«С нетерпением жду лета 54-го. Я окончу институт и буду работать. В годы войны остался сиротой, но ни горе, ни нужда не коснулись меня. Я вырос в дружной семье Хрусловского детского дома Тульской области. Я и все мои товарищи с удовольствием бываем в родном доме, рассказываем об успехах, проблемах. Все ребята либо учатся в вузах, либо уже работают после училищ. И мы счастливы все свои силы, знания отдавать Родине, народу, вырастившему нас».
Это письмо студента В. Смирнова отражает настроение молодежи того времени. Нас отделяет от него полвека. Не так это и много. Но кто из молодых сегодня подпишется под заключительными строками послания?
Чистота помыслов, благородные порывы, устремленность в будущее… Этими настроениями проникнуты публикации «Учительской газеты» полвека назад. Листая пожелтевшие страницы, как-то невольно попадаешь в эту ауру уверенности, задора, дерзаний. (А в какую атмосферу окунутся наши потомки, если им вздумается почитать наши сегодняшние издания?). В 1953-м не стало Сталина – «отца всех народов».
14 марта 1954 года – день выборов в Верховный Совет СССР. А незадолго до этого в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца собираются учителя со всей страны. Перед ними выступает министр просвещения СССР Иван Андреевич Каиров. Он говорит о заботе партии и правительства, о школе, детях, о тех задачах, которые надо обязательно решать в ближайшем будущем. Кто, как не учителя, понесет теперь в народ эту веру в прекрасное светлое будущее.
Учитель из Тамбовской области Н. Горин делится с читателями «УГ» своим опытом агитатора. (Была в то время такая общественная нагрузка у педагогов на селе). Надо было проводить беседы и читки газет с колхозниками, разъяснять им события в стране, призывать к трудовой активности.
«Советские учителя и работники народного образования призваны разъяснять трудящимся великие принципы Конституции СССР, советской избирательной системы, могучую силу советского патриотизма и дружбы народов СССР и то, как улучшается материальное благосостояние народа с каждым днем…» – такие задачи выдвигаются в передовой статье «Учительской газеты» от 3 февраля 1954 года.
По всей стране проходят предвыборные собрания. В далеком Усть-Ордынском округе Иркутской области колхозники и интеллигенция села Олой выдвинули кандидатами в депутаты Совета Национальностей Маленкова, Молотова, Хрущева, Ворошилова и заведующую учебной частью Олойской школы беспартийную бурятку Битуеву. Под рубрикой «Кандидаты в депутаты Верховного Совета СССР» публикуются заметки об учителях под незамысловатыми заголовками «Воспитанница комсомола», «Учительница из горного селения», «Мастер педагогического труда».
К всенародному празднику готовятся подарки. В столице, к примеру, вступает в строй последний участок Кольцевой линии метро. 14 марта открылись двери двух последних станций – «Киевская-кольцевая» и «Краснопресненская».
Итоги всенародных выборов таковы: в них приняли участие 120.321.192 избирателя, что составляет 99,98 процента от общего числа избирателей.
Педагогическое издание, несмотря на его некую политизированность, по-прежнему много внимания уделяет проблемам школьной жизни. Актуальная тема «Учительской газеты» 1954 года – это инспекторская работа. Всероссийское совещание инспекторов школ России навело критику и на само министерство. За год из этого ведомства отправляется разным организациям, школам и учителям 375.947 документов. Из них одних приказов свыше четырех тысяч. Областные органы в свою очередь множат директивы и рассылают их в районы, требуя дальнейших отчетов. Необходимо резко сократить поток бумаг, громоздкую отчетность, сосредоточиться на живом, конкретном деле – призвали участники совещания.
В предстоящем учебном году (1954-1955 гг.) вводятся новые учебные планы и программы. Предстоит также переход к совместному обучению мальчиков и девочек.
Надежда ТУМОВА
Комментарии