“Заставляя трепетать лучшие струны моего сердца…”
Урок-практикум по рассказу И.А. Бунина “Антоновские яблоки” (2 урока)
Урок разработан как практикум по анализу текста. Именно эта форма дает возможность личностного восприятия произведения, помогает учащимся постичь тайну художественного мастерства писателя.
Цель урока: в ходе исследования понять, в чем заключается загадка бунинского стиля, и определить главную мысль произведения.
На уроке используются подготовленные учениками дома небольшие задания.
ТСО: магнитофон (музыкальный фрагмент из любого произведения С.В.Рахманинова).
Домашнее задание к уроку
1. Ответить на вопросы:
·
·
·
2. Индивидуальные задания:
а) найти народные приметы и объяснить их роль в рассказе; б) выписать описание запахов; объяснить их роль в рассказе; в) найти примеры звукописи и объяснить их роль в тексте; г) показать на примерах многообразие оттенков цвета.
На доске:
1) Тема “И.А. Бунин. Рассказ “Антоновские яблоки”. Загадка стиля”.
2) Эпиграф: “Это хорошо. Тут Иван Бунин, как молодой бог, спел. Красиво, сочно, задушевно”. (М. Горький).
3) Цитата: “…вместить в свое сердце весь зримый и незримый мир и вновь отдать его кому-то”. (И. Бунин).
4) План урока (вопросы, на которые обращаем внимание на разных этапах урока и на которые ученики дают ответы при подведении итогов в конце урока):
1. В чем причины сдержанных оценок творчества И. Бунина 1890-х – 1900-х гг.?
2. 1-я глава. В чем необычность используемых Буниным цветовых оттенков, разнообразных запахов, метких деталей?
3. Для чего в рассказе используются народные приметы?
4. 2-я глава. Как сочетаются в рассказе различные способы восприятия окружающего мира?
5. Что хочет показать Бунин, изображая деревенскую жизнь? Идеализирует ли он крепостной быт?
6. 3-я глава. Как вы оцениваете отношение автора к представителям дворянства?
7. 4-я глава. Почему рассказ завершается на грустно-удалой ноте?
I этап
Сегодня нам предстоит чудесное прикосновение к творчеству И.А. Бунина: мы будем говорить об удивительном по своей красоте произведении “Антоновские яблоки”.
Для начала скажите, какие ощущения вы пережили, читая этот рассказ? (…)
А вот мнение Твардовского: “Когда он (Бунин) вводит нас в раннее весеннее легкоморозное утро, на подворье захолустной степной усадьбы, где хрустит ледок, натянутый над вчерашними лужицами, или в открытое поле, где из края в край ходит молодая рожь в серебряно-матовых отливах, или в грустный поредевший и почерневший осенний сад, полный запахов мокрой листвы и лежалых яблок..,- все это приобретает для нас натуральность и остроту лично пережитых мгновений, щемящей сладости личного воспоминания”.
Каким же образом Бунину удается так воздействовать на читателя?
II этап
·
Вам хорошо известны события этого времени. В это время появляются социально острые произведения демократической литературы, например М. Горького. Назовите их (“Песня о соколе”, “Фома Гордеев”, “На дне”).
Фигура же И. Бунина на грани нового века выглядит достаточно одинокой. Редкие для него попытки откликнуться “на злобу дня” малоудачны. Бунин – человек сугубо аполитичный. Его творчество 1890-х – начала 1900-х гг. сосредоточено на нравственно-духовных, эстетических задачах.
“Я написал и напечатал два рассказа,- вспоминал он об этой поре,- но в них все фальшиво и неприятно: один о голодающих, которых я не видел и, в сущности, не жалею, другой на пошлую тему о помещичьем разорении и тоже с выдумкой, между тем как мне хотелось написать только про громадный серебристый тополь, который растет перед домом бедного помещика Р, и еще про неподвижное чучело ястреба, которое стоит у него в кабинете на столе…”
·
У него нет желания бичевать какой-либо порок. Бунина отличает тяга к самовыражению. И хотя он начинает в русле народнической литературы, самые интересные места связаны у него не с описанием крестьян, а с пейзажами, в которых Бунин сумел выразить свой величайший талант. Именно поэтому у нас не вызывают удивления весьма сдержанные оценки творчества Бунина этой поры. И именно поэтому так важны для него слова Горького-художника, разительно отличающегося от Бунина и художественным талантом, и литературной направленностью.
Горький оценил талантливость и художественное совершенство этого рассказа. Сделаем это и мы.
Надо сказать, что рассказ “Антоновские яблоки” не единственное произведение Бунина, написанное в жанре лирической прозы. Кроме него, Буниным созданы “Сосны”, “Мелитон”, “Птицы небесные”, объединенные мотивом сиротеющей русской деревни.
Дома вы должны были подумать над вопросом об особенностях сюжета “Антоновских яблок”. Что вы можете отметить? (Бесфабульность). Что же связывает рассказ, делает его единым произведением?
1. Единое поэтическое настроение. “Бунинская настроенность”, окрашивающая окружающее в минорные тона; настроение светлой печали, повторяясь в картинах природы, в авторских воспоминаниях, становится рефреном, своеобразно сопровождающим повествование.
2. Название. Оно намечает ту доминанту, которая определяет собой все построение рассказов. Доминанта рассказа – деталь, которая определяет построение рассказа, его смысл.
Запах антоновских яблок лейтмотивом проходит почти через весь рассказ.
В обстановке провинциальной усадьбы на Орловщине сформировался талант Бунина, и печаль сжимает его сердце, когда запах антоновских яблок напоминает о былом.
Итак, ранняя проза Бунина бесфабульна; и рассказ “Антоновские яблоки” – этому пример. Перед нами сменяющие друг друга впечатления, цепь коротких воспоминаний, спаянных единым поэтическим дыханием.
В раннем творчестве Бунина ведущим началом являются лирика, поэзия. Сам Бунин считал себя прежде всего поэтом. Именно поэзия ведет прозу за собой, прокладывает ей дорогу. Отсюда музыкальность прозы Бунина, ее особый ритм. Бунин стремился, говоря словами Флобера, “придать прозе ритм стиха, оставляя прозу прозой”.
Эта музыкальность свойственна бунинской прозе именно потому, что писатель всегда тонко чувствовал окружающий мир и стремился поделиться этим чувством с читателем, “вместить в свое сердце весь зримый и незримый мир и вновь отдать его кому-то”. Как же удается Бунину “вместить” этот “зримый и незримый мир” в обыкновенное слово? Ответив на этот вопрос, мы разгадаем загадку бунинского стиля.
Мы рассмотрим отдельные главы рассказа: обратим внимание, как постепенно, от главы к главе, меняются настроение повествования, роль запаха антоновских яблок. Параллельно будем выяснять особенности бунинского стиля.
III этап
В ваших сборниках помещена поздняя редакция рассказа Бунина. Я же сейчас прочту вам раннюю редакцию, а вы ответите на вопрос: какую роль выполняет запах антоновских яблок в этой главе. “Начинается осень, идут беспрерывные дожди.., а ящики моего письменного стола полны антоновскими яблоками, и здоровый аромат их – запах меда и осенней свежести – переносит меня в помещичьи усадьбы, в тот мир, который скудел, дробился, а теперь гибнет, о котором через 50 лет будут знать только по нашим рассказам”. (…)
Вы наверняка обратили внимание на обилие запахов, цветовых оттенков, используемых Буниным.
“Зрение у меня было такое,- вспоминал сам Бунин,- что я видел все 7 звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги…” Давайте подтвердим это высказывание примерами из текста.
·
1) многообразие оттенков цвета;
2) запахи;
3) примеры звукописи.
Итак, мы подтвердили справедливость признания Бунина. По части красок, звуков и запахов, всего того, выражаясь словами Бунина, чувственного, вещественного, из чего создан мир, в предшествующей и современной литературе ему не было равных.
И по части деталей тоже. Что такое деталь? (Выразительная подробность, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку). Каков смысл сравнения в 1-й гл. старостихи с “холмогорской коровой”? (…)
Всего в двух словах содержится такое большое значение! Это говорит о концентрированности и меткости детали.
Как вы думаете, с каким периодом жизни связаны воспоминания, описанные в 1-й главе? (С детством). Посмотрите, как обращается к герою мещанин Николай (барчук). Так можно назвать только ребенка. Кроме того, передано ощущение детского восторга перед красотой природы (прочитать последнее предложение 1-й главы), посмотрите, какой восторг от жизни. На такой ноте заканчивается первая глава, а вторая начинается с приметы (…). Сам ее смысл придает жизнерадостный тон повествованию, радостный настрой. Но только ли в этой главе автор использует народные приметы? Для чего?
·
IV этап
Читаем 2-й абзац 2-й главы (до слов “…на охоту”) и постараемся мысленно представить то, что стремился передать Бунин (…).
Посмотрите, как точно передает писатель те ощущения, что возникают у него. И мы с вами словно тоже проснулись ранним утром и умылись ледяной водой у пруда, ощутив свежесть и бодрую радость. Как же добивается этого Бунин? Обратите внимание на выражение “вода лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая”. Вдумаемся в значение каждого эпитета. “Прозрачная” – это характеристика воды, отражающая зрительное восприятие чистоты воды. “Ледяная” – передает физическое состояние воды, которое мы чувствуем благодаря осязанию. “Тяжелая” – тоже передает ощущения, связанные с осязанием, но и подчеркивает другое физическое свойство воды. Таким образом, мы не только увидели воду, но и зачерпнули ее холодную прелесть в свои ладони.
Просто удивительно, как Бунину удается сочетать различные способы восприятия: зрение, слух, осязание, обоняние.
Попробуйте теперь сами с этой точки зрения прокомментировать предложение “Небо легкое и такое просторное и глубокое”. (…)
Именно во взаимодействии различных оттенков восприятия и кроется загадка бунинского стиля. Запомним это!
V этап
Каких два уклада жизни сравнивает во 2-й главе Бунин? (Уклад средней дворянской жизни и уклад богатой мужицкой жизни). Что является результатом этого сравнения? Ответьте цитатой из текста (…).
Сельское старосельское благополучие. О нем вспоминает Бунин во 2-й главе. Куда же благодаря этим воспоминаниям мы переносимся вместе с автором? (В усадьбу Анны Герасимовны).
“Крепостного права я не знал и не видел, но, помню, у тетки Анны Герасимовны чувствовал его”. После такой фразы у писателя этой поры, резко реагировавшего на злобу дня, могли бы появиться картины суровой жизни крепостных. А у Бунина? (…)
Единственная деталь, которая может быть отмечена в этом плане, – старики, бывшие крепостные, “когда выезжаешь во двор, подтягиваются и низко-низко кланяются”. Но это не вызывает у нас никакого чувства сострадания.
Именно поэтому в “Антоновских яблоках” иногда усматривают поэтизацию крепостного быта. Но это не совсем так. У Бунина нет цели идеализировать, а есть цель показать простоту и деловитость деревенской жизни. Ведь в этой же главе мы встречаем такое признание: “И помню, мне порой казалось на редкость заманчивым быть мужиком”. Речь, правда, идет о богатом мужике, о сходстве его и средней дворянской жизни. Почему герою хочется стать мужиком? Что привлекает в его жизни? (Быт). Прочитаем описание усадьбы со слов “Сад у тетки славился…”.
Итак, идеализация есть, но не столько социальных порядков, сколько особенного состояния души тех, кто крепко связан с чернеющими или зеленеющими полями, долинами, оврагами.
VI этап
Посмотрите на начало 3-й главы. Каким образом мы можем проследить рефрен, наметившийся ранее? (Уже горестная нота, нота диссонанса – пример “угасающий дух”). Чувствуется горечь по уходящему в прошлое быту усадеб, столь любимому Буниным.
В 3-й главе основная мысль рассказа прослеживается в новом воспоминании – о помещике-охотнике шурине писателя Арсении Семеновиче. Что интересного отмечает в этом человеке Бунин? (…) Какова его внешность?
В самом Арсении Семеновиче и в его гостях мы чувствуем стихийную силу. И в то же время Арсений Семенович способен цитировать поэтические строки. Так, в нескольких чертах писатель создает образ человека, в котором сохраняется противоречивое сочетание стихийных инстинктов и образованности.
Как вы думаете, случайно ли Бунин включил в главу об умирающем дворянстве сцену охоты? Читаем ее. В этой сцене писатель дает возможность проявить русскому помещику свой характер.
Как великолепно воссоздал Бунин чувства молодости, энергии, жизни! Вспомните произведение, изученное в 10-м классе, которое изображением сцены охоты напоминает нам этот эпизод. (“Война и мир” Л.Н. Толстого). В умении передать незабываемые ощущения Бунин продолжает литературную традицию Л. Толстого.
VII этап
А сейчас мы перейдем к эпизоду, который, может быть, является для Бунина самым главным.
Изображая быт помещиков, охоту, писатель любуется некогда будто бы неколебимым единением людей, их неразрывными узами с землей, нехитрыми естественными утехами, нравами. По убеждению автора, на этой почве возник неповторимый пласт отечественной культуры, прославленный в старых книгах и старых портретах, в творениях классицизма, в журнале романтических времен “с именами Жуковского, Батюшкова, лицеиста Пушкина”.
·
VIII этап
4-я глава. В первом предложении прослеживается лейтмотив антоновских яблок. Что вносит это предложение в повествование? (Усиливается мотив грусти, приближающегося ухода последних помещиков).
В ранней редакции в подзаголовке – эпитафия. Что обозначает это слово в контексте рассказа? (Эпитафия – греч. надгробная надпись; эпитафия уходящему миру).
На какой же ноте заканчивается рассказ? Чтение последнего абзаца.
Акцентируем внимание на фразе: “С грустной, безнадежной удалью”. Посмотрите, какие противоречивые по значению оттенки сочетает в этой фразе автор. Удаль – безнадежная, грустная. Такое сочетание слов, которые противоречат друг другу, называется оксюмороном. Именно оксюморон использует обычно Бунин, когда хочет с особой психологической точностью передать сложные состояния: предельно сильное ощущение красоты и одновременно трагизма земного бытия.
Использование оксюморона в данном случае подчеркивает особенность русского характера. Подумайте, ведь то же самое настроение мы встречаем в русских народных песнях. Особенно метким в этом смысле мне кажется эпитет “безнадежная”.
Вот на такой грустно-удалой ноте и завершает свой рассказ И. Бунин.
Подведем итоги. (Ребята отвечают на вопросы, написанные на доске).
·
Каждому из нас Бунин дает “инструмент” для постижения самых неизъяснимых спонтанных душевных движений. Врожденный у любого человека интерес к краскам, звукам, запахам многократно укрупнен зрением, слухом, чувствами писателя.
В статье 1897 г., посвященной И.С. Никитину, Бунин писал: “Я не знаю, что называется искусством, красотой в искусстве, его правилами. Верно, в том и заключается оно, чтобы человек, какими бы словами, в какой бы форме ни говорил мне, но заставлял бы меня видеть перед собой живых людей, чувствовать веяние живой природы, заставляя трепетать лучшие струны моего сердца”.
Елена ВОЛКОВА,
учитель русского языка и литературы гуманитарно-педагогического лицея
Ухта,
Республика Коми
Комментарии