На литературную премию \”Русский Букер\” в этом году претендовали шесть больших романов: \”Жизнеописание Петра Степановича К.\” Анатолия Вишневского, \”Ключ. Последняя Москва\” Натальи Громовой, \”Обитель\” Захара Прилепина, \”Воля вольная\” Виктора Ремизова, \”Мраморный лебедь\” Елены Скульской и \”Возвращение в Египет\” Владимира Шарова. Победил Владимир Шаров и его 760-страничная книга о потомках Гоголя, мыкающих горе вместе со всей страной и всем ХХ веком.
Если такое решение жюри кого и удивило, так только Захара Прилепина, который после победы в \”Большой книге\”, видимо, решил, что призы могут давать только ему. Удивления этого, наверное, никто бы и не заметил (во всяком случае, постарался бы деликатно не заметить), если бы Прилепин, уходя, демонстративно не оставил свой букет и диплом номинанта. Остальные гости восприняли триумф Шарова с воодушевлением, решив, что победа в 23-м сезоне \”Русского Букера\” – это логическое и достойное завершение «премиального пути», которое писатель начал, получив третье место в \”Большой книге\”.\”Возвращение в Египет\” – это рассказ о дальних потомках Гоголя, каждый из которых одержим одной мечтой: дописать \”Мертвые души\”.- На мой взгляд, вся история России последних полутора веков – это попытка завершить великую гоголевскую поэму, – говорит Владимир Шаров. – Незаконченные произведения вообще несут в себе страшное искушение, с которым культура не знает, что делать. Начинает казаться, что если бы книга была дописана, история пошла бы по другому пути, и сейчас мы жили бы в совершенно ином мире, обрели бы правду и справедливость. Так что мой роман о том, как русская культура и русская история пытались дописать великую поэму, и отчего это все-таки невозможно. Комментируя произведения, претендовавшие на премию, председатель жюри, историк литературы Андрей Арьев отметил, что книги, написанные в последнее время, безусловно, сильно отличаются от тех, что мы читали в советские годы, причем, отличаются в лучшую сторону. Их авторы – люди с раскрепощенным сознанием, не скованные никакими ограничениями и догмами. Да, наша культура переживает усталость, \”новый декаданс\”, и задача литературы – осмыслить его. Современная словесность, по наблюдению Арьева, молода и своевольна. Да, она полна нецензурной лексики и откровенных сцен, без которых сегодня не обходится практически ни одна книга, но главная ее примета – это интерес к феномену зла. \”Все шесть романов \”короткого списка\” \”Русского Букера\” – это обостренная реакция на боль, зло и несправедливость, царящие вокруг нас\”, – заметил председатель жюри. В 11-й раз своего победителя на \”Русском Букере\” объявляет и молодежное жюри, куда входят студенты филологических факультетов Санкт-Петербургского государственного университета, столичного РГГУ и Челябинского государственного университета. В третий раз за историю премии мнения юных критиков и их старших коллег совпали: \”Студенческий букер-2014\” также присужден Владимиру Шарову \”за воссоединение распавшейся связи времен\”. Еще одним триумфатором вчерашней церемонии стала московская писательница Наталья Громова. Ей достался грант в 700 тысяч рублей, который пойдет на перевод ее документального романа \”Ключ. Последняя Москва\” на английский язык (подробнее о романе Натальи Громовой читайте в №46 \”УГ\” от 12 ноября 2013 года.Российская Букеровская премия была учреждена в 1991 году по образцу британской Booker Prize. В разные годы ее обладателями становились Владимир Маканин, Булат Окуджава, Георгий Владимов, Василий Аксенов, Людмила Улицкая. На этот раз победитель получает 1,5 миллиона рублей, остальные финалисты – по 150 тысяч рублей. Фото автора
Комментарии