search
main
Топ 10
Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки Омские школьники придумали, как помочь страдающим болезнью Альцгеймера и их родным Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Лучший старт в учительской профессии в Подмосковье взяли мужчины Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек Сельская ДШИ в Оренбуржье признана лучшей в России в год своего 65-летия В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения»
0

Литература как национальная идея

​Кто из нас не был в этой дивной стороне? Слова завораживают, удивляют и объединяют нас всех в некое братство. Это как логин, как пароль, назови – и ты попадаешь в детство, в прошлое, в мир чудес, где все возможно, где хочется быть лучше и чище…

Начало XXI столетия принесло с собой совершенно новые представления о роли личных связей человека с окружающим миром. Если раньше единичное человеческое сознание, осмысляя всеобщую жизнь, заявляло о своей абсолютной ценности, то в эпоху информационной революции личное сознание, его сложные взаимоотношения с внешним миром, страной, историей, своей судьбой (а это и привносила литература) перестали определять значимость личности – главным стало получение информации. В обществе появились новые ценностные ориентиры, литература оказалась на задворках. Ясны причины ниспровержения литературы с пьедестала общественной жизни, понятен диагноз – болезнь указана, но этого недостаточно. А лечить как будем?Мы сегодня ищем национальную идею – великое прошлое, спорт, семья – все это красиво, но в какой-то степени это ограничено условиями и рамками, а вот литература может стать национальной идеей, связывающей не только прошлое с будущим, но и страны, континенты. Именно литература должна стать национальной идеей, объединяющей всех нас в новых исторических условиях, а это возможно при одном условии: литература должна стать общенациональным делом.Как объединить нас всех в попытке вернуть литературе былое звучание и значимость?Всем миром. Прежде всего, нужно осознать, что ныне действующая система преподавания литературы в школе не соответствует современной эпохе: сегодня школьник не может осознать, как бы нам грустно от этого ни было, какое лично для него имеет значение раздвоение сознания Печорина или сон Обломова. А уж страдания Катерины и трагический финал ее судьбы вообще опасная тема для психики современного подростка. Нужны такие произведения, которые были бы близки внутреннему миру современного ребенка.Кроме того, объем произведений – основное, но единственное, что делает литературу в школе предметом отторгаемым. Давайте честно признаемся: сколько детей в классе (очень хорошем) смогли прочитать все указанные учителем произведения? Сколько учителей могут с гордость сказать: «Все мои ученики прочитали «Войну и мир»?Этим летом я провела эксперимент: попробовала перечитать все те книги, что я рекомендовала своим десятиклассникам. Я честно старалась… Попробуйте!!!Необходимо принципиально изменить школьную программу: она должна быть такой, чтобы произведения из золотого фонда классики могли быть прочитаны всеми школьниками.И еще совсем о больном: кто честно ответит на вопрос, что значит «обзорное изучение»? Проанализируем, сколько в программе предложено изучить «обзорно» – читай «погубить».Представим, что студенту-медику предлагают «обзорно» изучить организм человека, а ведь любое литературное произведение – тот же живой организм – дитя, в котором бьется сердце писателя и его ум.Нужны абсолютно новые технологии преподавания – из опыта работы современных передовых учителей.Нужны новые КИМы по литературе, которые не убьют живое содержание произведения, а разовьют творческие способности выпускников.Нужны новые формы организации всех структур в деятельности учителя, которые помогут ему решить задачи реанимации литературы.Как вариант изменения статуса литературы в школе представляется разумным и возможным путь кардинального пересмотра предметов русского языка и литературы: объединить их в предмет «Словесность» – требования языковой подготовки к ЕГЭ, уровень олимпиадных работ просто кричат, что литература и русский – «брат и сестра».Перед всеми, кто заинтересован в преподавании литературы в школе, остро встала необходимость выработки новых форм, которые были бы традиционны и национальны, с одной стороны, и способны выразить и отразить индивидуальность современного школьника – с другой….Если нельзя изменить обстоятельства, нужно встать во главе их, руководить процессом движения в сегодняшнем пространстве с учетом новых умонастроений, сохранив национальные корни, гуманистические ценности великой русской литературы….Моя очаровательная шестилетняя племянница на импровизированной сцене, мило картавя, демонстрирует свои артистические таланты:- У лукоморья дуб зеленый…Юная мама-модель гордо смотрит на родственников, не скрывая восторга: «Какова?!!»- А еще почитаешь что-нибудь?Не зря же пришли на «концерт».- А я и сама ничего больше не знаю! – растерялась мама. (Звучит: что мучить ребенка…)Что оставят современные выпускники, «прошедшие» литературу в школе, своим детям? Где оно, то лукоморье, что связывает нас всех «златой цепью», дарит счастье, не сопоставимое ни с чем, – наслаждение литературой.Почему прервалась эта цепь?И мы всем миром обязаны сделать все, чтобы и дети, и дети детей жили в чудесном мире лукоморья.Светлана ЛАВРИЩЕВА, учитель русского языка и литературы, заместитель директора школы №237 по учебно-воспитательной работе, заслуженный учитель РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте