татьяной Хохловой они проводят секцию психологии в рамках международной научно-практической конференции, помогают коллегам совершенствовать знания, организовывают областные конференции и обучающие семинары для специалистов социально-психологической службы по разным тематикам. Плотно работают с БИПКРО, с Департаментом образования и науки Брянской области и областным психологическим центром, а также с Брянским медико-социальным техникумом имени Н.М.Амосова. В течение двух лет Лилия Мантула и Татьяна Хохлова проводят для студентов и преподавателей занятия по позитивной психологии, чтобы укреплять в них веру в лучшее.
На вопрос, какое самое важное качество она ценит в людях, Лилия Мантула ответила:
– Порядочность – это самое лучшее качество, которое я стараюсь формировать у студентов, а также уважение ко всем, кто находится с ними рядом. Успешный студент не тот, кто много знает, а тот, кто умеет своими знаниями пользоваться, кто знает, чего он хочет, у которого есть цель и смысл жизни.

История Лилии Мантулы – это не только история трудностей и их преодоления, но и история матери, успешно воспитавшей особого ребенка, которому было нужно гораздо больше внимания, заботы, любви и ласки, чем остальным детям. Сейчас Лилия Васильевна находится в счастливом браке и благодарна своему мужу за то, что он дает ей много сил и уверенности в завтрашнем дне.

Брянская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте