«Наша демократическая по своему существу школа далека от демократизма управления», – заявляет «Учительская газета». В 1986 году на повестке дня – реформа школы. Идет она плохо, признает газета. Одна из коренных причин – отставание школы от требований жизни, сегодня необходимы как никогда творчество, новаторство.
Коренной перестройки требует весь управленческий механизм, начиная от директора школы и кончая министерством. Ведь если останется незыблемой вся многоэтажная надстройка управленческого аппарата над школой, если по-прежнему будут курсировать тысячи бумаг сверху вниз и снизу вверх, если директор и педагоги останутся бесправными в важнейших вопросах, то вряд ли можно говорить о демократизации управления.
«Наша трибуна» – эта новая рубрика появляется в каждом номере газеты. Выступают учителя, академики, родители. Обсуждаются новые программы, учебники. Напряженный, активный диалог с читателем – основная линия газеты 90-х. «Хотите поговорить с ученым?», «Далеко ли за примером ходить?», «Вперед, за временем!», «Рассказываем и приглашаем!», «Что читают наши дети?», «За дело – сообща!». Все рубрики окрашены эмоционально, они призывают к действию. Прижилась на страницах и стала любима читателями, судя по почте, целевая полоса «Всесоюзный педсовет».
«УГ» активно пропагандирует опыт учителей-новаторов – Е. Ильина, В. Шаталова, М. Щетинина. Приветствуется стремление учителя идти нестандартным, непроторенным, порою и тернистым путем. Педагогический клуб «Эврика» привлекает в свои ряды молодых, энергичных, талантливых педагогов. В октябре 86-го отправляется в путь по стране агитпоезд «Ленинский комсомол и «Учительская газета». Первая остановка в Костроме. Отсюда молодые «эвриканцы» разъезжаются по самым отдаленным школам области. Вагон-библиотека агитпоезда принимает библиотекарей городских и сельских школ. «Эврику» на колесах» ждут новые встречи в пути. Педагогический рейс имеет широкий резонанс. Еще бы! Учителя из глубинки имеют возможность задать вопросы и Евгению Ильину, и Виктору Шаталову.
Учителя-новаторы прекрасно вписались в ряды участников комсомольского агитпоезда.
Педагогика сотрудничества. Отношения учителей с учениками – одна из главных тем «УГ» 86-99-х годов. «Сотрудничество – это когда все вместе и все равны, но каждый из нас – я сам» – так определяет этот термин десятиклассница из Томска Катя Сморозинская. Ее слова выносятся в заголовок полосы, рассказывающей о сотрудничестве взрослых с детьми. «Письмам о сотрудничестве» отводится много места. Ведь читатели не только поддерживают педагогику сотрудничества. Они ее осмысливают, развивают и творят. Новое настойчиво стучится в школьные двери, и надо эти двери для него широко распахнуть, не устает внушать своим читателям газета. Не случайно на ее страницах появляются письма учеников под заголовком «Что они думают о нас?» Эти откровенные высказывания мальчишек и девчонок о взрослых вызывают шквал откликов. Путь к взаимопониманию нелегок. Нет, «Учительская газета» не выступает против учителя, она вынуждена порою говорить ему не совсем приятные вещи. Автор статьи «Каковы наши дети – таково будущее» («УГ» от 14.11.1987 г.) сетует, что многочисленные ведомственные инструкции зачастую лишают педагогов инициативы, превращая их в безгласных исполнителей. А сегодня жизнь требует творческих, ярких личностей. Ведь школа должна воспитывать человека, способного отвечать за судьбу государства, за свою собственную судьбу. А разве может выполнить эту задачу учитель-исполнитель, учитель-конформист? Обществу нужны раскрепощенные, творчески мыслящие люди.
«Наконец-то с помощью газеты я поверил, что возможность демократизации нашего общества становится реальностью, – радуется читатель из Борисоглебска Воронежской области. – Нам, учителям, нужно воспитывать такую личность, которая не могла бы переносить авторитарно-бюрократической системы принуждения, которая не представляла бы себе иного режима в стране, как самой полной демократии». Перестройка набирает силу.
Комментарии