search
main
0

Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года»

Совсем скоро, 7 декабря, старшеклассникам предстоит написать итоговое сочинение, которое является допуском к Единому госэкзамену. Рассказываем, что об этой работе необходимо знать выпускникам и как к ней подготовиться. Также своими советами с одиннадцатиклассниками поделилась «Учитель года» Республики Мордовия Евгения Макарова. Она рассказала, какие книги стоит прочитать перед итоговым сочинением и на какие сюжетные линии обратить внимание. 

Фото: пресс-служба Рособрнадзора

Для учащихся 11 классов определены конкретные сроки для написания итогового сочинения. Основной день для этого испытания – 7 декабря 2022 года. Однако предусмотрены также дополнительные дни – 1 февраля и 3 мая 2023 года. Для написания работы школьникам выделят 3 часа 55 минут. Помимо этого, ребятам дадут время на инструктаж, заполнение данных и другие организационные моменты. Школьники с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды пишут сочинение на 1,5 часа дольше.

Чем отличается итоговое сочинение от обычного

Итоговое сочинение, в отличие от обычного, носит надпредметный характер. Оно позволяет проверить общие речевые компетенции школьника, выявляет уровень его речевой культуры, умение рассуждать по определенной тематике и обосновывать свое мнение. Аргументация должна быть выстроена на примерах литературных произведений.

Существует требование к объему работы: рекомендуется писать от 350 слов (включая служебные). Нижний порог – 250 слов. Максимальный объем не ограничен.

Критерии оценивания

За итоговое сочинение выпускнику ставят «зачет» либо «незачет». Если ученику ставят «незачет» хотя бы по одному из предъявляемых требований, то работа целиком оценивается «незачетом». Это случается, когда объем сочинения меньше нижней границы; работа совсем не содержит аргументов; сочинение написано без опоры на литературный материал или заметно искажено содержание литературного материала; если литературный материал в сочинении просто упоминается без всякой аргументации.

Темы итогового сочинения

Школьникам предлагают структуру открытого банка почти 1,5 тыс. тем, представленных в трех разделах: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»; «Семья, общество, Отечество в жизни человека»; «Природа и культура в жизни человека». Каждый раздел содержит подразделы. В этом учебном году предусмотрено шесть тем в каждом комплекте – по две из каждого раздела. Образец комплекта можно найти на сайте ФИПИ.

Советы «Учителя года» для подготовки к итоговому сочинению

Учитель русского языка и литературы саранской школы № 17 Евгения Макарова, лауреат всероссийского конкурса «Учитель года России – 2022», дала школьникам советы, которые помогут подготовиться к написанию работы. В частности, Евгения Сергеевна рекомендует:

  • Прочитать ключевые эпизоды произведения «Война и мир» Л. Н. Толстого. Они помогут ответить на очень многие проблемные вопросы сочинений.
  • Тренировать скоропись. Вы должны знать, сколько времени у вас займет черновик и чистовик. Иногда бывает, что проверить и переписать работу просто не хватает времени.
  • Отвечая на вопрос в теме сочинения, следует использовать те же слова, что и в самом вопросе. Это позволит не отойти от логики ответа по выбранной теме.
  • В вопросе темы всегда нужно искать слово-маркер. Оно будет держать логику работы. Обычно это вопросительное слово – как? почему? когда? возможно ли? и т.д.
  • Давать точный, ясный, развернутый ответ.

Если то, что вы написали, вам приходится объяснять – это уже называется косноязычием. Меняйте фразу. Помните: между вами и экспертом всегда идет заочный диалог. Эксперт знакомится с вашим мнением, изучает логику ваших мыслей, внутренне соглашаясь или не соглашаясь с ними, а также понимая написанное или не понимая. Каждая фраза в сочинении должна быть интерпретирована четко и ясно.

Фото: ru.freepik.com

Литература, которая пригодится для подготовки к итоговому сочинению

Евгения Сергеевна также советует пополнить свой банк аргументов. Для этого стоит обратить внимание на следующие произведения:

  • М.А. Шолохов «Судьба человека». О войне, о герое, о мужестве, о сострадании, о милосердии, о боли, о жизни, о нравственном выборе.
  • М.А. Булгаков «Стальное горло». О силе воли, о преодолении себя, о личном и профессиональном подвиге, о гуманности.
  • В. Гюго «Отверженные». О человеческом достоинстве, об ошибках, которые никогда не поздно исправить, о человеке и эпохе.
  • Д. Киз «Цветы для Элджернона». О науке и человеке, об эксперименте над личностью, о подмене ценностей.
  • К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». О силе искусства, о красоте человеческого сердца, о времени, о музыке, о душе.

Евгения Макарова предостерегает ребят от искажения авторской позиции. Она советует вспомнить не только прочитанные произведения, но и уроки литературы – как помогал проанализировать произведение ваш учитель? Как он раскрывал авторский замысел? Именно он должен быть в основе ваших аргументов к тезису сочинения. Поэтому помните следующее:

Обломов – не плоский, отрицательный герой. Это было бы слишком просто – изобразить лежебоку в халате на диване. Это лишь вершина айсберга личности Обломова. А помочь постичь всю глубину героя поможет галерея его гостей. Перечитайте. Вспомните слова героя: «А где же здесь человек? Человека-то и нет». Обломов – неоднозначный герой. Раскрывать его образ нужно полно.

Раскольников не «раскаялся и понял, что он совершил, и жалел об этом до конца дней своих», как пишут многие ребята. Это в корне не так. Откройте последние страницы романа. Раскольников и на каторге не понимал, в чем же он виноват. Он и рад был бы мукам совести, но она молчала. Единственное, в чем раскаивался Раскольников – в том, что не смог выдержать самого себя, не смог до конца выстоять, в том, что оказался в тюрьме. Нравственное осмысление преступления к герою пока не приходит. Автор показывает, что именно через любовь к Соне Родион пытается изменить свое мировоззрение: «Теперь ее мысли должны стать моими». И на последней странице мы видим, что Раскольников впервые, сам, берет в руки Евангелие. Финал. Да, это надежда на то, что герой одумается и раскается, но пока этого не произошло и об этом можно писать лишь сослагательно. Читатели могут так только предполагать.

Наташа Ростова – любимица Толстого. На это указывают многие эпизоды романа-эпопеи «Война и мир». Не осуждайте Наташу, ведь ее не осуждает сам автор. Толстой не рафинирует Наташу, не делает ее идеальной героиней. Она живая. Она совсем юная, эмоциональная, доверчивая. Наташа ошиблась, изменив Андрею с Курагиным. Но она исправилась, одумалась, все поняла. Постарайтесь понять героиню и вы.

Раскрывайте тему сочинения, исходя из своего мировоззрения и опыта. Но помните: вы пишете сочинение по литературе. А литература – это искусство. В нем всегда – нравственная высота человека. Действительная или желаемая. Не приземляйте свои рассуждения до уровня обывателя. Постарайтесь, чтобы сочинение было красивым, как ваши мысли и внутренний мир.

Напоминаем также: если школьнику оценка за сочинение покажется спорной, он сам либо его родители могут подать заявление на имя директора школы с просьбой проверить работу независимому эксперту.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте