Если предположить, что будущее нашей литературы в руках победителей нынешней Независимой литературной премии «Дебют», созданной Гуманитарным фондам «Поколение» Андрея Скоча для поддержки начинающих авторов, не достигших 35 лет, выходит, что центрами русской словесности окажутся вовсе не Москва или Петербург. Все шесть триумфаторов, имена которых были объявлены вчера на торжественной церемонии вручения премии, живут в провинции, а то и вовсе за границей. Впрочем, география интересует «Дебют» в последнюю очередь. Ведь девиз премии: «Гражданство – русский язык».
В отличие от прошлых лет, когда церемонию вручения «Дебюта» организовывали с выдумкой, ярко и фантазийно, на этот раз все было просто, строго и по-деловому. Член жюри, курирующий ту или иную номинацию, произносил короткую речь, и тройка волнующихся претендентов распадалась на победителя и тех, у кого еще все впереди. Очередь продвигалась быстро. Никто никого не задерживал. У такого внешнего аскетизма есть свое концептуальное объяснение: «Времена нынче тяжелые, – сказала в финале церемонии бессменный координатор премии, писатель Ольга Славникова. – Но, ребята, вы все равно не сдавайтесь, работайте, пишите, идите вперед».
Писатель Юрий Буйда, оценивавший работы в номинации «Малая проза», повторил сказанное не так давно на пресс-конференции, когда объявляли список финалистов 15-го сезона премии. Мол, в большом романе автору проще спрятать любые творческие огрехи и стилистическую неряшливость, а в короткой прозе все как на ладони. Рассказ может решить всего одна точная, емка фраза. Этим жанр и уникален. По мнению Буйды, среди нынешних претендентов наиболее близок к совершенству Моше Шанин из Северодвинска. Ему 32 года, прозу пишет уже 9 лет. Своими учителями считает Исаака Бабеля, Бориса Пильняка, Юрия Олешу, Варлама Шаламова. Если захотите почитать его рассказы, ищите их в «Журнальном зале». Вместе с призовой статуэткой –знаменитой «Птицей» «Дебюта», Моше Шанин, как и остальные победители, получил возможность заключить договор на издание своей книги. Размер гонорара – миллион рублей.
«Бессмысленно говорить о поэзии, ее нужно читать, точно так же, как кино смотреть, а музыку слушать», – заявил киевский поэт Александр Кабанов, отвечавший в этом году за номинацию «Поэзия». «Наиболее сложившимся сборником», по его мнению, на этот раз стала книга «Отпечатки», вышедшая из-под пера его землячки, харьковского поэта и переводчика Анастасии Афанасьевой. Анастасия – кандидат медицинских наук, врач-психиатр, уже дважды попадала в «короткие» и «длинные» списки «Дебюта». Третья попытка оказалась самой счастливой. Стихи Анастасии опубликованы в Интернете, найти их можно, например, на сайте «Молодая русская литература».
Лучшего драматурга определяла Ярослава Пулинович, ученица Николая Коляды, сама в прошлом победитель «Дебюта». Она остановилась на «очень смешной и очень грустной антиутопии «Галатея Собакина», видимо, близкой ей по духу Ирины Васьковской. Ирина училась в Екатеринбургской юридической академии, теперь она студентка Екатеринбургского театрального института. Своими учителями в драматургии считает все того же Николая Коляду и Людмилу Петрушевскую. С пьесами Ирины Васьковской можно познакомиться в «Театральной библиотеке Сергея Ефимова».
Доктор филологических наук, профессор кафедры литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики МГУ Владимир Новиков так отозвался о лучшем «студенте» в номинации «Эссеистика»: «В своем сборнике «Отвоевывать пространство» Арслан Хасавов расширяет возможности эссеистики за счет публицистики. Он дерзок и смел, хотя, конечно же, ему еще многому предстоит научиться».
Арслан родился в Ашхабаде, окончил московскую гимназию имени Капцовых, историческое отделение Института стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова. Сейчас учится в магистратуре Высшей школы экономики, но на «Дебюте» представлял Чеченскую Республику. Публиковался в журнале «Юность». В своей короткой ответной речи заметил, что за каждое написанное им слово он заплатил: его били, ему угрожали, пытались подкупить, но «наступал новый день и я снова оказывался за письменным столом». Несколько работ Арслана Хасавова размещено в «Журнальном зале».
Самый большой сюрприз подготовил для гостей премии и ее финалистов писатель Павел Басинский, председатель жюри и куратор номинации «Крупная проза». Он не смог выбрать одного лауреата и присудил победу сразу двум молодым литераторам: создателю фантастической антиутопии «Гвозди» Павлу Токаренко из Израиля и автору романа «Попугай в медвежьей берлоге», киевлянину Максиму Матковскому. Решение было принято в последний момент, так что для второго победителя даже не успели отлить призовую статуэтку.
Павел родился в Харькове, но школу окончил уже в Хайфе. Самым большим своим достижением считает то, что сумел сохранить родной язык в иной культуре. Максим – специалист по арабскому языку и литературе, учился в Сирии, но так же, как и Павел, пишет по-русски. Работы обоих прозаиков представлены в Интернете , но теперь уже, видимо, стоит дождаться, когда их романы выйдут отдельными книгами.
Фото автора
Комментарии