Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Раздвигая границы

ЛИТоСфера

Три десятилетия сетевой среды
УГ - Москва, №11 от 16 марта 2021. Читать номер
Автор:

Развитие цифровой образовательной среды в школе №1533 «ЛИТ» насчитывает три десятилетия и прошло через несколько значимых этапов.

В 1991 году учителя Учебно-производственного центра вычислительной техники (УПЦ ВТ) накопили серьезный опыт формирования модели профильного образования старшеклассников, организации их творческой, проектной и исследовательской деятельности. На основе этого опыта педагогический коллектив подготовил предложения об открытии на базе центра общеобразовательной профильной школы старшей ступени.

Научно-методические основы учебного процесса в УПЦ ВТ были заложены группой научных сотрудников Института электронных управляющих машин во главе с профессором Александром Львовичем Брудно – одним из первых советских программистов.

Важным подспорьем стал и уже накопленный в центре многолетний опыт использования сетевых информационных технологий. Еще в середине 1980‑х гг. УПЦ ВТ решением президиума АН СССР стал опорной площадкой для проведения конкурсных сравнительных испытаний персональных компьютеров для средних школ и педагогических вузов страны. Компьютерные классы, оснащенные комплектами учебной вычислительной техники, КУВТ (компьютер учителя и 15 компьютеров учеников, соединенные каналами локальной сети), начали действовать в центре с сентября 1985 года. На смену им пришли двухуровневые сети персональных компьютеров, получивших доступ к локальным серверным ресурсам.

Проекты, темы которых были предложены руководителями и сотрудниками московских компьютерных компаний, вызвали активный интерес ребят. Появились проектные команды. Со временем было решено, что работа над выпускными проектами с применением цифровых технологий будет проводиться в 10‑х классах в течение учебного года. Такая работа требует сосредоточенности и стайерской выносливости, помогает развивать умение учиться и позволяет освоить правила работы в профессиональных коллективах.

Важным событием в истории нашей школы стала разработка в 1993 году двумя выпускниками-программистами проекта «Система создания и использования гипертекста HyperText Manager». Именно этот год стал годом создания Всемирной паутины, WorldWide Web. И следующим этапом развития цифровой образовательной среды стал выход школы в сеть Интернет.

В 1997 году школу подключили к Всемирной информационной сети. Это произошло благодаря специальному решению ректората МГУ имени М.В.Ломоносова. Подключение было проведено через университетский магистральный канал. Это позволило нам первыми в России освоить модель школьного образовательного процесса с опорой на ресурсы Интернета. Локальная сеть (интранет) в основном здании школы представляла собой структурированную кабельную сеть с 4 общими серверами и пропускной способностью магистрального канала 100 мегабит/с.

О результатах работы школы докладывали на семинарах Института информационных технологий в образовании ЮНЕСКО (Москва) и на международных конференциях «Интеллектуальная и творческая одаренность: проблемы, концепции, перспективы» (Варшава) и «Информационные технологии в образовании (ИТО)» (Москва).

На втором этапе наша школа перешла к работе с учениками 8-11‑х классов. Цифровой контент в учебном плане восьмиклассников был разработан благодаря выбору авторами выпускных проектов тем из приоритетных направлений проектной деятельности: использование программ-тренажеров для сокращения времени на изучение рутинных компонентов содержания учебных планов; широкое использование электронных словарей, справочников и энциклопедий при выполнении творческих заданий; применение демонстрационных моделей явлений и процессов; освоение обучающимися полного издательского цикла при подготовке авторских учебных пособий.

Тогда же более 20 преподавателей школы участвовали в экспериментальной апробации цифровых образовательных ресурсов, созданных в рамках проекта «Национальный фонд подготовки кадров», по общеобразовательным предметам. С 2002 года в школе проводится семинар «ЛИТоСфера» с участием сотрудников государственных структур, институтов РАН, вузов и компьютерных компаний. В процессе выполнения выпускных проектов 2002-2005 годов обучающиеся осуществляли сбор информации и формировали прогнозные оценки по рынку труда в сфере ИКТ в Москве (совместно с экспертами издательского дома «Открытые системы») по заказу Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий.

На этом этапе в школе был проведен эксперимент по использованию образовательной инструментальной системы Moodle для управления процессом выполнения образовательной программы. Результаты эксперимента позволили определить требования к локальному хранилищу цифрового образовательного контента – УЛИСС, которое регулярно используется учителями и лицеистами по сей день. Работая с УЛИСС, наши учителя освоили навыки поиска и систематизации цифровых образовательных ресурсов, которые к этому времени получили распространение во внешних специализированных хранилищах сети Интернет.

Сегодня, на третьем этапе, техническая служба нашей школы ориентируется на использование потенциала технологии унифицированных коммуникаций, UC. Технология UC охватывает четыре направления развития: использование единой сети передачи информации для нужд как телефонной связи, так и передачи цифровых данных; интеграция коммуникационных сервисов (интернет-видеоконференции, службы доставки мгновенных сообщений, инновационные модели сетевого взаимодействия); комплексное решение проблем информационной безопасности в электронном документообороте; интеграция управления информационными ресурсами (модель семантической сети, реализуемая, в частности, в проекте «Московская электронная школа»).

Наша концепция сетевой инфраструктуры школы согласована со структурой мирового рынка цифровых технологий, подверженного частым переменам. Динамика этого рынка влечет за собой резкое расширение спектра профессий и сокращение жизненного цикла прикладных знаний и навыков как разработчиков, так и пользователей. Перед профильной школой возникает задача поиска образовательных инвариантов.

Сегодня мы с уверенностью утверждаем, что инвариантами развития цифровых технологий остаются три ключевых направления:
– технологии алгоритмизации, проектирования, реализации и поддержки жизненного цикла программных продуктов и систем («Технологии программирования»);
– технологии работы с цифровыми информационными объектами на плоскости и в пространстве, включающие механизмы виртуализации рабочих сред, выбора цветовых и композиционных решений и интеграции разнородных потоков данных («Компьютерная графика»);
– технологии создания и эксплуатации информационных систем, опирающиеся на концепции цифрового документа, цифрового канала общения и цифрового хранилища больших данных («Экономика информационного общества»).

Выбор этих направлений в качестве профилей образовательного процесса позволяет нам сделать неотъемлемым свойством этой модели ее автокоррекцию. Возникают условия для свободного перетока знаний между ранее обособленными предметными областями. Методики обучения в новой школе основаны на представлении об условности границ между предметными областями, учебными курсами и профессиональными профилями компетенции.

Александр ГИГЛАВЫЙ, заместитель директора школы №1533 «ЛИТ»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt