«Меня глубоко возмущают манеры моей дочки и ее подруг. Как они говорят?! Необычайно развязно, громко. Хохочут как-то резко, беззастенчиво, зовут друг друга Майками, Зойками!.. А манера одеваться? Смотрю, моя дочь перед зеркалом закручивает вверх корсаж юбки, которая кажется ей недостаточно короткой, некрасиво, вульгарно…». Это письмо матери занимает четверть полосы «Учительской газеты» от 10 января 1945 года. Сегодня строки о возмутительном поведении молодых, их манере одеваться, конечно, кажутся такими наивными.
Мама, врач по профессии, у которой муж и сын на фронте, пишет: «Я понимаю, что сейчас не такое время, чтобы заниматься этими мелочами. Но ведь дочка-то растет, несмотря на войну, приходится задумываться над ее воспитанием».
Нет, недаром это письмо появляется в одном из первых номеров «Учительской газеты» 1945 года. Отныне рубрика «Воспитание культурных привычек» становится постоянной на страницах. Почти в каждой публикации делается экскурс в прошлое. «Вспоминаю порядок в гимназии: директор, классные наставники встречали каждого ученика, осматривали с головы до пят, за погрешность костюма, за небрежный кивок головы, так основательно «беседовали» с провинившимся, что у того не было ни малейшей охоты повторить свой проступок». Так пишет один из директоров в заметке «У входа в школу».
Не отказываясь вовсе от старого положительного опыта, газета настойчиво разъясняет, как каждая школа должна прививать своим ученикам «настоящую советскую культуру». Именно в военное время вводятся в действие «Правила для учащихся». Дисциплине, режиму, воспитанию культуры поведения школьников – самое пристальное внимание. Школа предъявляет счет детским театрам. Надо, чтобы в репертуаре каждого театра юного зрителя обязательно были произведения, изучаемые в школах. Редакция обращается с призывом ко всем читателям писать на темы воспитания.
Шквал писем обрушился на редакцию. Наши дети рано повзрослели. Надо вернуть им детство! – бьют тревогу учителя, родители, вся общественность. Почему так много внимания уделяется вопросам воспитания в 45-46-х годах? Ответ находим в передовой статье наркома просвещения РСФСР В.Потемкина: «Это советская школа воспитала героев и победителей. Ныне, стоя на высоте всемирной исторической славы нашей страны, мы обязаны сделать нашу школу примером и образцом для всего передового человечества. А за последнее время, мы, будучи заняты вопросами учебной работы, несколько ослабили внимание к важнейшим проблемам воспитания детей».
Новый учебный год (1945-1946 гг.) начинается трудно. Не все школы готовы принять детей, сказывается разруха военного времени. Но развертывается поистине всенародное движение помощи школам. Всячески поддерживается попечительство, шефство. Проходят массовые воскресники, дни помощи школам.
Наркомом просвещения РСФСР все военные годы был Владимир Петрович Потемкин. Это при нем осуществлено раздельное обучение мальчиков и девочек в школах крупных городов, введены «Правила для учащихся», решен вопрос о приеме в школы с семилетнего возраста. Но мало кто знает, что под руководством Потемкина вышел капитальный труд «История дипломатии», удостоенный в свое время Сталинской премии. Выпускник Тверской гимназии, окончивший успешно МГУ, прошел путь от преподавателя реального училища до наркома просвещения. В 1946 году его не стало. Министром просвещения назначен А.Г.Калашников.
Комментарии