У «Учительской газеты» во все времена одни и те же знаковые периоды – школа, экзамены, выпускные, каникулы. Лето 1977-1978 годов. Каждый старшеклассник имеет возможность побывать в лагере труда и отдыха, проверить себя в общественно полезном труде. Курс таков – все средние школы обязаны иметь лагеря труда и отдыха. В дни каникул ребята будут закаляться не только физически, но и духовно, подчеркивает газета. Идеология лета 77-го – подготовка к достойной встрече 60-летия Великого Октября, маршруты Всесоюзной экспедиции «Моя Родина – СССР» зовут пионеров в дорогу, в поход.
Профессия учителя такова, что не дает человеку полного отключения от нее, справедливо замечает газета в передовой статье «Перед отпуском» («УГ» от 1 июня 1977 г.). Где бы учитель ни был, что бы ни видел, с кем бы ни общался – все самое интересное он принесет потом в школу на урок. И, конечно, ни один учитель, будь он словесник, физик, биолог, не пройдет в отпуске мимо интересной книги, фильма, концертной афиши.
Что дает в копилку духовного обогащения учителя лето 1977 и 1978 годов. В июне 77-го проходит десятый Всероссийский кинофестиваль. Критики отмечают такую особенность. Впервые за последние три года широко представлены фильмы на школьную тему. Главными премиями отмечены белорусская лента «Венок сонетов», казахский фильм «Алпамыс идет в школу» и работа Динары Асановой «Ключ без права передачи». Эти фильмы, радуется «УГ», неоднозначно подходят к пониманию школьных будней, они дают зрителям богатейший материал для размышлений и споров.
«Золотым фондом школьной библиотеки» называет газета повести писателя Анатолия Алексина. Четыре из них в июле 77-го выдвинуты на соискание Государственной премии СССР. Произведения «Третий в пятом ряду» и «Безумная Евдокия» посвящены школе, их читали и обсуждали чуть ли не в каждом учительском коллективе. Сам Анатолий Георгиевич – постоянный участник многих педагогических дискуссий. Вот уже более семи лет ведет он цикл телепередач «Лица друзей».
Кому из учителей незнакомо имя американской писательницы Бел Кауфман. В 70-е годы ее повесть «Вверх по лестнице, ведущей вниз» стала бестселлером.
В июне писательница приехала в Москву. В Центральном доме литераторов ее ждал сюрприз – спектакль по пьесе П. Лунгина, в основу которого легла повесть Кауфман. Бывшая учительница была растрогана.
– В вашей стране, – сказала она, – мне довелось побывать в разных школах. И я убедилась, что у разных народов может быть много разного. А общее – это дети. Будем любить детей» («УГ», 9 июня 1977 года).
В середине июля на одиннадцатый Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Гавану отправляется наша делегация. Среди 155 посланцев есть и учителя, и ученики. Валентина Ефремова, учительница математики Пектубаевской школы, мечтает на Кубе найти коллег и больше узнать о трудовых делах школьников. Ведь производственная бригада Пектубаевской школы известна и в Марийской Республике, и далеко за ее пределами. Десятиклассница 78-й барнаульской школы Ирина Иванова надеется побывать в школе-интернате имени Ленина. Эта школа появилась на острове Свободы четыре года назад. Ирина с удовольствием цитирует поэтические строки Николаса Гильена: «Качается Куба на карте: зеленая ящерица с глазами, влажными, как камни». К поездке ее готовили всей школой. Много узнали о далекой Кубе все друзья алтайской школьницы.
Лето – время слетов, выставок, смотров достижений. В августе 78-го клубы юных техников демонстрировали свои изобретения на шестом Всероссийском слете. Вот оригинальный вездеход, он при движении не разрушает верхний слой почвы. А это автоматическое устройство для раздачи кормов не только заменяет ручной труд, но еще и выглядит эстетично. «Все эти изобретения юных родились от их желания улучшить жизнь, сделать мир прекраснее, добрее. Здесь трудились не только руки и голова, здесь виден напряженный труд души. Спасибо наставникам!» – не забывает отметить труд учителей президент Сибирского отделения АН СССР Г. Марчук.
«Внимание: подросток» – так называется новая рубрика в «УГ». Писатель А. Маркуша обратил внимание читателей, что со словом «подросток» всегда стоит другое – «трудный». Почему? Его статья «Чего они ждут от нас?» вызвала бурную дискуссию. Учителя признали, что сегодня дети наши стали сложнее, воспитывать их труднее. Нужны технологии воспитания. Ведь часто классный наставник, воспитывая конкретного Сашу или Петю, берет себе в союзники не самих ребят, а идеалы. Гораздо труднее поставить в пример подростку не идеал, а его самого, обозначить ему высоту, до которой он смог бы подняться.
30 июня 1978 года в Кремле завершает свою работу Всесоюзный съезд учителей. Газета отмечает интересное совпадение: первый учительский съезд проходил ровно 60 лет назад. Только тогда на нем было всего 150 делегатов от 12 тысяч учителей. А ныне! В столицу приехали 3986 посланников, они представляют 4,5-миллионную армию советских учителей.
Министр просвещения СССР М.Прокофьев, подводя итоги форума, делает упор на теме «Современный учитель и современный ученик». Школьная молодежь теперь более образованная, более информированная, чем их предшественники. Шире стал круг интересов, увлечений. Современные ученики более требовательны к педагогам. Отсюда проблема высокой эрудиции учителя, его широкого культурного кругозора, подлинной интеллигентности. Видеть в ученике личность, а не «вместилище знаний». Надо всегда помнить о единстве обучения и воспитания. Слова министра – это напутствие учителям на новый учебный год.
Комментарии