Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Ловите такси, а то уплывет. Правильные каникулы «англичан»: новые методики и общение с иностранцами

Учительская газета, №31 от 30 июля 2013. Читать номер
Автор:

Обучение творческому мышлению, творческий подход к образованию, развитие навыков критического мышления и преподавание в разноуровневых классах стали темами очередной летней методической школы для преподавателей английского языка, прошедшей в Новосибирске. Организатором школы традиционно выступила Новосибирская ассоциация преподавателей английского языка NovELTA. В Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) собрались более сотни преподавателей из Новосибирска и нескольких близлежащих городов, представители 11 вузов и десятка школ.

Елена Мелехина, президент NovELTA, торжественно открыла пленарные заседания. Энн МакАллен (Ann McAllen), специалист по преподаванию английского языка как иностранного, приехала в Сибирь из города Беллингэм, штат Вашингтон, США, с докладом «Критическое мышление и разноуровневые классы». Она дала мастер-класс на тему «Межкультурное общение». Энн МакАллен предложила слушателям большое количество упражнений и пособий по развитию критического мышления у студентов, а также показала несколько полезных интернет-сайтов. Она обратила особое внимание слушателей на необходимость объяснять молодежи, что не все сведения, найденные в Сети, соответствуют действительности. «Если молодые люди научатся подходить к любым данным критически, запомнят, что их нужно перепроверять, – уверена Энн, – мы достигли своей цели». Живую реакцию аудитории вызвали иллюстрации, показывающие, как можно работать с идиомами, или устойчивыми выражениями. Например, на фотографии рыбак «ловит такси», то есть стоит у реки с удочкой, а на крючке – знакомый желтый автомобиль с надписью Taxi. Такое буквальное прочтение выражения Энн назвала «литерализмы». Во время мастер-класса все присутствующие с увлечением выполняли упражнения, связанные с предвзятыми убеждениями, предрассудками, традициями и суевериями. Любой учитель сталкивался с ситуацией, когда ученик заявляет нечто вроде: «Все американцы…» или «Все русские…» или «Все мужчины/женщины…». Помочь школьникам, студентам научиться избегать глобальных обобщений без достаточных для того оснований – одна из задач современного педагога.Американка Эрин Эндерсон (Erin Anderson) хорошо знакома новосибирским преподавателям английского языка. Она приехала в Новосибирск в сентябре 2012 года как специалист по английскому языку. Эрин проводит лекции и семинары для педагогов и учащихся, дает консультации, выступает на конференциях, ездит по региону с докладами. Эрин прекрасно говорит, никогда не теряет связи с аудиторией, умеет вовлечь присутствующих в любую деятельность. Все мы, профессионалы, знакомы с такими методами для развития творческого письма и говорения, как иллюстрации, упражнения на заполнение пропусков, работа парами и ролевая игра. Но Эрин Эндерсон сумела ввести новые элементы в каждый из них. Например, она показала нам списки вопросов, которые можно задавать учащимся по любой теме, чтобы помочь им строить подробные предложения и сочинять небольшие тексты, вместо того чтобы производить типичные односложные ответы на задаваемые вопросы. После того как мы поработали парами и представили образцы собственных кратких монологов на тему «Мое любимое место», Эрин ознакомила нас с весьма полезным и легким в обращении интернет-сайтом www.oneword. com. Если вы наберете его в адресной строке браузера, то увидите только белый экран с кратким пояснением. А затем всего лишь одно английское слово. Кликаете Go и печатаете все, что вам пришло в голову на тему данного слова, в течение одной минуты! Конечно, поначалу учащимся бывает сложно это делать, многие не успеют ничего написать. Но затем возникнет элемент соревнования, школьники и студенты начнут понимать, что даже одно слово может вызвать массу ассоциаций и стать основой для целого рассуждения.Наталья Галанина, представитель издательства «Макмиллан» в России, приехала из Москвы. Ее презентация посвящалась новинкам издательства, цифровым и сетевым ресурсам. Любой британский учебник сегодня обычно сопровождается диском; кроме того, в нем приводятся полезные интернет-адреса по различным темам. Как многие присутствующие, гостья из Москвы говорила о том, что современные дети – это digital natives. Мы знаем, что нынешние выпускники – это поколение.ру, для которого Интернет и ИКТ были всегда. Нам нужно учитывать такие факторы в процессе обучения. Если учитель отстает от учеников, не умеет пользоваться ИКТ, не понимает, о чем говорят школьники, как они общаются между собой, каким образом находят нужные сведения за несколько секунд в мобильном Интернете, насколько продуктивными окажутся его уроки?НГТУ традиционно предоставляет для зимней и летней школы свои конференц-залы и прекрасно оборудованные кабинеты. Первый президент NovELTA Ольга Салкова и нынешний президент Елена Мелехина, а также бессменный член оргкомитета Валентина Афонасова (все – преподаватели английского языка Новосибирского государственного технического университета) проводят громадную работу для того, чтобы насыщенная выступлениями и мастерскими методическая школа прошла хорошо. Офис английского языка посольства США в Москве предоставляет для участников множество учебных и методических материалов.Значение подобных реальных встреч трудно переоценить. Во-первых, это прекрасный шанс послушать выступления профессиональных преподавателей, для которых английский язык является родным. Несколько десятилетий назад невозможно было и представить себе подобное событие в Сибири, сейчас такие встречи вошли в привычку. Во-вторых, методическая школа – это повод встретиться с коллегами, которых интересует все новое, познакомиться с преподавателями из других учебных заведений, из других городов.Я верю в то, что всем учителям полезно ощутить себя учениками на один день. Выполняя упражнения вместе с людьми, которых раньше не встречали, мы проверяем самих себя, свое умение наладить общение в необычной обстановке. На уроках учитель стоит у доски и руководит работой класса, а на методической школе мы все равны. Общаясь с иностранцами на их родном языке, мы лишний раз проверяем свои собственные знания. Все вместе это является прекрасным стимулом для дальнейшего профессионального роста. Мы развиваем творческое и критическое мышление не только у своих учеников, но и у самих себя.НовосибирскВнимание, конкурс!Продолжается прием творческих работ на конкурс «Колумб Замоскворечья», посвященный 190-летию выдающегося русского драматурга Александра Николаевича Островского.Конкурс проходит в трех номинациях:1. Электронная презентация к уроку, посвященному творчеству А.Н.Островского.2. Иллюстрации к произведениям А.Н.Островского.3. «Живой Островский». Творческая работа на одну из двух тем по выбору:- рецензия на фильм или спектакль по пьесе Островского;- эссе «Кому и зачем нужен Островский сегодня?».Работы принимаются до 15 сентября 2013 года по электронному адресу: oblomov200@mail.ru.Владимиру Маяковскому – 120!Конкурс «Маяковский и поколение next»Номинации:1. Эссе.Тема для педагогов – «Владимир Маяковский: мой взгляд на школьную программу».Тема для школьников и студентов – «Чем мне близок Маяковский?».2. Электронная презентация к уроку в стилистике короткометражного немого кино об одной из сторон творчества поэта:- Маяковский-поэт;- Маяковский-художник;- Маяковский в кино и театре.3. Плакаты современной социальной (не политической) рекламы в стилистике Маяковского.Работы принимаются до 15 сентября 2013 года по электронному адресу: wozduh74@yandex.ruПодробнее с положениями о конкурсах можно ознакомиться на сайте «УГ» www.ug.ru


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту