search
main
Топ 10
Тепляковы рассказали, как 10-летняя Алиса и ее 8-летний брат Хеймдалль сдали экзамены в вузе Сертификаты на приобретение квартиры и машины вручили лучшим педагогу и воспитателю Иркутска О Дне российской науки узнают школьники на «Разговорах о важном» 6 февраля Старшеклассников стали готовить к ЕГЭ на школьных уроках Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой – хороший повод вспомнить о культуре речи Минпросвещения представило проект нового порядка проведения ЕГЭ Даты последнего звонка и выпускного стали известны в Подмосковье В МАДИ назначили исполняющего обязанности ректора ФИПИ начал публикацию методичек по проверке заданий ЕГЭ с развернутым ответом Конкурс «Педагоги года Москвы» стартовал: эксперты рассказали о номинациях и нововведениях в 2023 году На рынке труда России возросла потребность в специалистах образовательной сферы Осталось совсем немного: подать заявление на участие в ЕГЭ можно до 1 февраля включительно Минкультуры РФ: репертуар театров соотнесут со школьной программой по литературе Минобрнауки: идет работа над единой системой преподавания истории от школы до окончания вуза В Пятигорске выбрали лучших учителей и воспитателей Директора школы назначили председателем комитета образования Тамбова Что такое родительское эмоциональное выгорание, и как выйти из этого состояния Перед открытием Года педагога и наставника шесть учителей Северной Осетии получили награды Минпросвещения Каникулы в школах: как дети будут отдыхать во втором полугодии Кто не справился или болел: 1 февраля одиннадцатиклассники написали итоговое сочинение
0

Луч света. Не «в темном царстве», а в природе

Образовательная цель: познакомить учащихся с явлением отражения света и его законами. Развивающая цель: развитие навыка работать с лабораторным оборудованием и мультимедийными программами. Воспитательная цель: воспитание усидчивости, трудолюбия, самостоятельности.

Предмет: физика.

Тема: «Отражение света. Плоское зеркало».

Продолжительность: 1 урок.

Класс: 8-й.

CD: Физика. 7-8-й кл.

Оборудование к уроку:

1) CD-ROM for Windows «Уроки физики Кирилла и Мефодия. 7-8 класс»;

2) оптический диск, осветитель, зеркало на подставке;

3) стеклянные пластинки, 2 булавочки (на каждую парту).

Предварительная подготовка: предполагается, что учащиеся уже умеют работать с мультимедийными программами и знакомы с навигацией программ.

Ход урока.

1) Организационный момент. (1 мин.)

Приветствие. Сообщение темы урока и цели.

2) Повторение. (5 мин.)

Вопросы для обсуждения.

1. Что такое свет?

2. Перечислите виды электромагнитных излучений, не воспринимаемых глазом.

3. Как называется раздел физики, изучающий световые явления?

4. Что представляет собой луч света (в физическом смысле)?

5. Как распространяется свет в однородной прозрачной среде?

6. Из-за чего наблюдаются солнечные и лунные затмения?

3) Новая тема. (25 мин.)

Проблемная ситуация: можно ли увидеть световой луч? Как?

Опыт 1. (Показать опыт, как можно увидеть луч от прожектора путем запыления воздуха.)

Вопрос. В темной комнате луч света виден, если в воздухе летают частицы пыли или газа. Почему?

(Свет отражается от частичек пыли по разным направлениям и попадает нам в глаза).

Слово учителя.

«Для изучения темы обратимся к CD «Уроки физики. 7-8», раздел «Оптика». Для начала работы с программой зарегистрируйтесь, нажав кнопку «Регистрация», затем введите свое имя с помощью кнопки «Добавить», после чего перейдите к продолжению работы (кнопка «Продолжить»). В содержании выберите раздел «Оптика», а в нем урок №33».

«Человек видит источник света, когда луч, исходящий из этого источника, попадает в глаз. Если же тело не является источником, то глаз может воспринимать лучи от какого-либо источника, отраженные этим телом, т. е. упавшие на поверхность этого тела и изменившие при этом направление дальнейшего распространения. Тело, отражающее лучи, становится источником отраженного света».

Посмотрим рисунок, показывающий, как отражается свет. Для этого нажмите на значок «Иллюстрация».

Опыт 2. (Показ солнечного зайчика.)

«Когда мы слышим слово «отражение», прежде всего нам вспоминается зеркало. В быту чаще всего используются плоские зеркала. С помощью плоского зеркала можно провести простой опыт, чтобы установить закон, по которому происходит отражение света».

Опыт 3. Поставим осветитель в плоскости оптического диска таким образом, чтобы луч света скользил вдоль диска и падал на плоское зеркало, помещенное в центре оптического диска. Пучок света отражается от зеркала, причем отраженный луч также располагается в плоскости диска. По шкале можно заметить, что луч отраженный отстоит от перпендикуляра к зеркалу на таком же расстоянии, что и падающий луч.

Перейдите на следующую страницу, нажав на стрелочку вниз, и щелкните на значок иллюстрации.

«Угол между падающим лучом и перпендикуляром, восстановленным к поверхности в точке падения луча, в оптике принято называть углом падения. Угол между перпендикуляром и отраженным лучом – это угол отражения.

Результаты опыта таковы:

1. Падающий луч, отраженный и перпендикуляр к отражающей поверхности, восстановленный в точке падения, лежат в одной плоскости.

2. Угол падения равен углу отражения.

Эти два вывода представляют закон отражения света».

Проверить себя на предмет усвоения закона отражения можно, нажав на пиктограмму «практические упражнения».

«Глядя на плоское зеркало, мы видим изображения предметов, которые перед ним расположены. Изображения эти в точности повторяют внешний вид предметов. Кажется, что эти предметы-двойники расположены позади поверхности зеркала».

Перейдите на следующую страницу текста. Посмотрим, как можно, используя закон отражения света, получить изображение светящейся точки в плоском зеркале. Нажмите на 1-ю пиктограмму «иллюстрация».

«Поскольку в изображении сходятся не сами лучи, а только их продолжения, в действительности изображения предмета в этой точке нет: нам только кажется, что из этой точки исходят лучи. Подобное изображение принято называть мнимым.

Простой опыт позволяет понять, какие особенности имеет изображение в плоском зеркале».

Нажмите на 2-ю пиктограмму «иллюстрация». Будьте внимательны! Этот опыт вам сейчас предстоит проделать.

Фронтальный эксперимент. На каждой парте лежат по 2 булавочки и кусочек стекла. Проделывается опыт, описанный в просмотренной иллюстрации.

«Изображение в плоском зеркале прямое (не перевернутое), имеет те же размеры, что и сам предмет, и оно расположено за зеркалом на таком же расстоянии, что и предмет перед зеркалом».

Проверить, как вы усвоили сказанное ранее можно, ответив на вопрос, помещенный в 1-м практическом задании.

Еще об изображении, получаемом в зеркале, вы узнаете из 2-й иллюстрации.

Нажав на 2-ю пиктограмму с практическим заданием, вы узнаете, насколько усвоили материал, содержащийся во 2-й иллюстрации.

О видах зеркал и их практическом применении посмотрим в 3-й пиктограмме «иллюстрация».

«К числу поверхностей, дающих зеркальное отражение, относятся не только специально изготовленные зеркала, но и любые ровные, гладкие поверхности, например, спокойная поверхность воды, поверхность полированной мебели, поверхность оконного стекла».

Перейдите на следующую страницу и дайте ответ на вопрос, находящийся в практическом задании.

«Глядя в любое зеркало, мы видим не само зеркало, а изображения тех предметов, которые находятся перед ним. Если тело не является зеркалом, то и отражение лучей света от его поверхности не является зеркальным».

Посмотрим на то, как происходит отражение света от различных поверхностей. Для этого нажмите на пиктограмму «иллюстрация».

«Именно благодаря рассеянному отражению мы имеем возможность видеть окружающие нас тела, причем мы можем наблюдать их с разных мест: свет, падая на поверхность тел, рассеивается по разным направлениям».

4) Закрепление материала (10 мин.).

Для проверки усвоения материала урока зайдем в раздел «Упражнения», находящийся на левой вертикальной полосе в центре.

5) Подведение итогов (4 мин.).

Вопрос. Какие выводы об отражении света вы могли бы сделать?

Проверим, совпадают ли ваши выводы с теми, которые содержатся в уроке. Для этого зайдите в раздел «Выводы», который находится на левой полосе внизу.

6) Домашнее задание.

§ 31, 32 (учебник, Громов С.В., Родина Н.А. 2000 г.).

Ольга ФРОЛОВА, учитель физики 161-й школы, Омск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте