Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Ломать или строить,. или Оптимизация под вопросом

Учительская газета, №51 от 18 декабря 2012. Читать номер
Автор:

Один из важнейших аспектов событий, произошедших в последние двадцать лет и ожидаемых в ближайшие годы, – кадровое обеспечение системы образования, а значит, судьба педагогического образования страны. Вместе со страной педагогическое образование пережило последствия хронического государственного недофинансирования 1990-х гг., столкнулось с резкими переменами и в плане спроса на рынке труда, и в плане отношения к педагогической профессии со стороны государства и общества, воспользовалось, наконец, возможностями диверсификации направлений своей деятельности. Теперь в его адрес звучат многочисленные критические, а порой и крайне негативные оценки. Все категоричнее высказывается мнение о его нецелесообразности или необходимости «растворения», закрепления как аспекта деятельности за различными вузами, ссузами, организациями дополнительного образования и даже промышленными предприятиями.

Заявления Президента Российской Федерации В.В.Путина, Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева, текст государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. ориентируют на взвешенные меры в отношении педагогического образования. В госпрограмме указывается: «Система избыточной подготовки учителей приводит к снижению престижа профессии и неэффективному использованию средств в педагогическом образовании». И вместе с тем в ней прямо подчеркивается: «Важнейшая функция социально-культурной модернизации страны ляжет на группу вузов гуманитарной и социальной направленности, включая вузы, готовящие педагогов».Заметим, что подготовка педагогов – это особая, сложная, требующая специального организационно-институционального обеспечения деятельность. Она не должна и не может быть только «попутной», дополнительной, факультативной. Госпрограмма предусматривает, что «в ведущих университетах будут разработаны и реализованы: программы педагогической магистратуры, направленные на углубление предметной и формирование современной психолого-педагогической компетентности, освоение современных образовательных технологий, в том числе на базе основного непедагогического образования, обеспечивающих подготовку педагогов к эффективной реализации программ углубленного и профильного обучения; магистерские программы по менеджменту для специалистов в области управления в сфере образования». Таким образом, педагогическое образование не рассматривается в госпрограмме как целиком поглощаемое ведущими университетами. Последние возьмут на себя специальные задачи в сфере педагогического образования. Кроме того, согласно госпрограмме «будет оказываться конкурсная поддержка процессов институциональной кооперации небольших педагогических вузов с крупными многопрофильными университетами и центрами повышения квалификации педагогов».Значит, быть и тому позитивному, что накоплено и сохранено в нем, в том числе идущему от достижений советского периода и даже от традиций, укорененных еще в ХIХ в. Какое бы политико-идеологическое давление ни испытывала на себе педагогика, она не могла и не может игнорировать константные для нее факторы: кого, как и для чего учить и воспитывать. Потому в структуре педагогического образования сформировались содержательно весьма самостоятельные отрасли, прежде всего общая педагогика, решающая задачу приобщения подрастающих поколений к основам отечественной и мировой культуры, коррекционная педагогика, решающая задачу образования обучающихся, имеющих серьезные ограничения в связи с состоянием их здоровья, и профессиональная педагогика, решающая задачу освоения обучающимися профессии.Термин «профессиональная педагогика», впрочем, вызывает разночтения, а потому его использование и вместе с ним целая отрасль педагогики нередко ставятся под вопрос. Часто при этом ссылаются на В.А.Сластенина как автора, который ввел в оборот термины «профессионально-педагогическая культура учителя», «профессиональная педагогическая деятельность учителя» и «профессионально-педагогическая деятельность учителя» в значении «профессиональная учительская деятельность». И в словоупотреблении нередко имеет место интерпретация понятия профессиональной педагогики как профессиональной учительской деятельности.С другой стороны, термин «профессиональная педагогика» в значении «педагогика подготовки к профессиям» вошел в утвержденные государством перечни специальностей и направлений подготовки, в соответствующие государственные образовательные стандарты. Раньше был принят более определенный термин «инженерная педагогика», но его значение все же сильно сужает смысл педагогики профессионального обучения.Специфика упомянутых отраслей педагогики столь высока и значима, что их смешение содержательно уже невозможно, а организационно – опасно, поскольку приведет к утрате специфического опыта, традиций работы в своей сфере и разрушению коллективов профессионалов – носителей этого опыта и традиций, их развивающих и передающих молодежи. У каждой из отраслей педагогики не только свои цели и задачи, свой круг проблем, но и свои классики, свои научные школы, своя научная и прикладная периодика, свое понятийное поле и т. д.Исторически сложилось так, что наиболее привилегированной отраслью педагогического образования стала та, что решает очевидно необходимую для всех задачу приобщения подрастающих поколений к основам отечественной и мировой культуры. Соответственно учебные заведения, осуществляющие подготовку учителей для общеобразовательной школы, наиболее распространенные, а потому очень разные по кадровой и материальной оснащенности, по качеству образования, по репутации и т. д. Под крышей ряда из них существует и коррекционная педагогика, достаточно защищенная от некомпетентного вмешательства руководства и коллег по вузу своей значительной содержательной соотнесенностью с медициной.Педагогика же вхождения обучающихся в профессии на всем протяжении своего существования вынуждена доказывать государству свою неслучайность, рискуя попасть под резкие, а то и разрушительные действия с его стороны. Поверхностные представления о ней сводятся к механическому соединению абстрактных азов общеобразовательной педагогики с набором профессионально значимых сведений, а то и к полному отрицанию необходимости научно-педагогического оснащения процесса вхождения человека в профессию. Архаичная максима «делай как мастер!», то есть «смотри, как он делает, и перенимай!», берущая в расчет только природную смекалку ученика и самодеятельный артистизм мастера, что работало в условиях давно ушедших в прошлое технологий, по-прежнему актуальна в общественном мнении и мнении ряда чиновников, принимающих судьбоносные решения в сфере образования. И вот опять об объединении учреждений, ведущих подготовку школьных учителей, с вузами и ссузами, специализирующимися в области профессиональной педагогики, заговорили в связи с планируемыми российским государством в предстоящем году мерами по оптимизации сети педагогических учебных заведений. И очень жаль, что прямого публичного разговора государственные органы по этому вопросу не ведут. Идет их кулуарное обсуждение. И растет волна слухов и домыслов… А применение опубликованных критериев сортировки вузов, в том числе педагогических, для последующего решения их судеб («оставить», «присоединить, «упразднить») грозит катастрофическими решениями, не учитывающими ни отраслевой, ни региональной структуры высшего образования, ни тенденций ее развития, ни социально-экономического контекста, ни многих других важнейших факторов.Такая кулуарность подготовки судьбоносных решений не может не вызывать беспокойство у всех, кому небезразлично будущее российского высшего образования, прежде всего у работников высшей школы. Всегда болезненные решения по «санации», даже необходимой, обязательно порождают недовольство значительных социальных групп. И оно будет тем большим, чем меньше уверенности у всех, кого она может коснуться, в обоснованности принимаемых решений. Пока напряжение лишь возрастает, отвлекая всех работников системы высшего образования от выполнения ими своих прямых функций. Вместо повышения качества высшего образования, ради которого задумана и провозглашена «санация», мы рискуем получить резкое и даже необратимое его снижение на почве обострения всеобщей тревожности: профессорско-преподавательский состав в ожидании возможных сокращений кадров занялся поисками работы в иных сферах (и на уровне мотивации ему уже не до выполнения своих учебно-воспитательных обязанностей), студенты ждут «прописки» в вузах, в которые они не поступали и часто категорически не намеревались поступать (и им уже не до серьезного отношения к требованиям и традициям своих вузов), часть руководителей тоже «собирают чемоданы»… Другая часть руководителей в столь же таинственной манере, что и образовательное ведомство, не афишируя свои административные амбиции, демонстрируют все возрастающую гиперактивность, часто далекую от задач, стоящих перед их учебными заведениями. Ими инициировано ничему, кроме их амбиций, не соразмерное число форумов, мероприятий, акций, причем, как правило, совершенно чуждых сфере образования. Имея немалый административный ресурс, вузовские руководители вовлекают в эти нежизнеспособные, бессодержательные формы неконструктивной активности свои коллективы, студентов, ищут им поддержку у чиновников, политиков, представителей духовенства. Вузовская общественность Екатеринбурга, например, это наблюдает и зачастую даже вынуждена участвовать.Ориентируясь на обозначившуюся тенденцию, руководство некоторых вузов, главной задачей которых является подготовка учителей для общеобразовательной школы, склонно форсировать объединение и смешение различных отраслей педагогики. Между тем очевидно, что это будет иметь негативные последствия не только для педагогического образования, но и для экономики, ибо педагогический процесс приобщения к профессии по определению не может быть эффективным, если строится по принципам, заимствованным у педагогики общего образования. По крайней мере, реальная содержательная интеграция общеобразовательной педагогики и профессиональной педагогики требует организации регулярных, даже перманентных научных дискуссий, вовлечения в них людей, решающих кардинально несходные задачи. Потому, очевидно, сторонники административного блиц-объединения различных отраслей педагогики избирают не содержательные, а исторические и политические поводы для своей гиперактивности в желаемом ими направлении и формах, не всегда характерных для академической жизни и даже спорных с точки зрения академических ценностей, но подготавливающих общественное мнение, влияющих на оценки тех, кто будет принимать решение о судьбе вузов.Такой видится остроумно названная, но совсем не академическая акция Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ) «Жизни – да! Новая жизнь в 3-Da! формате», прошедшая 27 сентября 2012 г., которая была приурочена к якобы 100-летию высшего педагогического образования на Урале. Между тем ректор УрГПУ Б.М.Игошев в соавторстве с кандидатом исторических наук, доцентом кафедры отечественной истории УрГПУ М.В.Суворовым утверждает в статье, опубликованной в журнале «Педагогическое образование в России», следующее: «На Всероссийском съезде слушателей учительских институтов, проходившем с 1 по 10 мая 1917 г. в Москве… был разработан план реорганизации учительских институтов в высшие педагогические учебные заведения с 4-5-летним курсом обучения… Летом 1917 г. Временное правительство приступило к реорганизации системы педагогического образования… Но одно из главных требований педагогической общественности – реорганизации учительских институтов в высшие учебные заведения – выполнено не было», хотя формально и весьма компромиссно «закон от 17 июня 1917 г. повышал статус учительского института до уровня «выше среднего» учебного заведения» (2011, №3. С. 23-24).Таким образом, из статьи ректора УрГПУ фактически следует, что говорить о 1912 г. как начале высшего педагогического образования на Урале некорректно! Высших педагогических учебных заведений не было еще и в 1917 г., причем во всей России. Были лишь заведения с названием «институт», но они не являлись высшими учебными заведениями. Однако широкомасштабным мероприятиям УрГПУ отсутствие повода отнюдь не помешало. А за полгода до акции 22 марта 2012 г. на заседании ученого совета УрГПУ был представлен новый проект «100 лет высшему педагогическому образованию на Урале» на том основании, что якобы «свою историю высшее педагогическое образование нашего края ведет от Екатеринбургского учительского института, который был открыт 5 октября 1912 года в здании по адресу Почтовый переулок, дом №7» (офиц. сайт УрГПУ: www.uspu.ru/vse-novosti/1921-100letvpo).И это не единственная некорректность в отношении исторических фактов. Если не путать (и не надо путать!) Урал как историко-географический и культурный комплекс и Уральский федеральный округ как административную единицу, то следовало бы учесть, что открытию Екатеринбургского учительского института предшествовали аналогичные учебные заведения в Оренбурге (1888-1896 гг., воссоздан в 1915 г.), Перми и Уфе (с 1909 г.). Об этом было немало публикаций, см., например, Уральскую историческую энциклопедию, изданную Институтом истории и археологии Уральского отделения Академии наук в 2000 г. (главный редактор профессор, доктор исторических наук, директор этого института В.В.Алексеев). И губернским городом тогда была Пермь, а Екатеринбург был уездным городом…Заметим, что в УрГПУ есть исторический факультет и, следовательно, свои историки. Потому, наверное, в приглашении к участию в научно-практической конференции «Педагогическое образование на Урале: история и современность», посвященной 100-летию создания Екатеринбургского учительского института (УрГПУ, 15.10.2012 г.), ничего не сказано о 100-летии высшего педагогического образования на Урале. Кстати, в уставе УрГПУ записано: «1.2. Университет создан как Уральский индустриально-педагогический институт в 1930 г. (приказ НКП РСФСР от 26 августа 1930 г. №369)» (см. uspu.ru/i/inst/ustav_uspu.doc). Приказу Наркомата просвещения предшествовало постановление Совета народных комиссаров РСФСР от 25.08.1930 г., в котором говорилось: «Открыть Уральский государственный институт в г. Свердловске для подготовки преподавательских кадров для школ ФЗУ и ФЗС», то есть школ фабрично-заводского ученичества (имеющих задачей профтехобучение) и фабрично-заводских семилеток (имеющих задачей общее образование учащихся). Так что налицо правопреемство УрГПУ с Уральским индустриально-педагогическим институтом. С 1932-1933 учебного года упомянутый институт стал готовить только учителей для общеобразовательных школ и был переименован в Уральский педагогический институт (УПИ, не путать с Уральским политехническим институтом!), а подготовка инженерно-педагогических кадров (мастеров профтехобучения) была передана в другие учебные заведения. Теперь в Екатеринбурге она осуществляется Российским государственным профессионально-педагогическим университетом (РГППУ), на базе которого с 1987 г. располагается Учебно-методическое объединение по профессионально-педагогическому образованию, куда входят более 200 образовательных учреждений профессионально-педагогического образования России. Следует отметить, что коллектив РГППУ очень настороженно относится к активности тех коллег из УрГПУ, кто вдруг озаботился идеей замкнуть всю историю педагогического образования на Урале на своем вузе. Не стоит ли за этим стремление замкнуть не только историю, но и будущее педагогического образования на Урале на данный, имеющий солидную репутацию, но призванный готовить учителей, а не педагогов профессионального обучения вуз? Не грозит ли это перспективой сворачивания специфической отрасли – профессиональной педагогики? Увы, прямого разговора с педагогической общественностью об этом нет…Госпрограммой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. «предполагается поддержка разработки специализированных профессиональных стандартов подготовки высококвалифицированных рабочих при участии объединений работодателей». Потому думается, что учительские и профессионально-педагогические учебные заведения смогут продолжить каждый делать свое дело и сфера подготовки высококвалифицированных рабочих и педагогов профессионального обучения для нее не станет заложником решений об оптимизации, укрупнениях, объединениях и смешениях.Екатеринбург

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту