search
main
0

Листок на ладони. Знания о родном крае не бывают лишними

Патриотизм не может быть разовой инъекцией, это процесс непрерывный. В этом убеждены специалисты лаборатории обеспечения реализации федеральных государственных требований дошкольного образования Вологодского института развития образования. Не случайно в конкурсе на премию Вологодской области по образованию, который прошел в конце 2012 года, инновационный проект лаборатории «Региональное содержание дошкольного образования» одержал победу.

Как рассказала руководитель лаборатории Елена Касаткина, данный проект включает в себя разработку и издание методических пособий, в том числе рабочих тетрадей, альбомов, дисков, дающих представление о городах и поселках Вологодской области. Так, у всех альбомов говорящие названия. Например, «Мой город родной Череповец», «Вологда – город моего детства», «Мой родной поселок Шексна», «Моя маленькая родина – Великий Устюг» и др. Вообще идея создать подобный методический комплекс пришла еще в 2000-е годы, когда появилась программа Правительства России об усилении работы по патриотическому воспитанию. По словам Елены Касаткиной, педагогическое сообщество Вологодчины тогда пришло к выводу, что чем раньше дать детям возможность ознакомиться со своим краем, со своей малой родиной, тем реальнее изменить отношение к ней. Чем больше знаешь свою землю, тем больше понимаешь, чем она славится, что в ней ценного и прекрасного. – Знания о родном крае не бывают лишними, – уверена Елена Касаткина. – Нам бы хотелось, чтобы наши дети вырастали людьми, любящими родину, приумножающими ее богатство. Тем более что наша вологодская земля щедра на самобытность. Это и природа, и народные промыслы, и литература и т. д. В каждом районе, в каждом городе или поселке есть что-то свое. Скажем, поселок Сокол – это гончарное производство, там изготавливалась глиняная посуда. Вологда – это церковные ансамбли, музеи, кружевное производство, маслопроизводство. Череповец – черная металлургия. Великий Устюг – это не только родина Деда Мороза, но и центр судоходства на реке Сухона. Для разработки и реализации проекта мы создали творческую группу, которая потом перешла в разряд отдельной лаборатории. В рамках лаборатории работали около шести лет, а затем продолжили работу в рамках кафедры педагогики и психологии детства. Помимо собственных сил к работе над программно-методическим комплексом «Вологодчина – родной мой край» мы привлекали практиков – педагогов экспериментальных детских садов, а таких насчитывалось около 60, и наши воспитатели отбирали, в частности, краеведческий материал. Так у нас вышли книги «Дидактические игры краеведческого содержания», «Природа и дети», «Великий Устюг – родина Деда Мороза» и т. д. Есть книга, посвященная писателям и поэтам Вологодчины, где также есть рекомендации, как использовать фрагменты стихов и прозаических произведений в рамках занятий. Получалось так, что мы все время совершенствовались. Допустим, говоря о природе края, сначала выпустили книгу «Листок на ладони», в которой рассказывали об экскурсиях на природу. Затем вышла книга «Природа и дети», посвященная животному и растительному миру Вологодчины. В книге «Первоцвет» наряду с вопросами теории была представлена и практика, например, как спланировать и провести организованные занятия, как работать в зимнем саду, как вести самостоятельную деятельность и т. д. Если раньше в рамках эксперимента по ПМК работали 60 ДОУ из 700, то на сегодня его используют 70 процентов детских садов Вологодчины. Как заметила Елена Касаткина, конечно, большинство детских садов применяет не все 22 пособия, а часть из них. Кого-то интересует художественно-эстетическое воспитание, кто-то изучает малую родину с помощью альбомов и т. д. Кроме того, опыт вологодских детских садов давно вышел за рамки региона. Если говорить о результатах работы по ПМК, то, как заметила методист лаборатории Ирина Королева, все воспитатели отмечают высокий творческий потенциал у детей. Мало того что детвора стремится узнать что-то новое о своем крае, она также с удовольствием рисует, лепит, мастерит поделки. Очень часто бывает так, что именно дети подмечают что-то важное, что упустили из виду взрослые, и сами подсказывают темы. Например, тему архитектуры, за которую в ближайшем будущем планируют взяться в лаборатории, навеяли рисунки детей, которые изображают церкви и старинные здания, не тронутые реставрацией. Мало того, благодаря ПМК удалось привлечь и родителей. В некоторых детских садах существует такая форма работы, как «маршрут выходного дня». Родителям не только рекомендуют, куда сходить, но и дают памятку, на что обратить внимание и что сказать детям по тому или иному поводу, чтобы информация была доступной пониманию ребенка и осталась в памяти. После экскурсии все собираются и обсуждают, кто что видел, кто на что обратил внимание и какие чувства это вызвало. Слушать мнения детей и родителей бывает очень любопытно. Победа в конкурсе стала для педагогов приятной неожиданностью, и тем ценнее то, что, задумываясь на эту тему еще десять лет назад, они не ошиблись. – У нас было предчувствие, что проблема патриотизма приобретет государственный статус, – призналась Елена Касаткина. – Сейчас это характерно для всей России. Особенно остро вопрос стоит для глубинки, для провинции. Потому что молодежь зачастую больше интересуется заграницей, а не родными местами. Если мы с детства не научим беречь природу, не откроем мир, который окружает ребенка, не привьем желание беречь его, то не дождемся никаких патриотических чувств. То, что мы предлагаем, детям из глубинки близко и понятно, потому что у них небольшой спектр возможностей. Проект специалистов ВИРО отметили на конкурсе как один из перспективных и необходимых для массового внедрения в практику работы ДОУ. Как сообщили авторы ПМК, в ближайшем будущем каждый детский сад получит возможность использовать программно-методический комплекс в работе с детьми дошкольного возраста. Вологда

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте