Кто из нас не был в этой дивной стороне? Слова завораживают, удивляют и объединяют нас всех в некое братство. Это как логин, как пароль, назови – и ты попадаешь в детство, в прошлое, в мир чудес, где все возможно, где хочется быть лучше и чище…
Начало XXI столетия принесло с собой совершенно новые представления о роли личных связей человека с окружающим миром. Если раньше единичное человеческое сознание, осмысляя всеобщую жизнь, заявляло о своей абсолютной ценности, то в эпоху информационной революции личное сознание, его сложные взаимоотношения с внешним миром, страной, историей, своей судьбой (а это и привносила литература) перестали определять значимость личности – главным стало получение информации. В обществе появились новые ценностные ориентиры, литература оказалась на задворках. Ясны причины ниспровержения литературы с пьедестала общественной жизни, понятен диагноз – болезнь указана, но этого недостаточно. А лечить как будем?Мы сегодня ищем национальную идею – великое прошлое, спорт, семья – все это красиво, но в какой-то степени это ограничено условиями и рамками, а вот литература может стать национальной идеей, связывающей не только прошлое с будущим, но и страны, континенты. Именно литература должна стать национальной идеей, объединяющей всех нас в новых исторических условиях, а это возможно при одном условии: литература должна стать общенациональным делом.Как объединить нас всех в попытке вернуть литературе былое звучание и значимость?Всем миром. Прежде всего, нужно осознать, что ныне действующая система преподавания литературы в школе не соответствует современной эпохе: сегодня школьник не может осознать, как бы нам грустно от этого ни было, какое лично для него имеет значение раздвоение сознания Печорина или сон Обломова. А уж страдания Катерины и трагический финал ее судьбы вообще опасная тема для психики современного подростка. Нужны такие произведения, которые были бы близки внутреннему миру современного ребенка.Кроме того, объем произведений – основное, но единственное, что делает литературу в школе предметом отторгаемым. Давайте честно признаемся: сколько детей в классе (очень хорошем) смогли прочитать все указанные учителем произведения? Сколько учителей могут с гордость сказать: «Все мои ученики прочитали «Войну и мир»?Этим летом я провела эксперимент: попробовала перечитать все те книги, что я рекомендовала своим десятиклассникам. Я честно старалась… Попробуйте!!!Необходимо принципиально изменить школьную программу: она должна быть такой, чтобы произведения из золотого фонда классики могли быть прочитаны всеми школьниками.И еще совсем о больном: кто честно ответит на вопрос, что значит «обзорное изучение»? Проанализируем, сколько в программе предложено изучить «обзорно» – читай «погубить».Представим, что студенту-медику предлагают «обзорно» изучить организм человека, а ведь любое литературное произведение – тот же живой организм – дитя, в котором бьется сердце писателя и его ум.Нужны абсолютно новые технологии преподавания – из опыта работы современных передовых учителей.Нужны новые КИМы по литературе, которые не убьют живое содержание произведения, а разовьют творческие способности выпускников.Нужны новые формы организации всех структур в деятельности учителя, которые помогут ему решить задачи реанимации литературы.Как вариант изменения статуса литературы в школе представляется разумным и возможным путь кардинального пересмотра предметов русского языка и литературы: объединить их в предмет «Словесность» – требования языковой подготовки к ЕГЭ, уровень олимпиадных работ просто кричат, что литература и русский – «брат и сестра».Перед всеми, кто заинтересован в преподавании литературы в школе, остро встала необходимость выработки новых форм, которые были бы традиционны и национальны, с одной стороны, и способны выразить и отразить индивидуальность современного школьника – с другой….Если нельзя изменить обстоятельства, нужно встать во главе их, руководить процессом движения в сегодняшнем пространстве с учетом новых умонастроений, сохранив национальные корни, гуманистические ценности великой русской литературы….Моя очаровательная шестилетняя племянница на импровизированной сцене, мило картавя, демонстрирует свои артистические таланты:- У лукоморья дуб зеленый…Юная мама-модель гордо смотрит на родственников, не скрывая восторга: «Какова?!!»- А еще почитаешь что-нибудь?Не зря же пришли на «концерт».- А я и сама ничего больше не знаю! – растерялась мама. (Звучит: что мучить ребенка…)Что оставят современные выпускники, «прошедшие» литературу в школе, своим детям? Где оно, то лукоморье, что связывает нас всех «златой цепью», дарит счастье, не сопоставимое ни с чем, – наслаждение литературой.Почему прервалась эта цепь?И мы всем миром обязаны сделать все, чтобы и дети, и дети детей жили в чудесном мире лукоморья.Светлана ЛАВРИЩЕВА, учитель русского языка и литературы, заместитель директора школы №237 по учебно-воспитательной работе, заслуженный учитель РФ
Комментарии