Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Теория и практика

Лодка, ложечка, камыш, мышка

Тренажер по русскому языку для первоклашек
УГ - Москва, №32 от 10 августа 2021. Читать номер
Автор:

В современном мире многим учителям пришлось снова стать учениками: освоить методы работы в удаленном, дистанционном формате.

От учителей, родителей требуется масса дополнительных усилий, которые помогают организовать учебный процесс в новых условиях, чтобы наши дети получали достойное образование.

Я десятикратный обладатель гранта Правительства Москвы, многократно был телеведущим Московского образовательного телеканала, общественный деятель, соавтор методического пособия «Московская электронная школа» для студентов педвузов и преподавателей Московского педагогического государственного университета, имею ряд методических разработок с публикацией в открытых информационных источниках, соавтор учебного пособия по русскому языку.

В процессе подготовки к урокам тщательно выбираю образовательный материал, стараясь подбирать задания, которые максимально отрабатывают теоретическую и практическую составляющие темы урока, сочетая при этом цифровые образовательные технологии и традиционную систему обучения.

С началом активного использования в работе информационных технологий уроки стали отличаться от тех, которые мы привыкли видеть. Они гораздо нагляднее, динамичнее и дают возможность – но только если использовать их в очном формате – максимально включить каждого ребенка в процесс образовательной деятельности.

В дистанционном обучении был использован весь потенциал Московской электронной школы: электронные тесты, интерактивные приложения, мультимедийные сценарии уроков, в том числе и те, автором которых являюсь лично. Не стоит забывать и о том, что в работе с первым классом недостаточно использовать только информационные технологии.

Помимо плюсов у дистанционного урока есть и минусы, один из которых в дальнейшем может сказаться на усвоении учебного материала обучающимися 1‑го класса, – это существенное различие структуры уроков дистанционного и очного формата работы, особенно в букварном периоде, где учитель закладывает ключевую основу всего обучения. Так, в этом учебном году учителям первых классов выпала непростая задача по своевременной корректировке подачи учебного материала.

На личном примере могу сказать, что при освоении дистанционного формата работы важно дозировать урок, сочетая теорию и практику, чтобы каждый урок максимально приблизить к очному формату работы.

Грамотная работа учителя является залогом успешной адаптации обучающихся в непривычных для взрослых и детей условиях временных ограничений.

Из года в год, реализуя общеобразовательные программы, я искал ключевые подходы в подаче учебного материала моим ученикам. И понял, что нет ничего лучше того, что сделано своими силами.

За основу своих идей я взял общеобразовательный предмет «Русский язык». В процессе подготовки к уроку проводил анализ разных методических и учебных пособий, старался найти для своего урока подходящие задания, для того чтобы раскрыть теоретический потенциал изучаемой темы на практических заданиях.

Но мои поиски не всегда были успешными, так как часто встречаются однотипные задания, которые должным образом не отражают взаимосвязи с теорией.

Рассмотрим одно из таких традиционных заданий:

Подчеркните слово, состоящее из трех слогов.

Лодка, ложечка, камыш, мышка.

Помним о том, что данное задание предлагается ученикам 1‑го класса. Важно отметить, что все дети приходят в первый класс с разной подготовкой. Каждый ребенок индивидуален. Один осознает тему и поймет суть за отведенное программой время, а другому необходимы дополнительные условия. Но это не значит, что ребенок, который испытывает трудности в своевременном освоении материала, совсем его не поймет. Да, наверняка у него останутся вопросы, на которые сложно будет ответить самому, а это значит, что учителю нужно будет лишь напомнить алгоритм выполнения данного задания, который позволит направить мысли ученика к теоретическим аспектам, предпосылкам данного задания.

Рассмотрим пример этого же задания, но уже с индивидуальным алгоритмом:

В каждом слове обведите красным кружком буквы, обозначающие гласные звуки. Разделите слова на слоги, используя вертикальную линию. Подчеркните слово, состоящее из трех слогов.

Лодка, ложечка, камыш, мышка.

В процессе обучения с использованием индивидуального алгоритма у обучающихся становится заметно меньше образовательных трудностей при усвоении изученных тем, нежели если учитель использует только традиционный подход к выполнению заданий, в которых детям предстоит работать через образ. При выполнении аналогичных заданий с применением индивидуального алгоритма проявляется положительная динамика не только у обычных учеников, но и у детей с особыми образовательными потребностями.

В традиционных заданиях у обучающихся порой возникают сложности не из-за незнания правила, а из-за отсутствия знания четкого алгоритма выполнения данного задания. Связано это с тем, что при делении слов на слоги дети привыкают действовать интуитивно, не опираясь на теоретические аспекты.

В процессе урока учителя обязательно проговаривают детали выполнения всех заданий, но стоит ребенку остаться один на один с практической работой, как он сразу теряется в объеме предложенных заданий и различных формулировок к аналогичным заданиям.

Зная индивидуальный алгоритм работы с предложенным заданием (деление слов на слоги), ребенок чувствует себя увереннее в связи с тем, что, следуя алгоритму, он изображает в тетради план выполнения задания, который видит перед собой, а не представляет в образе. Стоит отметить, что далеко не все обучающиеся первого класса могут представлять и держать образ в памяти. У многих эта способность формируется к концу 1‑го, а то и к началу 2‑го класса, а у части детей и к концу начальной школы.

Вы спросите меня: «Что же это за план, который ребенок видит в своей тетради?», а я вам расскажу.

Опираясь на задание с подробным индивидуальным алгоритмом, ребенок из первой установки задания «в каждом слове обведите красным кружком буквы, обозначающие гласные звуки» понимает, что, зная гласные, из ленты букв нужно найти и обозначить только гласные звуки. На примере слова «камыш», ребенок находит и обозначает только две гласные – [а] и [ы], потому что они гласные, а все другие согласные. Переходя к следующей установке «разделите слова на слоги, используя вертикальную линию», ученик на примере этого же слова «камыш» понимает, что раз в этом слове две гласные – [а] и [ы], следовательно будет два слога, которые он разделит с помощью вертикальной линии ка/мыш, тем самым не нарушая норму русской речи и помня о том, что в слове количество гласных равно количеству слогов.

Аналогично работая с каждым словом, ученик получает перед собой наглядный план, который позволяет перейти к последней установке предложенного задания «подчеркните слово, состоящее из трех слогов». Опираясь на составленный план, ребенок видит это слово – «ложечка».

Данный метод подробного индивидуального алгоритма позволяет обучающимся подробнее анализировать свою работу и вносить существенные изменения в случае ошибки, которая допущена при выполнении этого задания устно.

Задача учителя – видеть эти процессы, помогать ученикам справляться с образовательными трудностями путем всестороннего развития.

Ребенок – это алмаз, и стоит только подобрать правильную огранку, как он превращается в бриллиант.

Важно комбинировать традиционные задания с теми, которые содержат индивидуальный алгоритм, описанный выше.

Создавая учебный тренажер по русскому языку для учеников 1‑го класса, совместно с коллегами, практикующими этот метод, мы опирались на обширную практику работы в начальной школе и востребованность необходимых заданий за курс 1‑го класса, которые позволяют подойти индивидуально к каждому ребенку. Задания в разработанном тренажере составлены в двух вариантах, которые одинаковы по структуре и уровню сложности, что позволяет сначала отработать задание вместе с наставником (опираясь на подробные объяснения), а затем индивидуально закрепить изученный материал. По мере изучения тем задания в разделах усложняются, но гармонично дополняют друг друга, что позволяет проводить регулярную актуализацию знаний. Буду рад, если воспользуетесь тренажером в своей работе или порекомендуете знакомым. Ознакомиться с ним можно, перейдя по QR-коду.

Кирилл УШКИН, учитель начальных классов школы №1596


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту