search
main
0

Луч профессора Сидорина. Он стал линией жизни одного из самых молодых участников Парада Победы 1945 г

Если вам приходилось летать на Ил-86 или аналогичных широкофюзеляжных аэробусах, наверняка обратили внимание, как плавно снижается и совершает посадку эта огромная махина даже при плохой погоде – словно по линейке, незримой нити. Для пассажиров. А для пилотов эта линия вполне зримая. Посадка при неблагоприятных метеорологических условиях происходит по узконаправленному радиолучу. Для этого на борту самолетов есть соответствующая аппаратура. А на борту военных самолетов может быть и аппаратура лазерная. Она в военной авиации стала делом обыденным. Широкой общественности почти ничего не известно о приоритете отечественных ученых и инженеров в разработке подобных устройств. Один из них – профессор Владимир Сидорин.

Ключи от неба

Будущий «лазерный генерал» родился 21 февраля 1926 г. в Москве, в семье военного инженера. Володя Сидорин, как и его сверстники, уличные сорванцы, мечтал о небе. В школе он отличался живым умом, самостоятельностью. После нее поступил в престижный институт – энергетический.

В академию Жуковского он поступил в суровую военную пору. Толковые инженеры были очень нужны фронту и будущей авиации мирного времени. Слушатель Сидорин сочетал учебу с командировками на фронт, изучал там секреты работы авиационной техники не по конспектам и макетам, а в боевых условиях.

Заслуги молодого авиационного инженера в повышении живучести боевых самолетов, их конструкции и бортового оборудования отражены в его личном деле и в историческом формуляре академии.

Владимир Сидорин был удостоен высочайшей чести – участия в Параде Победы 24 июня 1945 года. Он стал одним из самых молодых участников того исторического торжества народа-победителя фашизма и его армии.

Уже в начале 1960-х гг. на кафедре радиопередающих и радиоприемных устройств (ныне кафедра радиотехнических и квантовых устройств) Военно-воздушной инженерной академии им. профессора Н.Е. Жуковского и в лаборатории колебаний Физического института Академии наук СССР (ныне Института общей физики РАН) вели исследования, которые нашли отражение в создании лазерных дальномеров и развитии такой важной сферы современного военного дела, как радиоэлектронная борьба (РЭБ).

Лидерами творческого тандема стали представитель фундаментальной отечественной науки лауреат Нобелевской и Ленинской премий академик А.М. Прохоров и представитель научной школы академии им. Жуковского доктор технических наук профессор В.М. Сидорин. Коллеги и многочисленные ученики по праву считают генерал-майора Сидорина патриархом факультета авиационного радиоэлектронного оборудования, в который структурно входит «квантовая» кафедра.

В середине 1950-х профессор Сидорин стоял у истоков научных направлений, позднее составивших самостоятельные разделы квантовый электроники. Подчеркну, что именно благодаря теоретическим и практическим исследованиям Сидорина и его коллег наша страна тогда стала лидером становления и применения лазеров в авиации. В академии была создана первая в вооруженных силах лазерная установка. Она нашла широкое применение в исследованиях, проводившихся совместно с Институтом кристаллографии Академии наук.

В активе профессора Сидорина и его кафедральных соратников – фундаментальные исследования по созданию авиационных лазерных дальномеров для работы по воздушным и наземным целям, для систем подсветки целей, аппаратура для маловысотной ночной разведки. Список продолжают лазерные сверхширокие линии связи борт-земля и самолет-спутник; лазерные комплексы многообъектной связи и чудо-лучи в системах информационного обеспечения в целом.

Кстати, докторская диссертация Владимира Михайловича была посвящена принципам построения лазерных локационных систем. По мнению специалистов, ныне многие положения этой работы не просто актуальны, а являются основополагающими в лазерной сфере. Настолько далеко автор смотрел в будущее.

Опережая время

Диапазон научно-технического поиска коллектива, который долгие годы возглавлял «лазерный генерал» Сидорин, весьма широк. Он выходит за привычную для авиаторов линию горизонта, охватывая не только воздушную, но и водную, а точнее – подводную стихию. В этом ряду – лазерные системы связи с подлодками в подводном режиме плавания, средства их обнаружения и т.д.

Еще четыре десятилетия назад в академии были проведены комплексные теоретические и экспериментальные исследования, положившие начало созданию систем поиска подлодок, находящихся в подводном положении. Наследники новаторских традиций профессора Жуковского, чье имя носит альма-матер, сконструировали уникальный макет фотоприемного устройства локационной станции для обнаружения субмарин в океанских глубинах. При участии оборонных предприятий и НИИ ВВС был создан первый образец оптического локатора в корабельном и вертолетном варианте.

На практике, в условиях морского полигона, нашла подтверждение идея ученых академии о возможности обнаружения субмарин через границу двух стихий – воздушной и водной. Но, как это порой бывает, дерзкая научная мысль опережала время. Состояние элементной базы не позволило в тот период довести систему до принятия на вооружение.

Разумеется, в то время – в середине 1960-х – все лазерные проекты были строго засекречены, но сейчас об этом, за исключением некоторых научных тем, уже можно говорить открыто. Эти проекты дают представление о том, чем более полувека занимался и занимается ученый. Творческий поиск Владимира Сидорина и других подвижников – наглядная иллюстрация продвижения передовых по тому времени лазерных технологий в военное дело. Они стали важной вехой в укреплении отечественного оборонного потенциала, его авиационной составляющей.

По инициативе начальника кафедры и ее ведущих специалистов на учебно-опытном заводе при академии Жуковского был создан и оснащен высокоточным оборудованием оптический цех. Там создан и прошел обкатку первый действующий макет авиационного лазерного дальномера. Производственники высоко оценили технические решения

В.Я. Сутягина, выполненные под руководством профессора Сидорина. Опыт, наработанный его коллегами по кафедре при эксплуатации макетного образца, был целиком востребован «оборонкой» при запуске в производство серийного бортового лазерного дальномера для самолетов МиГ-23Б и Су-17. О надежности и качестве этого изделия говорит такой факт: его модернизированными вариантами и в наши дни оснащают самолеты МиГ-29 и МиГ-27К, Су-24М и Су-25Т, вертолеты Ми-28, К-50 и К-52.

Таковы основные векторы многогранной научной деятельности «лазерного генерала». О ней, разумеется, в пределах дозволенного, мне рассказали коллеги и ученики Владимира Михайловича, в том числе ветеран академии кандидат технических наук Наталья Ракчеева. Ведь у профессора, который и в свои восемьдесят продолжает активно трудиться на кафедре, – десятки талантливых учеников, понятие «школа Сидорина» давно уже вошло в обиход. А в любой школе главная фигура – учитель.

В завершение рассказа о нем – любопытный штрих к портрету. У талантливого ученого, как говорится, не только голова, но и руки на месте. Мэтр всю жизнь сам чинил сантехнику, замки, электроприборы, мог по просьбе соседей женской шпилькой запросто открыть замок захлопнувшейся двери. А однажды профессор Сидорин, будучи уже заместителем начальника академии по учебной работе, по-крупному выручил коллегу, вскрыв сейф, от которого потеряли ключи. Там были очень важные документы, которые затребовало начальство.

Друзья убежденно говорят, что с его головой, способностью взлететь над повседневностью и отменными навыками мастерового Владимиру Михайловичу подвластны все научные тайны.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте