search
main
0

Литературное творчество – чтобы быть счастливым

Попробовав себя в роли писателей, школьники способны осилить и другие, самые разные, профессии

В Красноткацкой школе Ярославской области есть творческая студия, куда может прийти каждый школьник, кто пробует себя в роли начинающего поэта или писателя, у кого уже есть собственные рассказы, стихотворения, а может быть, даже повести и романы. Это литературная студия «Проба пера» – особое образовательное пространство, где каждый может раскрыть себя с неожиданной стороны, высказать то, что у него на душе и в сердце. В этом году «Пробе пера» исполнилось десять лет.
Можно ли научить ребенка сочинять? Можно ли творчество подогнать под методику? Какие условия может создать учитель для развития литературно одаренного ребенка? Есть ли связь между увлечением детей литературным творчеством и успехом по гуманитарным предметам? Давайте порассуждаем над этим вопросом.

 

Как все начиналось?

Как правило, кружок начинается с учителя. Написал программу, продумал систему занятий, подготовил дидактические материалы, набрал учеников, работа пошла. В нашем случае все было наоборот. Ребята приносили мне свои прозаические и поэтические наброски и просили помочь, отредактировать, подсказать. Самое интересное было то, что я сам тогда стихов не писал. Но разве скажет начинающий учитель ученикам: «Я не умею»? Это уже сейчас я не стесняюсь открыто говорить, что чего-то не знаю и не умею сам и что это совершенно естественно и нормально. Тогда почему-то ответить так казалось подобным смерти или профессиональному поражению на всю жизнь. И я поневоле втянулся в литературное творчество. Мне помогали интуиция, чувство слова, профессиональная поэзия, которой читал много. Именно тогда я начал писать стихи сам – сначала как упражнения. Первые два года существования «Пробы пера» очень мало напоминали традиционный кружок. Мы с ребятами занимались стихийно, от случая к случаю. Учились рифмовать, видеть интересные образы и строить предложения так, чтобы передать свою мысль максимально точно. Причем крайне редко это происходило за партами. Как правило, удачные строчки, а порой и стихотворения, возникали во время прогулок пешком из школы домой, во время случайных встреч на переменах. Помню, как мы сидели на подоконнике в школьной рекреации после уроков уже в пустой школе. Была ранняя весна, солнце косыми рыжими лучами заглядывало в окна, стучала капель и помогала рождать стихи.

Но потом во мне заговорила методическая жилка, которая зашептала на ушко: «Давай-ка систематизируй все это». Да и внеурочная деятельность по творческому направлению нужна была. Так что ФГОС меня попутал, и спустя еще пару лет у меня появилась подробная авторская программа студии «Проба пера».

 

Творчество по шаблону?

Мне все казалось предельно просто: учить ребятишек начиная с класса второго-третьего по принципу нарастающей сложности. Сначала учить сочинять коротенькие тексты – в одну строчку, в один абзац. Поэтому мой год обучения начинался со считалок, скороговорок, закличек, загадок и так далее. Во второй четверти планировал постепенно вводить тексты большего размера – сочинять с малышами небольшие зарисовки, короткие рассказы. Потом – сказки. И уже ближе к концу года – стихотворения. И так каждый год, но возвращаясь каждый раз на качественно новый уровень. Скажем, в первый год ребята просто знакомятся с жанром рассказа и пробуют придумать сюжет. На второй год они уже пишут полноценный рассказ. На третий – снова рассказ, но уже речь идет о разновидностях этого жанра. Например, мы учимся писать юмористический рассказ. Каждое занятие предполагало строгую структуру: постановка цели занятия (куда ж без нее), формулировка проблемы, далее знакомство с жанром (читаем десять считалок и на основе этого формулируем, что такое считалка) и система упражнений по считалке. Сначала вставь в нее слово, потом – строчку, затем придумай считалку по первой строчке, а потом наконец полностью придумай считалку сам. Ну и рефлексия родимая в конце. По такой схеме были составлены занятия на три года обучения, составлены и апробированы три рабочие тетради. На очереди была четвертая. Я чувствовал себя чуть ли не гениальным: надо же, изобрел методику, как научить детей писать. И вроде им нравится, у них все получается. Все по ФГОС, все красиво, все грамотно обосновано. Счастье есть!

А вот теперь представьте картину. Занятие «Проба пера», 3-й класс. Этап проблемной ситуации по теме «Лимерик». Я, как положено, строю проблемную беседу. И тут вдруг ребята выдают следующее: «А давайте вы нам просто расскажете, что такое лимерик? А мы послушаем и поймем. Мы так устали уже открывать сами новые знания, ставить цели и оценивать себя! Мы хотим просто поучиться».

А еще был конкурс «Учитель года России», где я на испытании «Методический семинар» с неистовым увлечением рассказывал, что на каждый год обучения у меня составлена рабочая тетрадь, каждое занятие мы учимся писать тексты нового жанра, и как это все увлекательно и ново. И когда меня спросили: «Вы считаете, что обучать детей литературному творчеству нужно по жанровому принципу?», – я ответил: «Да, конечно». «Нет, – молча сказали мне лица членов жюри. – Вот поезжай к себе в Ярославль и разберись, что к чему». Победителем конкурса в том году стал Александр Шагалов из Армавира – учитель русского языка и литературы. У него тоже была своя студия. И тоже «Проба пера». Помню, как я с огромным интересом стал его расспрашивать, как проходят его занятия, по какой методике он учит писать, и вдруг с ужасом понял, что никакой методики и нет. Они просто собираются, обсуждают стихи знаменитых поэтов-классиков и современных авторов, разбирают то, что пишут сами. Без постановки цели, проблемных ситуаций и рефлексий. Точнее, все это было, но было где-то там, в глубине работы, как само собой разумеющееся, не искусственно притянутое. То же самое я увидел на занятиях литературной студии «Парабола» у нас в Ярославле, у поэта и писателя Владимира Перцева. И там действительно было творчество. А у нас какие-то шаблонные тексты. И что интересно, на поэтических конкурсах порой побеждали вовсе не те мои дети, кто исправно и прилежно выполнял упражнения на занятиях. А те, кто был примерными учениками на идеальных фгосовских занятиях, порой не сочиняли ни одного стихотворения. И дело-то не в том, насколько ты хорошо разбираешься в этих жанрах. Жанры – лишь кирпичик, один кирпичик в большой высокой стене.

…Четвертой тетради «Проба пера» появиться на свет было не суждено. Более того, и третья осталась на жестком диске компьютера. Две тетради остались как некие азы, как теоретический костяк, без которого, наверное, нельзя научиться писать тексты. Теория жанров, теория стихосложения, художественные приемы… Первый и второй годы обучения мы и сейчас занимаемся по этим тетрадям, которые в переработанном варианте были изданы в Волгограде в издательстве «Учитель». А начиная с третьего года мы отходим от шаблонов. Мы собираемся в субботу, чтобы никуда не спешить, никто не тормошил, а вокруг царила атмосфера неторопливого спокойствия, и начинаем обсуждать. Говорить о прочитанных книгах, анализировать тексты профессиональных писателей, совершать стилистические эксперименты. Наблюдать. Вкушать. Рассуждать. Писать и снова обсуждать. И вот тут-то и начинает рождаться что-то интересное, стоящее, настоящее.

…Вот так в борьбе методики и интуиции, логики и вдохновения, системы и спонтанности было достигнуто согласие.

 

От нестандартных занятий – к нешаблонному творчеству

Конечно, полностью отречься от традиционных занятий за партами невозможно, да и не нужно. Но и тут можно попробовать внести разнообразие, скажем, расставить парты по кругу, по диагонали или иным самым неожиданным образом. Создание в классе творческих зон, оформление каких-то особых уголков, где ребята могли творить, способствовало усилению их творческой мысли. А если не ограничиваться кабинетом?

Последние несколько лет в мае и сентябре, когда тепло и солнечно, мы проводим «Пробу пера» на улице перед школой. Почему такие занятия приводят к высокому результату? Не только потому, что это для ребят ново и неожиданно. Просто именно на улице они видят, насколько многообразен и живописен мир. Буквально месяц назад мы говорили о том, что слаб тот писатель, который пишет штампами: «трава зеленая», «небо синее». А ведь задача писателя – как можно точнее описать то же небо, ту же траву, не прибегая к эпитетам или характеристикам, которые кто-то до него уже использовал. И тут нам помог эксперимент: прогуляться по территории школьного сада, парка, двора и найти как можно больше оттенков зеленого. «Каждая травинка, каждый листок имеют свой оттенок зеленого!» – увидели ребята. Пробовали каждый оттенок как можно точнее описать. А потом ребята разбрелись по всей территории, и каждый для себя выбрал какой-то объект для описания: цветок, травинку, корягу, дерево, перышко птицы. Далее нужно было описать свой объект максимально точно, так, чтобы другие догадались и затем нашли его.

Из таких наблюдений часто появляются маленькие рассказы или зарисовки. Та же самая коряга или старая липа может стать отличным фоном. Например, за эту корягу второклассник Костя может спрятать свой дневник с двойкой, а под школьной липой Олеся мечтает найти себе щеночка – озябшего, ласкового, которого, к сожалению, не хотят купить девочке мама с папой. Списанная с натуры липа сразу станет живой. А если еще щенка списать с натуры? А если портрет Олеси взять с рыженькой Маши из 3-го «Б»?

Вывод – начинающий писатель (и не только начинающий, по большому секрету!) должен как можно больше и чаще наблюдать окружающий мир и все наблюдения записывать себе в блокнот, в телефон, не надеясь на память. И, конечно, чтобы впечатления не прекращались, нужно как можно больше путешествовать. Нет, я сейчас не про Турцию, Италию или Мальдивы (хотя на «Пробе пера» есть те, кто и там побывал). Наши путешествия иногда представляют собой выход в лес, который находится всего в километре от поселка. И там наблюдать и отмечать детали, из которых можно построить собственный текст! В этом лесу мы собирали растения из повести Константина Паустовского «Мещерская сторона», делали гербарий по книге, а заодно расширяли свой багаж знаний. В этом лесу мы проходили квест по ориентированию. Теперь, когда юные писатели начнут создавать рассказ на тему «Я заблудился в лесу…», описания мха на деревьях, пней, муравейников, лесных запахов и звуков будут не шаблонными, а собственными.

По этой же причине за десятилетие «Пробы пера» мы побывали и в дельфинарии, и в зоопарке, и на всяческих квестах, и в музеях, казалось бы, не имеющих отношения к литературе. Но это все те места, где может происходить действие рассказа собственного сочинения.

Впрочем, и собственно литературные места мы посещаем. В трех километрах от нашей школы находится красивейшая усадьба Николая Алексеевича Некрасова Карабиха, где мы постоянные гости. В тенистых парках усадьбы атмосфера такая, что порой кажется, что это место обладает поэтической силой. «Сам Николай Алексеевич нам дает мастер-классы по литературному творчеству», – шутим мы, зная, что в каждой шутке есть доля правды.

В 2018 году вместе со «Школой вдохновения» города Ярославля мы стали соавторами уникального проекта «Детский путеводитель по Ярославской области». Особенность этой книги заключалась в том, что она была написана и проиллюстрирована самими школьниками под руководством профессиональных писателей и художников. Путеводитель вышел в трех частях, к каждой было приложение: диск с мультфильмом (который создавали, кстати, тоже дети), игра-«бродилка». Другая изюминка проекта заключалась в том, что путеводитель создавался с натуры. Ребята организованно выезжали в города и села Ярославской области – Мышкин, Борисоглебский, Гаврилов-Ям, Курбу… Посещали не только музеи и самые крупные достопримечательности этих мест, но и потайные уголки нашей малой родины. Например, мы побывали в доме ярославского поэта Константина Васильева в поселке Борисоглебском, куда, к сожалению, массово экскурсий не водят, да и имя это знакомо далеко не всем даже у нас, в ярославском крае. Каждая деталь окружающего мира вдохновила ребят на очерки, стихотворные зарисовки. Получился прекрасный путеводитель, экземпляры которого находятся во всех библиотеках Ярославля. Издание получило известность далеко за пределами города.

А путешествия остались надолго в памяти ребят и нашли отражение в их творчестве.

 

Дети пишут. Это здорово.

Но… что дальше?

Такой вопрос часто задают родители, коллеги. Как литературное творчество может помочь детям найти себя? Готовит ли оно к будущей профессии? Ведь, наверное, филологами, журналистами, корреспондентами становятся единицы из тех, кто посещал занятия, а писателями уж тем более? Это верно. Но те умения, которые ребята получают, пробуя себя в роли писателя, оказываются вдруг нужными в самых разных профессиях. Умения составить связный текст, грамотно, убедительно, структурированно ответить на электронное письмо делового партнера, выстраивать речь в соответствии с особенностями типов речи (повествование, описание и рассуждение), наблюдать и замечать мелочи, чувствовать других людей. «Проба пера» точно «выстрелит» во взрослой жизни.

Ну и, наконец, если смотреть в более близкое будущее, ребята получают умения строить связные и последовательные высказывания, которые нужны для прохождения итогового устного собеседования по русскому языку, для написания итоговых сочинений на экзаменах по русскому языку и литературе. Коллеги неоднократно замечали, что те, кто систематически, серьезно и глубоко занимается литературным творчеством, начинают лучше учиться по русскому языку и литературе. Эти ребята не боятся в качестве экзамена по выбору взять литературу, невзирая на его сложность. Значит, наверное, есть ради чего заниматься столь увлекательным делом. Не просто развлечения ради…

 

Чтобы быть счастливым

Совсем недавно я стал участником интересного мероприятия у нас в Ярославле, где собрались молодые учителя. Мы обсуждали тему «Почему ребенок не хочет в школу?». И когда мы проанализировали ответы самих школьников, то больше всего нас удивил и озадачил такой: «…потому что школа не учит нас быть счастливыми». А ведь во многом этот ученик прав! Школа учит знаниям по предметам, формирует расчудесные «универсальные учебные действия». Но, если посмотреть на жизнь философски, это ничто по сравнению с умением человека быть счастливым. Жалок тот умник, который знает все науки на «отлично» и умеет все эти знания применять в жизни, но при этом не умеет радоваться, восхищаться прекрасным и, увы, не чувствует себя в жизни счастливым!

Я смотрю на своих подопечных из «Пробы пера». Вижу их лица после занятий. Читаю то, что они пишут. Меня радует, что в их зарисовках много света, чего-то искреннего, чистого, доброго. И понимаю, что занятие литературным творчеством действительно способствует тому, чтобы человек был счастлив. Именно творчество дает человеку ту особую гармонию, без которой мы распадаемся на кусочки.

Поэтому не зря точно. Хочется верить, что мы делаем благородное дело, которое обязательно откликнется, пусть и спустя годы.

 

Варвара УСКОВА, 12 лет

Урок физкультуры

Февральское небо. Плывут облака.
Я еду на лыжах.
Мне грустно слегка.
Ведь я физкультуру, увы, не люблю.
Зато языком я снежинки ловлю.

Красивое небо меня расслабляет.
Мне белка на дереве с ветки кивает.
Меня догоняет подруга на лыжах.
И что-то кричит.
Я ни слова не слышу.

Синица весеннюю песню поет,
А снег непрерывно идет и идет…
Взяла бы – и срисовала с натуры!
Пожалуй, люблю я урок физкультуры.

Глазастая береза

Я видела в парке березу с глазами.
И сразу об этом подругам сказала.

Не верят подруги таким чудесам.
Сережа решил повидать ее сам.

В Карабиху вечером как-то пришел.
Березу с глазами он быстро нашел.

Смотрел на нее, взгляд не мог оторвать:
Умеет природа же так рисовать!

Узоры-глаза на Сережу смотрели
И в сторону взгляд отвести не посмели.

Учителю я на уроке сказала:
«Я видела в парке березу с глазами!»

Сережа Петров подмигнул мне в ответ.
Теперь это будет наш общий секрет.

Настя КРИЦКАЯ, 11 лет

Без войны

Каждый раз Девятого мая
Мы с мамой идем на парад.
Венки и цветы возлагаем
И вспоминаем солдат.

Смотрим на небо спокойно –
Как хорошо без войны!
Слава нашим героям!
Спасибо сказать мы должны.

Ксения БОДРОВА, 15 лет

Счастье – такое странное слово,
Каждый его понимает по-своему:
Для кого-то оно звучит детским смехом,
Кому-то пахнет яблочным летом,
Кому-то счастье – дождливая осень,
Кому-то радость – съесть пончиков восемь.
Для кого-то считается самым лучшим
Весною бегать по первым лужам.
Для кого-то пахнет деньгами и ромом.
Счастье кому-то с родными быть дома,
Кому-то – творить, создавая прекрасное.
Счастье для каждого самое разное!

 

Алексей БУТУСОВ, учитель русского языка и литературы Красноткацкой школы Ярославской области, руководитель детской литературной студии «Проба пера», участник Всероссийского конкурса «Учитель года»-2016

 

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте